Аферы с билетами на Евро-2012. Расследование «ФАКТОВ»
В дни, когда вся Европа прильнула к экранам телевизоров и с замиранием сердца следит за футбольными баталиями, у жуликов жаркая страда. Ведь они не могут упустить случая заработать на интересе миллионов людей к одному из наиболее престижных турниров. Поэтому законопослушным гражданам во время проведения подобных массовых мероприятий приходится быть очень осторожными, чтобы не попасть в сложную ситуацию. Особенно, если они решили во время чемпионата немного подзаработать.
Как только Ирина договорилась с клиентом, количество желающих приобрести билеты резко возросло
Заказав за год билеты на матчи, люди планировали реализовать их накануне чемпионата подороже. Однако этот способ получения дохода оказался не таким уж легким. Ведь в операции с билетами включились и профессиональные жулики. И спекулянты-любители сталкиваются с реальной угрозой остаться не только без заработка, но и без добытых с трудом билетов.
Об одной из таких историй корреспонденту «ФАКТОВ» рассказала Ирина, старший научный сотрудник одного из институтов Академии наук Украины:
— Материальное положение ученых в Украине, прямо скажем, оставляет желать лучшего. Поэтому больше года назад я решила впервые в жизни заняться «бизнесом» в связи с ажиотажем по поводу Евро-2012. Подумала: «А не подзаработать ли на перепродаже билетов? Ну чем я, в конце концов, рискую? В крайнем случае, если не удастся продать билеты дороже, уж за свою цену я их всегда сбуду».
Чтобы осуществить этот нехитрый план, Ирина еще весной 2011 года зарегистрировалась на сайте УЕФА и сделала заявку на билеты на все матчи, которые планировалось провести в Киеве. Однако заявка не является гарантией получения билетов. Желающих их купить оказалось гораздо больше, чем билетов, поэтому УЕФА провел розыгрыш. Ирине достались восемь билетов: четыре на матч Украина — Швеция и четыре на четвертьфинал (в этом матче 23 июня в Киеве встретились команды Англии и Италии).
Конечно, в силу своего материального положения Ирина заказывала только самые дешевые билеты. На групповой матч они стоили 300 гривен, или 30 евро. На четвертьфинал — 400 гривен (40 евро). Оплата производилась через интернет при помощи платежной карточки. Затем пришлось долго ждать самих билетов. В первых числах мая курьерской почтой Ирине на дом доставили конверт с билетами. Женщина разместила несколько объявлений в интернете. И попутно выяснила, что таких, как она, продавцов очень много.
— Я изучила другие предложения и решила, что буду выставлять цены на уровне минимальных: за групповой турнир — 1000 гривен, за четвертьфинал — 1200 гривен, — рассказала Ирина.
Решено было начать с двух билетов на матч Украина — Швеция. Объявления вызвали интерес, и уже вскоре нашелся покупатель. Позвонил молодой человек, договорился о встрече и сполна расплатился. В общем, все прошло отлично.
Оставшиеся два билета Ирина выставила на продажу незадолго до матча Украина — Швеция (напомним, что он состоялся в понедельник, 11 июня). Объявление появилось в интернете 8 июня, в пятницу. Цену Ирина повышать не стала, хотя видела, что в других объявлениях такие же билеты предлагают и по полторы, и даже по 2 тысячи гривен.
— Почему-то я не хотела, чтобы покупатель приезжал к моему дому. Были какие-то опасения. К тому же в интернете уже стали распространяться слухи о том, что за билетами охотятся мошенники, — рассказывает Ирина. — Поэтому планировала продать во время рабочего дня. Однако не вышло. Продажа отложилась на выходные.
Покупатели не заставили себя долго ждать. В субботу звонки начались с самого утра. Ирина договорилась с одним мужчиной, судя по голосу, интеллигентным молодым человеком, что он подъедет к ее дому. Вскоре после этого количество желающих приобрести билеты резко выросло. Телефон звонил непрерывно. Она только успевала отвечать, что билеты уже проданы.
— Мне показалось это странным, — вспоминает Ирина. — Я же знаю, что билетов реализуется много, в интернете полно объявлений.
