Егор Бенкендорф: «Общественное телевидение можно финансировать за счет рекламных доходов коммерческих каналов»
Фактически с начала существования независимой Украины в стране не прекращаются разговоры о необходимости создания общественного телевидения. Увы, за 21 год этот вопрос так и не был решен. Государство не проявило желания финансировать столь затратный проект. Что же касается частных инвесторов, то они оценивают телевизионный продукт с точки зрения его коммерческой выгоды. Между тем у общественного ТВ другие приоритеты — просвещение, развитие духовности, патриотизма. Однако генеральный директор Национальной телерадиовещательной компании Украины Егор Бенкендорф считает, что шанс на создание общественного телеканала в стране все-таки есть и мы не имеем права его упустить.
«Хотите, называйте это социальной ответственностью коммерческих каналов»
— Егор, насколько я понимаю, главная проблема на пути создания общественного ТВ — источник финансирования.
— Всегда, когда мы слышим об общественном вещателе, вспоминаем о таких корпорациях, как британская BBC, немецкие ZDF и MDR, японская NHK. Помимо высоких стандартов, их объединяют большие бюджеты и финансовая независимость. Именно решение этого вопроса в Украине должно стать первым шагом на пути создания общественного телевидения. Для того чтобы канал смог мыслить другими категориями, чтобы общественные интересы для него были важнее, чем заработок, он вообще не должен думать о деньгах. К сожалению, государство никогда не сможет обеспечить финансирование такого проекта в действительно достаточном объеме. К примеру, НТКУ с его скромными запросами по самым затратным позициям (ретрансляция, зарплаты) финансируется напрямую из госбюджета только на 50 процентов. А наши вложения в производство и приобретение продукта на год эквивалентны затратам на создание одного трехчасового красочного шоу на коммерческом канале.
— Значит, общественному каналу неизбежно придется зарабатывать самому?
— Самостоятельный заработок не сделает этот канал отличающимся от других — коммерческих. В нем будут размещаться тот же юмор, те же реалити-шоу, интересные для рекламодателей. И в нем будет столько же рекламы. Так же маловероятным видится дополнительное налогообложение. Уверен, большинство граждан не поймут, зачем обществу платить за отдельный телеканал, когда другие каналы можно смотреть бесплатно. Правда, есть еще один источник финансирования, о котором почти не говорят, хотя он лежит на поверхности. Коммерческие каналы. Если хотите, называйте это их социальной ответственностью. Ведь роль телевидения в формировании общественных ценностей, культуры, в воспитании молодого поколения очень высока. Но коммерческие каналы не могут выполнять социальную функцию, так как являются заложниками системы жесточайшей конкуренции. Они вынуждены гнаться за рейтингами, чтобы побольше зарабатывать на рекламе. Полученные доходы вновь пускаются в производство более востребованного (и, как правило, более содержательно примитивного продукта). И этот круг не разорвать. Объем телевизионного рекламного рынка оценивается экспертами в
«Телевидение, ориентированное на общественные интересы, способно быть увлекательным»
— Но ведь тогда получится, что коммерческие каналы будут финансировать своего конкурента?
— Получив финансирование, общественный вещатель откажется от любой конкуренции с коммерческими каналами за рекламодателя. Рекламы в его работе не будет в принципе, ведь речь идет о создании канала, который станет носителем принципиально иной программной философии. Он будет ориентирован на украинское общество, а не на потребителя товаров на рынках и в супермаркетах. Если сможем реализовать такой подход, каждый украинец получит возможность смотреть канал с детскими, аналитическими, образовательными, познавательными программами, у которого нет необходимости гнаться за удовлетворением сиюминутных потребностей зрителей — юмором и шоу, скандалами. Это подстегнет украинскую науку, культуру, даст возможность самореализоваться талантливой молодежи. Ролевыми моделями канала станут не звезды-однодневки, а ученые, мыслители, писатели, общественные деятели. Люди, по которым потомки будут судить о нашем времени. Можно перефразировать расхожее выражение и сказать, что мы — это то, что мы смотрим. Уже очень скоро мы можем изменить себя. Главное — сделать первый шаг.
— Хорошо. Но насколько ваша идея осуществима?
— Много лет работая на коммерческом канале и два года руководя государственной Национальной телекомпанией, которая преимущественно рассматривается экспертами как основа для создания общественного вещателя, я понял, какая сложная задача перед нами стоит и как ее можно превратить в реальность. Два с половиной года тяжелой работы показали: телевидение, программная сетка которого ориентирована на общественные интересы, способно быть увлекательным для зрителя. Подтверждение тому — скачок Первого национального с
Читайте нас в Facebook