ПОИСК
Происшествия

Во Львовской области тысячи(!) людей стали жертвами хорошо продуманной аферы

10:30 2 марта 2013
автоафера

В канун 2013 года многие магазины и салоны предлагали выгодные акции и небывалые скидки на дорогостоящие товары, в частности, на автомобили. И только в феврале покупатели, попавшиеся на эту удочку, узнали, что за машину, приобретенную в рассрочку по привлекательной цене, им придется заплатить втридорога.

— Известная фирма, разрекламировавшая акцию по продаже автомобилей, облапошила меня почти на 50 тысяч гривен и вымогает еще 80 тысяч, а машины как не было, так и нет, — разводит руками 45-летний житель Городка (Львовская область) Михаил Куциняк (на фото). — В канун Нового года решил сделать себе подарок, осуществить заветную мечту — купить машину. А тут насмотрелся рекламы, предлагающей приобрести новый автомобиль украинского производителя в рассрочку, условия показались весьма выгодными. Половина суммы на покупку «Шевроле Авео» у меня была. И 27 декабря 2012 года я пришел узнать подробности акции в одну из солидных фирм. Несмотря на то что офис находился на окраине города, там было полно потенциальных покупателей, стены увешаны рекламными проспектами, зал празднично украшен. Торговый агент Надежда, узнав, что деньги у меня есть, моментально оформила договор на покупку авто за 94 тысячи гривен и дала мне подписать этот документ. На вопрос, могу ли я сначала ознакомиться с договором, а завтра его оформить, резко ответила: «Завтра будет поздно, количество машин под акцию ограничено, и она продлится лишь до 31 декабря. 28 — пятница (короткий день), а в субботу и воскресенье мы не работаем. Поэтому в последний день автомобилей по такой цене просто не останется!»

Посмотрев на толпу желающих обзавестись новеньким авто, я согласился подписать документы. Подумал: «Если так много людей идут на сделку, то, видимо, они не могут ошибаться». У меня сразу потребовали почти 4 тысячи гривен в качестве «вступительного взноса» за автомобиль. Надежда, прощаясь, заверила: все будет очень просто, даже страховку к машине я получу бесплатно, так сказать, в подарок. Кроме того, она сообщила, что мне будут приходить квитанции, которые нужно оплачивать. Чем больше денег внесу на счет, тем быстрее покупка будет моей. На том и расстались. Подписанные бумаги до Нового года так и не успел прочитать из-за предпраздничных хлопот.

Сразу после Рождества мне стали приходить квитанции на крупные суммы. В течение января я внес по ним более 47 тысяч гривен! Оплаты всячески поощрялись. К примеру, мне прислали сертификат серебристого цвета с названием «Право на покупку автомобиля». Там писали: «Поздравляем! Ваша возможность купить автомобиль повысилась!» Сначала я обрадовался. А потом забеспокоился: о какой возможности идет речь, если я выбрал уже и марку, и даже цвет авто? Почему торгуют «возможностью», а не машиной?! Заглянул в документы и ахнул! Договор-то был не о продаже авто, а о «предоставлении финансовой услуги по администрированию финансовых активов для приобретения автомобиля». Причем представитель фирмы сама напечатала договор даже без указания срока, на который он составлен.

РЕКЛАМА

Попутно Михаил узнал, что состоит в группе из 130 человек, дружно ожидающих ту же машину, которую выбрал он. Заподозрив, что его втянули в пирамидальную схему покупок, помчался на фирму. С трудом разыскал Надежду. На все его расспросы она монотонно отвечала: «Мы вам все написали в договоре, и вы имели право в течение семи дней расторгнуть соглашение». Действительно, такой пункт был. Но Михаил продолжал возмущаться: «Как же так?! Вы сами говорили, что работаете только до 31 декабря, а там сплошные выходные и праздники, у меня был всего один день!» Менеджер с этим согласилась и сразу предложила... поскорее заплатить остальные деньги. Мол, чего вы расстраиваетесь, столько уже уплатили за месяц, одолжите деньги и получите свое авто.