Молодой человек появился раньше, чем договорились. Внешне он внушал доверие. Вежливый, лет 25-26. Подъехал на дорогой машине и пригласил Ирину подсесть к нему. Однако она, помня об осторожности, отказалась и предложила мужчине выйти из машины. Тот не стал спорить. Вышел, осмотрел билеты, убедился, что они подлинные, и сказал, что берет. Только с деньгами получилась заминочка. Оказалось, что у него в кошельке в основном доллары и всего 300 гривен. Заплатить же за билеты нужно было 2 тысячи гривен. Поэтому покупатель предложил Ирине два варианта решения проблемы. Либо он дает ей 300 долларов (около 2 тысяч 400 гривен), а она ему — 400 гривен сдачи, либо он платит 200 долларов (около 1 тысячи 600 гривен) и 300 гривен. Это получается на 100 гривен меньше, чем она запросила, но других денег нет. Чтобы не искать сдачу и покончить, наконец, с этой продажей, Ирина согласилась на второй вариант. Покупатель отдал деньги, взял билеты и уехал.
«Вы еще поплатитесь! Забыл вам сказать, что мой отец — генеральный прокурор»
Казалось, все прошло нормально, и Ирина, довольная исходом дела, отправилась с семьей за город. Но через некоторое время телефон вновь зазвонил. Оказалось, это тот же молодой человек.
— Вы знаете, я позвонил в Киевскую горадминистрацию и мне там сказали, что сектор, в котором вы мне продали билеты, шведский. А мне не хотелось бы на матче сидеть среди иностранцев.
— Не может быть! — возмутилась Ирина. — Билеты в этот сектор распространялись только в Украине. Ведь в УЕФА жестко придерживаются правила не размещать болельщиков из разных стран в одном секторе. Не дай бог устроят драку.
— Нет, у меня совершенно точные сведения, что там вокруг шведы. А я ведь покупал билеты для отца. Он больной человек, сердечник. И ему невозможно будет сидеть в таком окружении. Поэтому я подъеду и верну билеты, а вы мне — деньги.
— Но я уже уехала из Киева. И не планирую возвращаться до конца выходных.
— Ничего, — убеждал покупатель, — давайте я вас догоню. Вы же видели, какая у меня хорошая машина.
Настойчивость молодого человека смутила Ирину. Она заподозрила, что имеет дело с мошенником, который хочет подменить ее билеты на фальшивые. Поэтому решила обратный обмен не производить.
— Вы купили у меня билеты, они подлинные, и если по какой-то причине вам не подошли, то можете легко их продать. А я охотно помогу. Мне продолжают звонить люди, которые желают купить билеты. И я всем им буду давать ваш телефон, — заверила она покупателя.
Чтобы убедиться в справедливости подозрений, Ирина, добравшись до компьютера, сделала запрос в УЕФА и получила подтверждение: сектор, в который были билеты, конечно же, украинский. Кроме того, она попросила знакомых позвонить молодому человеку и спросить, не продаст ли он билеты по 1 тысяче 200 гривен. Тот ответил, что никаких билетов у него нет. После этого Ирина во всех своих объявлениях в интернете заменила личный номер телефона номером мошенника и отключила мобильный на выходные.
Включила она его только в понедельник, в день матча. Тут же раздался звонок, и знакомый голос обиженно спросил:
— Так что, вы не собираетесь вернуть мне деньги?
— Но позвольте! — ответила Ирина. — Ведь я продала вам хорошие билеты, и вы легко можете реализовать их даже по более высокой цене. Я сделала все, чтобы в покупателях у вас недостатка не было.
— Вы сделали мне антирекламу! Испортили мой имидж! — возмутился молодой человек.
— Да вы сами портите свой имидж, пытаясь всучить мне фальшивые билеты вместо настоящих.
Тогда молодой человек забыл о своих изысканных манерах. Он перешел на непечатные выражения и прибег к угрозам:
— Вы еще поплатитесь за это! Забыл вам сказать, что мой отец — генеральный прокурор. Вот я ему пожалуюсь!
— Ну что ж, ему будет полезно узнать, чем занимается сын. Но если вы так уж сильно хотите вернуть мне билеты, то давайте встретимся… — Ирина назвала адрес ближайшего райотдела милиции. — Там и обменяемся.
Услышав о милиции, молодой человек бросил трубку. А вскоре прислал Ирине на телефон sms-ку приблизительно такого содержания: «Что, тетка, кинула малолетку?»
