Допустимое превышение водителем скорости хотят уменьшить с 20 до 10 километров в час
Около года назад ряд народных депутатов уже выступал с предложением ужесточить наказания за нарушения Правил дорожного движения — вновь ввести «письма счастья», эвакуаторы и так далее. Парламентарии тогда поясняли, что после многократного увеличения штрафов в 2009 году количество аварий снизилось более чем в два раза. Но прошло несколько лет, водители привыкли, и число жертв ДТП вновь начало расти (надо сказать, что в руководстве ГАИ идею парламентариев поддержали: особенно фотофиксацию, которая работает по всей Европе, а в Украине признана судами антиконституционной). Впрочем, осуществить задуманное народным избранникам помешали выборы. Верховная Рада не захотела идти на непопулярные меры, способные вызвать недовольство «водительских масс».
Но вот выборы прошли, и недавно в парламенте вновь зарегистрировали проект закона о повышении безопасности на дорогах. По мнению экспертов, у документа сейчас гораздо больше шансов быть принятым. Ведь новые штрафы — это дополнительные поступления в бюджет, а проблема наполнения казны как никогда актуальна.
Если закон таки одобрят, автомобилистов ждут большие перемены. Главное новшество — снижение допустимого превышения скорости с 20 до 10 километров в час. Сейчас в городе при разрешенных 60 километрах в час (за городом — 90 километров в час) водители безнаказанно могут разгоняться до 80 километров в час (за городом — до 110 километров в час). В будущем их хотят «притормозить» до 70 километров в час (за городом — до 100 километров в час).
Более широкой станет вилка штрафов. За превышение скорости более чем на 10 километров в час придется заплатить от 255 до 340 гривен, свыше 20 километров в час — от 340 до 510 гривен, свыше 30 километров в час — от 510 до 680 гривен, свыше 50 километров в час — от 680 до 850 гривен.
При этом постановления о штрафе за превышение скорости вновь собираются присылать по почте владельцу автомобиля. А как же, спросите вы, быть, если за рулем находился другой человек? Ведь, чтобы управлять чужой машиной, сейчас даже не нужна доверенность — достаточно иметь техпаспорт и страховку. Но авторы законопроекта нашли выход из положения: в течение десяти дней после получения «письма счастья» хозяин машины имеет право прийти в ГАИ и сообщить имя… истинного нарушителя. Если же установить виновника не удается, отвечать придется владельцу автомобиля.
С точки зрения житейской логики, предложение народных депутатов имеет право на жизнь — если уж купил машину (повышенный источник опасности), то не давай ее кому попало, а дал — значит, тебе и отвечать. Но правозащитники считают, что законопроект противоречит Конституции, в которой записано, что юридическая ответственность лица носит индивидуальный характер, никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении преступления.
Парламентарии также хотят увеличить штрафы для виновников ДТП. Сейчас за аварию, повлекшую средние или тяжелые травмы или смерть, водителю грозит уголовная ответственность — от штрафа в 3400 гривен до лишения свободы от 5 до 10 лет. Но если участники столкновения благодаря подушкам безопасности отделались ушибами и синяками, наказание сразу же становится на порядок мягче — штраф от 340 до 425 гривен или лишение прав от шести месяцев до года. Точно такие же санкции ожидают водителя, просто поцарапавшего соседнюю машину на парковке. Чтобы избежать уравниловки, парламентарии намерены ввести отдельное наказание за аварии с легкими телесными повреждениями — штраф от 2550 до 3400 гривен, лишение прав на
Насчет эвакуаторов, в отличие от «писем счастья», авторы законопроекта решили не выдумывать ничего нового: гаишникам просто разрешат временно задерживать неправильно припаркованное транспортное средство с помощью блокиратора, а затем эвакуатором доставлять его на штрафплощадку. Впрочем, забирать машину допускается лишь в случае, когда она существенно препятствует дорожному движению.
В законопроекте предложено и несколько, по мнению экспертов, «мертворожденных» норм. Так, предлагается увеличить штрафы за превышение допустимого уровня выхлопных газов для автомобилей с моторами объемом более 2,4 литра (сейчас — от 510 до 850 гривен для всех классов авто). Однако сами гаишники признаются, что уже давно не занимаются контролем выхлопов, так как не имеют необходимого оборудования. Следовательно, повышение штрафов за это — не более чем формальность.
Напомним, очередные предложения по повышению безопасности на дорогах еще в конце прошлого года представила и Госавтоинспекция. Основные новшества следующие: с 1 октября по 1 мая все машины обязаны ездить с включенным ближним светом или ходовыми огнями, а шины на автомобилях должны «соответствовать сезону эксплуатации». В темное время суток находящимся на дороге водителям (к примеру, меняющим пробитое колесо) придется надевать светоотражающие жилеты. Предлагается также внести в Правила дорожного движения уточнение, касающееся водителей, которые собираются выполнить поворот налево. Планируется указать, что если едущий впереди автомобиль идет на разворот, то ему нужно уступить дорогу.
В целом эксперты считают новшества абсолютно оправданными. Беспокойство вызывает лишь норма об обязательной смене покрышек. Задумка вроде бы верная. Но кроме множества видов летней и зимней резины, существуют еще и всесезонные шины. Каким образом инспектор будет определять их «соответствие сезону»? Не станет ли это еще одним поводом для банального вымогательства?
5279Читайте нас в Facebook