Во Львове открылся садик, который посещают как здоровые дети, так и больные аутизмом
«Когда услышала диагноз своего малыша, пришла в отчаяние»
Еще несколько лет назад о таком заболевании, как аутизм, знали в основном лишь те родители, чьим детям поставили этот диагноз. Неосведомленность часто приводила к тому, что аутичного ребенка либо пытались строго воспитывать, не понимая, почему он ведет себя не так, как все, либо записывали в умственно отсталые. А ведь если в раннем возрасте понять, что с малышом, и довериться профессионалам — врачам, педагогам, психологам, — то ребенка можно подготовить к школе, где он будет учиться вместе с обычными детьми.
Во Львове в детском саду № 165 начала работать группа для детей, больных аутизмом. По мнению зарубежных экспертов из Польши и Германии, это очень важный проект. Реализовать его удалось в первую очередь благодаря инициативе родителей больных малышей, благотворительному фонду «Открытое сердце» и другим неравнодушным людям. Научные программы разработала кафедра психологии Львовского национального университета имени Ивана Франко.
— Я сама мама больного аутизмом сына, поэтому работа с такими детьми стала делом и смыслом всей моей жизни, — рассказывает «ФАКТАМ» доцент кафедры психологии Львовского национального университета имени Ивана Франко Катерина Островская. — Когда услышала диагноз своего ребенка — аутизм, отчаяние было страшным. Жизнь потеряла смысл. Сначала любой ценой хотела вылечить малыша медикаментозно. Потом пыталась найти специалистов, которые смогли бы помочь моему ребенку. Все безуспешно! На детской площадке в нас с сыном тыкали пальцем другие мамы, кто-то твердил, что больные дети рождаются только от алкоголиков и наркоманов. С мужем разошлись — он не смог принять ТАКОГО ребенка.
Обычно аутичные дети не хотят ни с кем общаться, существуют в собственном мире, не используют жесты и мимику, не смотрят в глаза собеседнику. Больные склонны к часто повторяющимся действиям (например, день за днем складывают кубики или мелкие предметы). Каждый такой ребенок отличается друг от друга и по уровню интеллекта, и по симптомам. Насколько эта болезнь распространена в Украине, можно говорить лишь приблизительно — у нас ее начали диагностировать на 20 лет позже, чем в Европе. Поэтому используется общемировая статистика: четыре-пять случаев на десять тысяч новорожденных.
— В какой-то момент мое отчаяние дошло до предела, хоть руки на себя накладывай, — продолжает Катерина Островская. — Но в последнюю минуту в голову пришла мысль: «А кому еще нужен этот ребенок, как не мне — матери?» И утром я уже смотрела на все по-философски. Мой малыш имеет собственное развитие, поэтому я должна подстроиться под него, а не требовать стать таким, как все. Нужно уметь ловить сигналы от сына. Интуитивно учила его самостоятельно есть, одеваться, ходить по ступенькам, общаться, отрабатывая каждый день сотни, тысячи раз необходимые для этого движения, слова. Мы ставили себе маленькое задание и решали его месяцами, а то и годами. Я научилась вместе с моим мальчиком радоваться каждому новому достижению. Поел первый раз самостоятельно ложкой — и у нас в семье праздник…
«Неважно, что, одеваясь, ребенок неправильно застегнул пуговицы. Главное — он это сделал самостоятельно»
— Как вы работаете с детьми в группе детского садика?
— После того как врач определит, что у ребенка аутизм и направит его к нам либо в другую общественную организацию, которая занимается подобными проблемами, специалисты изучают возможности этого малыша, уровень его развития, способность общаться, — объясняет Катерина Островская. — Затем разрабатываем индивидуальную программу развития для каждого ребенка. И очень скрупулезно ее выполняем. Например, учим таких детей самостоятельно пользоваться ложкой во время еды. Это многоразовое повторение определенных манипуляций: сначала сам кормишь малыша, потом своей рукой зажимаешь его руку с ложкой и подносишь ко рту… Таким же образом приучаем и ходить в туалет — каждые 15-20 минут садим на горшок. «Удачно» — получи «награду», скажем, можешь порисовать. При этом необходимо предлагать ребенку то, что ему особенно нравится — собирать конструкторы, рисовать… И не надо бояться, что малыш что-то делает не так. Пусть, одеваясь, он неправильно застегнул пуговицы, рукав висит, ведь главное — он все это сделал самостоятельно!
Если мы развили у ребенка навык наследовать, он начинает сам повторять что-то не только за взрослыми, но и за окружающими сверстниками. Очень важно, что наши дети могут играть вместе со здоровыми, участвовать в подготовке утренников, общаться. Так им легче будет учиться дальше. И еще: если аутичный ребенок находится в детском саду, его мама может выйти на работу, словом, реализовать себя. Вот почему мы рассчитываем, что нашу идею поддержит государство.
Хочу посоветовать родителям: не отчаивайтесь! Я счастлива, потому что мой больной аутизмом сын научил меня терпению, умению радоваться каждому, даже самому маленькому, достижению, просто хорошо прошедшему дню. Он кардинально поменял всю мою жизнь. Сейчас у меня интересная работа на кафедре психологии, защищена кандидатская, я задействована в общественной жизни, пробую решать социальные проблемы. Вышла второй раз замуж за мужчину, который полюбил моего ребенка.
…Воспитатели объяснили здоровым малышам, что в садике будут особые воспитанники, которых надо жалеть, уважать, помогать. И дети все поняли! Зовут аутистов играть, в песочнице отдают им свои лопаточки и пасочки.
— Положительные сдвиги есть, — подтверждает «ФАКТАМ» и дефектолог-логопед львовского детского сада №165 Мария Навалькивская. — Дети начинают осмысленно общаться между собой, обращаться к воспитателям. Это уже большой результат! А еще учатся самостоятельно есть, расставлять тарелки, вытирать обеденный стол.
— У меня четверо детей, — рассказывает одна из мам Татьяна Октямова. — То, что третий «не такой», как остальные, заметила, когда малышу был только годик. Услышав диагноз аутизм, я пережила все, что переживают такие, как я, мамы: шок, отчаяние. Бегала по врачам. К счастью, быстро поняла: у подобных детей другая психология, но они имеют уникальные способности, к ним нужно присматриваться. У большинства аутистов дар к точным наукам или к художественному творчеству. Выражение «сумасшедший ученый» пришло из той же области. Человек не обращает внимания, во что он одет, не может поджарить себе яичницу, не знает, где лежат его рубашки, он не приспособлен к окружающей жизни — у него только формулы в голове!
Мой сын посещает экспериментальную группу. Он начинает общаться, обслуживать себя. Садик разгрузил меня эмоционально и физически. Теперь могу заниматься младшим ребенком, помогать старшим, находить время для домашнего хозяйства. У меня словно гора с плеч упала, когда я устроила в детсад своего сына. И, главное, его развитием занимаются специалисты, знающие, как адаптировать больного ребенка к жизни.
2183Читайте нас в Facebook