Уникальная операция в Харькове: пациентку оперировали на одном столе, а ее почку — на другом
Едва отойдя от наркоза,
*Вера Ананко: «Врачи говорят, что уже скоро выпишут меня домой, и я, наконец, смогу увидеть детей и внуков»
Семь лет назад Вере Ананко из небольшого поселка Новая Водолага Харьковской области уже удалили одну почку, пораженную злокачественной опухолью. После операции женщина вернулась к обычной жизни. Вскоре почувствовала боль в другой почке. Однако за домашними хлопотами, не оставлявшими ни секунды свободного времени, все не находила возможности для посещения врачей. Наверное, и дальше продолжала бы терпеть боль, если бы не почечное кровотечение. «Скорая» привезла пенсионерку в Харьковский областной центр урологии и нефрологии имени Шаповала в начале августа. Обследование сразу же подтвердило, что единственная левая почка пациентки также поражена злокачественной опухолью.
— Ситуация была очень сложной, — рассказывает директор Харьковского областного центра урологии и нефрологии имени Шаповала профессор Владимир Лесовой, курировавший операцию. — Опухоль располагалась таким образом, что удалить ее, не вызвав критического для жизни кровотечения, было невозможно. Единственный выход, как нам тогда казалось, — удаление органа. После чего всю оставшуюся жизнь женщине пришлось бы проходить процедуру гемодиализа: с помощью аппарата «искусственная почка» три раза в неделю по шесть часов очищать кровь. Однако во время врачебного консилиума я предложил коллективу прооперировать почку вне организма. Данное хирургическое вмешательство — самое сложное в современной мировой онкологической хирургии. Операция длилась семь с половиной часов и прошла успешно. А сейчас мы готовимся провести такие же вмешательства еще двум пациентам.
«Я готовилась к тому, что всю жизнь придется зависеть от гемодиализа»
Вера Афанасьевна вышла к журналистам в сопровождении целой делегации врачей.
— Перед этим, — признается «ФАКТАМ» главный нефролог Харьковской области профессор Нина Андоньева, — мы ее долго уговаривали побеседовать с прессой. Наша необычная пациентка — очень скромная женщина. Поэтому стеснялась выходить к журналистам. Но потом все же согласилась
— Семь лет назад, когда обнаружили опухоль на правой почке, орган удалили именно в этом центре, — говорит Вера Ананко. — Я всегда с благодарностью вспоминала врачей, которые делали мне тогда операцию. Ведь именно они подарили мне несколько лет жизни. Думала, что самое страшное уже позади. И даже представить не могла, что такая же проблема может возникнуть и с левой почкой. Все эти годы я занималась хозяйством, воспитывала четверых сыновей, затем внучек — их у меня две. Кстати, — улыбается Вера Афанасьевна, — старшая внучка уже учится в медицинском училище. Так что свободного времени у меня никогда не было.
Даже тот день, когда меня привезли на «скорой» в больницу, с утра казался самым обычным. Я успела съездить в Харьков, но на обратном пути почувствовала себя плохо. Дома открылось кровотечение. После обследования в центре выяснилось, что нужна операция. Конечно же, меня предупредили, насколько все сложно. О том, что я стану первым человеком в Украине, которому сделают такую сложную операцию, не задумывалась. Была согласна на все. Даже на то, что удалят мою единственную почку и потом всю жизнь придется зависеть от гемодиализа... Сейчас я очень счастлива. Врачи обещают, что уже скоро я вернусь домой, увижу своих детей и внуков. Это для меня самая большая радость.
*В бригаду врачей, проводивших вмешательство, входили специалисты разных профилей — урологи, хирурги, нефрологи, анестезиологи и трансплантологи
То, что уникальное вмешательство впервые было проведено именно в Харькове, сотрудники центра урологии считают закономерным. Ведь именно здесь, в первой столице Украины, в 1933 году профессор Юрий Вороной впервые в мире провел операцию по пересадке почки человеку.
— В этом году наш центр отмечает 45 лет со дня основания, — рассказывает директор Харьковского областного центра урологии и нефрологии имени Шаповала профессор Владимир Лесовой. — Его открыл в 1967 году мой учитель, профессор Шаповал. В СССР это был первый и крупнейший урологический центр с шестью специализированными отделениями. Когда я стал его руководителем, то поставил перед собой задачу — «вырастить» именно у нас, специалистов высочайшего уровня. Наши врачи совершенствуют свое мастерство, часто бывают на стажировках за рубежом.
К такой сложной операции мы шли долгие годы. Ведь подобное вмешательство требует специальных технологий, новейшего оборудования и совместной работы специалистов разных профилей — урологов, хирургов, нефрологов, анестезиологов и трансплантологов. В ведущих клиниках мира они проводятся успешно. Не пробуя, мы так никогда и не смогли бы научиться делать их самостоятельно.
«На изъятой почке удалось спокойно, не опасаясь кровотечения, перевязать сосуд, который питал опухоль»
— Перед операцией все без исключения очень переживали, — продолжает профессор Владимир Лесовой. — Ведь удалить почку «в тазик» — это одно. А забрать ее у пациента так, чтобы потом вернуть на место — это сложнейшая технология. Требовалось сохранить мельчайшие веточки сосудов, чтобы в дальнейшем можно было их опять «подключить». Затем орган нужно обработать по специальной методике трансплантации. Почку оперировали на отдельном столе. Во время вмешательства удалось спокойно, не опасаясь кровотечения, перевязать сосуд, который питал опухоль. Потом удалить часть больного органа. После чего почку пересадили пациентке. Когда все было закончено, вся бригада с тревогой ожидала, как поведет себя в теле прооперированный орган. Приживется ли, не возникнет ли кровотечение, начнет ли он функционировать... Это были самые тяжелые минуты.
*Профессор Владимир Лесовой: «Операция, которую мы провели, — самая сложная в современной онкологической хирургии»
Конечно же, если бы существовал хоть малейший шанс обойтись без операции, мы бы не подвергали пациентку такому риску. Но он был оправдан. Сегодня знаем, что можем проводить столь сложные хирургические вмешательства. Нас уже поздравили коллеги из Америки, Германии, Италии, Швеции, России. В мире большинство пациентов, перенесших подобные операции (их около 70 человек), возвращаются к нормальной полноценной жизни. Сейчас мы подбираем Вере Афанасьевне курс иммунотерапии. Потом понаблюдаем, как женщина будет переносить лечение, и отправим ее домой.
— Вера Афанасьевна — необыкновенная женщина, — не может сдержать эмоций главный нефролог Харьковской области Нина Андоньева. — Она говорит так, словно поет, учит нас радоваться обыденным вещам: восходу солнца, растущей траве. Очень добрая и чуткая. К сожалению, всю свою жизнь наша пациентка ни минуты не заботилась о себе. Ведь если бы она регулярно обследовалась, то опухоль не выросла бы до таких размеров. И можно было бы обойтись более щадящей операцией. Но разве наши сельские женщины привыкли себя жалеть? Вот и Вера Афанасьевна, превозмогая боль, копала огород, закрывала консервацию, доила коров... Поступила в больницу уже в крайне тяжелом состоянии. Слава Богу, сейчас пациентка чувствует себя хорошо. И теперь выздоровление во многом будет зависеть от того, насколько бережно она начнет относиться к своему здоровью.
Надо заметить, что операцию, стоимость которой за границей составляет сотни тысяч долларов, для обычной сельской жительницы провели бесплатно. Средства, потраченные родственниками пациентки на приобретение расходных материалов, будут им возвращены в виде материальной помощи за счет областного бюджета.
3310Читайте нас в Facebook