Рош Ашана в Умани: сдав жилье хасидам, хозяева ютятся в гаражах и на чердаках
Улицы Умани заполнены людьми с пейсами в черно-белых одеждах. Здесь паломничество брацлавских хасидов самое масштабное в Украине. Микрорайон города, который облюбовали заграничные гости, уманчане вот уже несколько лет называют хасидским. Паломники приезжают на могилу к праведнику — цадику Нахману, чтобы вместе с ним встретить Рош Ашану — еврейский Новый год.
«Когда прибываешь на мою могилу, даешь милостыню в мою пользу и произносишь десять глав Псалмов, я обязательно спасу твою душу. Я схвачу тебя за пейсы и вытяну тебя из ада, какие бы плохие дела ты ни совершил!» — обещал своим последователям и ученикам рабби Нахман. И брацлавские хасиды верят: если они встретят Рош Ашану вместе со своим учителем, весь следующий год им будет сопутствовать удача. Страстно помолившись, они поют, танцуют, угощаются праздничными блюдами, совершают омовение в пруду, смывая старые грехи. Чтобы привить своим маленьким сыновьям любовь к рабби Нахману, взрослые берут их с собой в Умань. Здесь, собирая детей небольшими группками на лужайках, проводят уроки по изучению текстов Торы. Малыши с самого детства знают, что станут настоящими хасидами, как их папы.
«Шалом! Шана Това, с Новым годом!» — бурлит нескончаемый поток, направляющийся к мемориалу цадика. Родственники и друзья, проживающие в разных странах, порою видятся лишь во время Рош Ашаны в Умани. Совершенно отрешенных хасидов-ортодоксов, которые даже в толпе читают священные книги, никакие мирские заботы не интересуют. «Мистер, такси!» — молодой хасид договаривается с водителем легковушки, чтобы съездить на могилы предков в Брацлав и Меджибож. Цена — 300 долларов.
— А я волонтер из Израиля, зовут меня Рувен, — улыбается, представляясь, крепкий молодой человек. — Работаю на кухне в здешней столовой, наверное, самой большой в мире. Часть кашерных продуктов завезена сюда из Израиля, например, морская рыба, которой у вас в Украине нет. Готовим мясные, рыбные блюда, салаты, соусы, выпечку. Заготовили много меда, винограда, семечек. Всех, кто пришел в эти дни к рабби Нахману, накормим вкусно и за небольшую плату. На кухне сейчас работают пятьсот уманчан.
«Пять долларов за фото!» — предупреждает торговец книгами каждого, кто подходит к нему с фотоаппаратом. В руках мужчина держит бараний рог — шофар.
На высоких заборах, которыми обнесены жилые дома в хасидском городке, надписи на иврите, из которых понятно, есть ли в здании свободные места. В праздничные дни хасиды снимают черные лапсердаки и облачаются в белые халаты. Как только первая звезда появляется на небосклоне, многотысячный поток верующих несет свиток, данный евреям Господом. Все прислушиваются к переливам шофара, провозглашающим о том, что Новый год пришел. Хасиды поют и молятся сначала в синагоге, а затем на берегу раскинувшегося неподалеку озера, в котором, по преданию, купался сам цадик.
С собой хасиды привозят поваров, врачей и полицейских. Уманчане научились зарабатывать на паломниках. Так, мальчишки, проводя гостей по нужному адресу, получают доллар-два. Тачечники подвозят им горы сумок и за каждую ходку имеют
*Сейчас в Умани не протолкнуться — город переполнен хасидами (фото автора)
— Ко многим уманчанам на протяжении нескольких лет приезжают одни и те же паломники, они предварительно звонят, предупреждают, когда будут, просят «держать» для них дом, — рассказывает уманчанка Татьяна Михайловна. — Одна из таких веселых компаний лет пять жила в нашем доме. Повезло нам с ними — неприхотливые ребята. А тут звонят, говорят, что авиакомпания подвела их — билеты до Киева продала и обанкротилась. Новые билеты они купили накануне вылета. Боятся, что не успеют в Умань к шабату (субботе), ведь путешествовать в этот день им нельзя.
А вот соседи замечают, что их постоянные квартиранты стали капризничать. То цены на жилье сбивают, то любопытствуют, почему не заменили им кровати на лучшие, не купили новый холодильник? К тому же, приехав, тут же поставили условие: «Во дворе не должно быть ни котов, ни собак, ни женщин. Уберите их. Никто не должен отвлекать нас от молитвы».
Вообще-то, странное у них отношение к женщинам. Один мой знакомый работал на мемориальном комплексе, том самом, где похоронен цадик. Он видел: когда мужчины-евреи молятся или просто стоят у гробницы, женщины ни за что не войдут туда, им это запрещено. Впрочем, у женщин-хасидок свой Новый год. За месяц до настоящего Нового года они приезжают к цадику. В молитвах просят каждая свое: незамужние хотят выйти замуж, бездетные мечтают родить. Именно на Рош Ашану в прошлом году у одной из хасидок начались роды.
— Многие уманчане сокрушаются, что гости сильно мусорят, забывают вовремя выключить воду, газ, электричество, ломают мебель, — говорит Валентина, сдающая паломникам свой дом. — Но ведь никто не заставляет брать жильцов!