Для очистки совести Ирина в назначенное время съездила в райотдел. Однако никого там, конечно, не оказалось.
— Теперь я напугана, даже не знаю, что мне делать с оставшимися билетами на четвертьфинал, — сетует Ирина (наш разговор состоялся еще до матча). — Думала пойти к стадиону и продать их хотя бы по своей цене. Но ведь могут арестовать за спекуляцию…
Схема преступления учитывает разные варианты поведения продавца
Случай, происшедший с Ириной, можно сказать, уникален, поскольку ей удалось не попасться на удочку мошенника и выйти сухой из воды. В остальном это совершенно обычная история. Во время чемпионата продавцы билетов столкнулись с массовым «кидаловом». Причем, судя по масштабам этого явления и схожести применяемых методов, мошенники хорошо организованы и обучены. И в большинстве случаев их комбинации заканчиваются успехом.
Схема преступления, восстановленная по размещенным в интернете рассказам пострадавших, хорошо отработана и учитывает разные варианты поведения продавца.
Начинается все с того, что вокруг человека, который реализует билеты, возникает какой-то небывалый ажиотаж. Телефон звонит не умолкая. И через некоторое время продавец уже думает: «Зря я поставил по этой цене. Надо было дороже запросить». Но уже все договорено, подъезжает покупатель. Кстати, это всегда интеллигентные, вежливые молодые люди на дорогих машинах.
Дальше разыгрывается точно такая же сцена, как в случае с Ириной. Оказывается, что у покупателя деньги в долларах. Причем только сотенные купюры. И составить из них необходимую сумму невозможно.
— Давайте прямо сейчас пойдем разменяем, — говорит покупатель.
Но продавцу не терпится завершить сделку, и он отказывается идти искать банк. Как вариант, предлагается выплатить недостающую сумму в национальной валюте. Но вдруг оказывается, что гривен в кошельке покупателя немного не хватает (обычно 100-200 гривен). Большинство людей не соглашаются терять эти деньги. Во-первых, просто жалко, а во-вторых, их воодушевляет бешеное количество звонков по телефону. Зачем же уступать, если полгорода гоняется за его билетами и можно легко реализовать их даже за большую сумму?
Предположим, человек продает два билета по тысяче гривен. Таким образом, сумма покупки составляет 2 тысячи гривен. Ему предлагают 300 долларов (по нынешнему курсу около 2 тысяч 400 гривен) и предлагают дать 400 гривен сдачи. Пересчитав доллары, продавец начинает искать сдачу. За это время жулики подменивают деньги. В результате продавец, отдав два билета и 400 гривен, получает взамен три купюры, из которых одна — действительно 100 долларов, а две другие — «единички». В общей сложности — 102 доллара. По курсу это около 820-830 гривен. Таким образом, каждый билет обходится мошенникам чуть дороже 200 гривен.
Но если покупатель все же соглашается получить за билет несколько меньше, чем рассчитывал, и берет предложенную сумму, жулики приступают к «плану Б». Такую схему им пришлось задействовать в случае с осторожной Ириной. Вдруг оказывается, что билет по какой-то причине не подходит. То ли сектор шведский, то ли ярус верхний, то ли еще что-нибудь… Главное, покупатель никак не может наблюдать спортивное действо именно с этих мест. И он предлагает совершить обратный обмен. Причем ведет себя «благородно»: предлагает продавцу оставить себе 300 гривен за беспокойство. Конечно, наивная жертва тут же начинает подсчитывать барыши. Триста гривен на ровном месте «за беспокойство», да еще и билеты можно продать подороже. В общем, одни выгоды. И соглашается на обратный обмен. Отдает деньги и получает 300 гривен и два фальшивых билета. Таким образом, билеты достаются мошенникам еще дешевле — по 150 гривен за штуку.
Расчет также на то, что жертва в большинстве случаев жаловаться не пойдет. Ведь она занимается спекуляцией, а это формально тоже нарушение закона. И правоохранители вполне могут за это ухватиться. Жулика-кидалу пойди еще поймай. А тут преступник-спекулянт сам пришел и во всем признался. Можно завести дело, передать в суд, и ко всем своим несчастьям человек должен будет еще и уплатить штраф.
698Читайте нас в Facebook