«В машинном зале есть довольно сильные загрязнения, однако они не идут ни в какое сравнение с уровнем радиации на руинах разрушенного реактора»
— Пока в машинном зале четвертого энергоблока ЧАЭС зияет довольно большое отверстие, через которое в окружающую среду может попасть радиационная пыль, — говорит известный украинский эксперт в области ядерной энергетики Георгий Копчинский. — Проем следует побыстрее заделать. В качестве временного решения поврежденный участок можно покрыть особым связывающим веществом, образующим на поверхностях пленку, которая не дает подниматься пыли.
Тут есть еще один важный момент: через образовавшийся проем внутрь машинного зала могут проникать осадки. Это очень плохо — с водой радионуклиды способны вымываться за пределы здания. Кроме того, попадание влаги приводит к коррозии металлических конструкций.
*Машинный зал, часть которого обвалилась, находится рядом с «саркофагом». Фото ПО «ЧАЭС»
— По какой причине произошло обрушение?
— Здание машинного зала было повреждено еще в 1986 году из-за взрыва четвертого реактора, который находится рядом. Обломки порядком повредили крышу машзала, влетали через образовавшиеся дыры. Сначала попытались очистить кровлю, но сильно загрязненные фрагменты застыли в гудроне, которым она была покрыта. Гудрон полностью сняли. Значительную часть кровли заменили. Работы велись в условиях высоких радиационных полей, что могло отразиться на качестве.
— Нынешнее обрушение произошло на одном из укрепленных тогда участков, — заявил Николай Карпан, работавший в 1986 году заместителем главного инженера ЧАЭС по науке и ядерной безопасности. — Возможно, этому способствовало то, что на кровле накопилось большое количество снега, который оттуда вряд ли убирали.
— Само по себе это ЧП не представляет большой опасности, — говорит Георгий Копчинский. — Однако нужно удостовериться, что оно не является «первым звонком» в цепи возможных подобных происшествий.
— В машинном зале четвертого энергоблока есть датчики, контролирующие состояние строительных конструкций?
— Такие датчики ставят в особо ответственных зданиях и помещениях — там, где есть ядерное топливо. Машинный зал не входит в их число.
— Его предстоит восстанавливать. Насколько опасны предстоящие работы для тех, кто будет это делать?
— В машзале есть довольно сильные загрязнения, однако они не идут ни в какое сравнение с уровнем радиации на руинах разрушенного реактора. Напомню, он упрятан под стенами объекта «Укрытие».
— Вероятно, главной причиной обрушения стало то, что рядом с машинным залом велись масштабные работы по подготовке к сооружению «Укрытия-2» и его сборке, начавшейся в апреле прошлого года, — считает Николай Карпан. — ЧП свидетельствует о том, что на станции есть ослабленные конструкции. Тут нужно сказать, что до ЧАЭС доходят колебания от мощных землетрясений (до украинского Полесья докатываются «отголоски» землетрясений, происходящих в Румынии. — Авт.). По наблюдениям сейсмологов, за последние 200 лет катаклизмы такого рода в районе ЧАЭС происходят с периодичностью в 20 лет. Подобные подземные толчки отмечались в 1991 году. Поэтому вероятность землетрясения в ближайшем будущем высока, оно может спровоцировать новые обрушения конструкций станции.
— Работы по строительству нового «Укрытия» приостановлены до уточнения радиационной обстановки, — сообщила «ФАКТАМ» заместитель начальника отдела международного сотрудничества и информации госпредприятия ПО «ЧАЭС» Татьяна Грива. — Тем временем наши специалисты завершили осмотр строительных конструкций машинного зала в месте разрушения. Для углубленного обследования и разработки проекта восстановления повреждений привлечены сотрудники Научно-исследовательского института строительных конструкций и института «Энергопроект».
1874Читайте нас в Facebook