— Мы вынуждены судиться с хасидами, ведь они отобрали у нас дорогу! — вздыхает Павел Науменко из пятиэтажки по улице Пушкина, 21. — Под окнами нашего дома разместили столовую. В прошлом году, затеяв стройку, хасиды каким-то чудом приобрели эту территорию вместе с дорогой. Строили в основном ночью, спать нам не давали. И техника работала, и сами они такие шумные. Теперь и мы, и жители соседних домов будто в резервации — подъезда к нам нет. Ни «скорая» помощь, ни пожарные, ни даже такси не доберутся. Суд в Умани вынес решение в нашу пользу, а вот апелляционный — в пользу хасидов. Но мы сдаваться не намерены.
— Гости веселятся, песни-пляски повсюду, а мне грустно, — вздыхает Лариса Ивановна. — Из-за паломничества брацлавских хасидов весь наш микрорайон изменился до неузнаваемости, потерял свой облик. Лишь в воспоминаниях остались исчезнувшие уютные зеленые дворики с яблоневыми садами… Грустно и оттого, что многие уманчане прислуживают хасидам — женщины наводят порядок в доме и присматривают за детьми, мужчины все время что-то строят.
К тому же многие паломники уж слишком вольготно чувствуют себя в Умани. Вместе с теми, кто молится, прибывает и много любителей погулять, поразвлечься с нашими девушками. Как-то один мой знакомый повез молодых хасидов в Киев, так они там до утра на дискотеке отплясывали.
— На Рош Ашану столько всякой малолетней шпаны в Умань съезжается, — замечает Юрий. — Воруют у беспечных хасидов сумки, а там ведь не только вещи, но и документы. Сам видел, как двое наших мальчишек ходили по улице с паспортами хасидов, искали владельцев. Хозяева нашлись и чуть не избили пареньков, пытавшихся объяснить, что распотрошенные сумки обнаружили в парке, а рядом валялись документы. Поняв, что к чему, хасиды по десять долларов мальчишкам дали.
— В этом году в Умань прибыли 26 тысяч паломников, большая часть из них — чартерными авиарейсами, — сообщил заместитель городского головы Умани Петр Паевский. — «Боинги» с гостями приземляются в «Борисполе», а также в аэропортах Одессы и Винницы. Большинство гостей — граждане Израиля, но приезжают также из США, Великобритании, Франции, из африканских стран, Японии, Бразилии. Обычно брацлавские хасиды начинают съезжаться в Умань за три-четыре дня до празднования Рош Ашаны. Вереницы микроавтобусов подвозят их в наш город круглые сутки. На улице Челюскинцев, где люди выгружаются из микроавтобусов, правоохранители проверяют документы, следят, чтобы гости не привезли с собой недозволенные предметы, наркотики. Организовывают паломничество представители еврейских организаций.
К сожалению, нам как принимающей стороне пока так и не удалось урегулировать многие организационные вопросы. В том числе и потому, что недавно произошли изменения в руководстве Благотворительного фонда брацлавских хасидов. К примеру, приезжающие в Умань отказываются платить туристический сбор, а местные граждане, которые сдают им жилье, так и не научились честно платить налоги. Мы можем разместить в гостиницах города и небольших мотелях, построенных в так называемом хасидском квартале, около пяти тысяч паломников. Но верующих приезжает значительно больше.
— Поскольку между Украиной и Израилем установлен безвизовый режим, израильтян наверняка больше, чем в предыдущие годы?
— Теперь паломники едут в течение всего года, не только на Рош Ашану.
— Хасидский микрорайон с каждым годом расстраивается, причем, как оказалось, владельцами многих мотелей, столовых, торговых заведений являются уже сами брацлавские хасиды.
— Более трехсот домовладений и квартир в этом микрорайоне хасиды купили у граждан Умани и теперь живут здесь. В Рош Ашану они сдают жилье своим же единоверцам. Если раньше все строилось без необходимых документов, теперь не рискуют. У нас есть рычаги влияния на самовольных застройщиков — в такие дома не подключаем воду, газ, электроэнергию. Вот и синагога, в которой одновременно молятся восемь тысяч человек, много лет назад строилась без каких-либо документов, теперь все оформлено. В палаточном городке, в котором проживают две тысячи паломников, есть все коммунальные удобства. Работают восемь пунктов питания, в том числе — огромная столовая на 11 тысяч 200 мест с кашерным питанием.
— За газ, воду, вывоз мусора во время празднования Рош Ашаны исправно рассчитываются?
— Сейчас все просто. Заплатили за услуги — значит, мы их предоставляем. Причем потребление газа оплачивают наперед, за воду и электричество рассчитываются по счетчикам. С уборкой территории, как всегда, возникают проблемы. За эти услуги коммунальщики предъявляют хасидам счета, но иностранцы заявляют, что готовы заплатить намного меньше.
— Тема перезахоронения останков цадика в Иерусалиме уже не обсуждается?
— Как можно увезти цадика из Умани, если он завещал похоронить себя здесь? К тому же эта могила — историческое и культурное наследие. Другое дело, что надо создавать соответствующие условия для брацлавских хасидов. В наших планах несколько проектов. Например, строительство коттеджного городка, возрождение аэропорта.
2458Читайте нас в Facebook