Под Киевом массив 140-летнего леса поделен и распродан под строительство «Канадского городка»
За заборами ревела техника, рабочие суетились возле своих объектов, погубленные самосвалами лесные участки имели жалкий вид. Вместо тенистых деревьев теперь высились несколько огромных коробок-особняков.
О том, что происходит в здешнем лесу, нам рассказали местные жители, поговорить не отказались и самые интеллигентные из хозяев участков.
«В советские времена пахотные и лесные богатства не разбазаривали»
— Землю в этом лесу уже два года назад как распродали, — говорит жительница Гостомеля Таиса Мозолевская. — Ну спилят они деревья, а рядом трасса, и чем сами-то дышать будут? Озера, реки, леса — всю Украину под себя подгребли! Срезанные деревья вывозят, а ведь это зеленые «легкие» Киева! Теперь на все лучшие земли есть охочие, а тот, кто их распродает, больше всех виноват. В советские времена правильно делали: под строительство отдавали только неудобья — пустыри, болота. Никто пахотные и лесные богатства не разбазаривал. Нам тридцать лет назад участки дали в Гостомеле — на свалке и карьере. И ничего — вон сады растут, все в порядок привели.
Как оказалось, массив
«Канадского» в нем, естественно, ничего не останется, если каждый владелец спилит сосны и зальет все бетоном. История с «Канадским городком» повторяет историю с участком леса возле поселка Коцюбинское, где 501 участок на 72 гектарах векового леса был распродан под застройку и сильно пострадал от действий новых хозяев наделов.
— Мы обращались и в Верховную Раду, и в Генпрокуратуру, и в милицию, — рассказывает жительница Гостомеля Нина Рыбицкая. — Пусть руководство столицы приедет и посмотрит, во что очень быстро могут превратить «легкие» Киева. Пока строят четыре дома из 81. Но весь этот лес уже ведь продан — придут и другие застройщики.
— Продать землю я уже не смогу, — считает хозяйка одного из участков Надежда Пожарская. — Просто не имею другого выхода — только строить. Я одинокая мать и сутками работаю, чтобы построить одноэтажный домик для своих детей. Продала квартиру и рассчитала полученные средства до копейки. Лично не снесла ни одного дерева, это ведь главная ценность участка. Но теперь понятно, что жить «в лесу» не получится, ведь таких «экологов», как я, среди будущих соседей очень мало. Мы и сами теперь боимся вырубки.
Я имею на руках официальный государственный акт на землю, причем не на рынке купленный. Перед приобретением участка все проверила по нескольку раз, даже в Киевсовет ходила, где подтвердили: ваши документы чистые, но... дело будет очень сложное. Можете покупать, и госакт на землю вполне законный.
Согласования с экологами, водоканалом, пожарными и другими инстанциями не доставили проблем. Но долго не выдавали разрешения на строительство. Я — добросовестный покупатель и никаких законов не нарушала. Соседи подавали в суд на то, что им препятствуют строить дома, и дела свои выиграли.
Спрос на землю возле Киева огромен, потому ценовое предложение, например в «Канадском городке», — от 100 до 180 тысяч условных единиц за
«Каждый раз удивляет бездействие контролирующих органов — и экологических, и правоохранительных»
Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили столичных лесничих.
— Городской общине столицы в лице Киевсовета принадлежат леса в окрестностях города, — утверждает юрист Святошинского лесопаркового хозяйства Иван Кравчук. — А лесопарковые хозяйства, в частности Святошинское, — законный землепользователь этих территорий,. — И никакой сельсовет — ни Гостомельский, ни того же поселка Коцюбинское — не имеет никаких оснований распоряжаться лесными угодьями города.
С 1956 года нам предоставлен участок в землепользование. Каждые 10 лет разрабатываем материалы по лесоустройству, действующие ныне подготовлены в 2009 году. В соответствии с пунктом 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины документом, подтверждающим право на землепользование, являются материалы по лесоустройству до получения в установленном порядке государственного акта на все земли лесопаркового хозяйства.
Кроме судебных разбирательств по каждому факту раздачи леса, мы в течение нескольких лет обращались в Генпрокуратуру, МВД, к президентам и премьер-министрам. Каждый раз удивляет бездействие контролирующих органов — и экологических, и правоохранительных. Сейчас прокуратура Киева начала готовить исковые заявления о возвращении земель лесного фонда в собственность территориальной громады Киева. По состоянию на сегодняшний день ни по одному иску окончательного решения не принято. Нам известно, что по факту таких действий Гостомельского сельского совета возбуждались уголовные дела, а также в отношении землеустроительной организации Ирпеня. По неизвестным нам причинам уголовные дела закрываются в ходе следствия.
На физических лиц — покупателей мы никак не можем повлиять, потому что у них на руках государственные акты на землю. А разобраться по существу, на каком основании эти акты были выданы, на каком основании структурами Киевской области были выданы разрешения на снос зеленых насаждений, тогда как земля относится к Киеву, не спешит ни один из контролирующих или правоохранительных органов!
Киевская область распорядилась землями лесного фонда столицы, раздала акты на землю, и никто не понес никакого наказания, хотя бы даже в дисциплинарном или административном порядке, а ведь такие действия мы считаем уголовно наказуемыми. К покупателям участков, на которых растет киевский лес, лишь один вопрос: позволяет ли им совесть губить вековые деревья, по сути, «легкие» Киева?
Ранее Киевсовет подал иск по землеотводам возле Коцюбинского. По Гостомелю пока подано только семь исков из 81.
— Почему же Киевсовет как собственник земли не обращается сейчас с общим иском на весь лесной массив возле Гостомеля? Ведь если разбирать по одному делу, то на рассмотрение 81 дела уйдет несколько лет. А тем временем владельцы госактов успеют уничтожить ценный лес, застроив свои участки.
— Это мне непонятно. Сейчас, когда на недавней сессии было принято решение о включении более чем шести тысяч гектаров лесных угодий (возле Коцюбинского и Гостомеля) в состав Голосеевского заповедника, возможно, в Киевсовете ожидают соответствующего указа Президента, который сразу решит все проблемы по охране лесов от застройки.
— Но остальные леса Киева останутся по-прежнему уязвимы для посягательств сельских советов...
— Сельсоветам удобно прикрываться тем, что у столичных лесопарковых хозяйств нет государственных актов на землю, и они считают границы не установленными, не читают Лесной и Земельный кодексы, — говорит главный лесничий Святошинского лесопаркового хозяйства Анатолий Крутько. — Кроме того, как аргумент используют и то, что нет документа о размежевании между Киевом и областью, хотя фактически повсеместно стоят знаки, в натуру границы вынесены, есть наши «лесные» знаки — квартальные столбы. В лесу возле Гостомеля их целая вереница.
Еще в 2006 году мы обращались с ходатайством в Киевзем об изготовлении госакта на землю. Но это немалые деньги. Только на подачу документов на наши 12 тысяч 510 гектаров нужно 1,5 миллиона гривен. Пока этот вопрос не решен, и мы защищаем зеленые «легкие» Киева с помощью Лесного кодекса и всеми доступными нам средствами. Хотя трудно в одиночку вести неравную борьбу.
896Читайте нас в Facebook