— Деваться было некуда, — вздыхает Михаил. — Попросил расписать, сколько всего должен уплатить, чтобы забрать машину, поскольку никакого графика платежей с конкретными суммами договор не содержал. Девушка подсчитала, вышло почти 115 тысяч гривен. Я был в состоянии ступора! Этого не может быть! Ведь в рекламе и приложении указана цена 94 тысячи! Менеджер пояснила, что выход из группы и заблаговременное погашение долга у них карается штрафом. Они-то рассчитывали, что я семь лет(!) буду платить и только тогда выкуплю машину. Но я стал упорствовать. Предложил: завтра приношу недостающую до 94 тысяч сумму и пусть мне отдают машину. Однако девушка объяснила: даже если принесу деньги, авто не получу, поскольку его еще нет. Им нужно договориться с производителем, а в начале года нужной марки на заводе может не оказаться. Кроме того, на эту марку очередь, 130 человек только из их салона ожидают, а таких салонов по Украине полтысячи.

РЕКЛАМА

Как я понял, с меня взяли деньги даже не за готовую машину, а только за миражный проект. Автомобиль получил бы в лучшем случае через семь-десять лет, когда он станет давно устаревшей моделью, да и то, если завод-производитель не свернет выпуск, как было с «Тавриями». Однако все не верилось, что меня «кинули», как лоха. Возмущался: «Вы же показали мне машину в салоне, сказали, что могу ее купить». «Это был экспозиционный экземпляр, мы его не продаем, а только принимаем заказы», — равнодушно ответила менеджер. «Но вы же продавец!» — «Да, я продавец, но не машин, а финансовых услуг».

В хитро замаскированной пирамиде этой же фирмы оказалась и 37-летняя львовянка Оксана Максимив.

РЕКЛАМА

— Перед Новым годом услышала рекламу, что украинские авто продают по выгодным ценам. Решила приобрести «Дэу», — рассказала Оксана Максимив «ФАКТАМ». — В салоне оформила договор, заплатила деньги и целый месяц ждала, когда мне отдадут покупку. Но этого так и не произошло. Пришла в салон, а менеджер Тарас заявляет: сделка не завершена, поскольку не все участники группы оплатили товар. Стала возмущаться: «Какая группа?! Я все уже оплатила!» Однако мне объяснили, что дешевые авто нужны многим, и посоветовали... ждать.

Узнавать, есть ли выход из сложившейся ситуации, журналисты отправились в салон фирмы, проводившей акцию.

— Я все уже объяснила, даже на листке расписала подробно способы оплаты, — оправдывалась менеджер Надежда. — Если бы знала, что Михаил за месяц готов будет рассчитаться, то не стала бы его оформлять. Но он мне говорил: нужна рассрочка. Мы подписали договор. Его можно расторгнуть заранее, но тогда клиент лишится вступительного взноса и свои вложенные деньги вернет лишь спустя два года, когда закроем группу. Не раньше. Все необходимые лицензии на деятельность у нас есть.

— Теперь клиент может забрать автомобиль, лишь уплатив еще 80 тысяч гривен, то есть обычную цену, а не по акции! — добавляет главный менеджер Тарас. — Но и в этом случае я не знаю, когда именно он сможет получить машину.

— Как мне удалось установить по данным финансового посредника, благодаря этой акции участниками «программы» стали 90 тысяч человек, каждый из которых уплатил сразу 3-4 тысячи гривен, — рассказывает львовский адвокат Мария Маевская. — И крупные суммы денег легли на счета ловкачей, придумавших схему «развода» граждан. Покупки в группах — всегда переплата на 30-40 процентов от реальной стоимости товара. Но даже переплатив, шансов получить авто покупатели, увы, не имеют. Ведь завод-производитель, чтобы обслужить всех этих клиентов, должен минимум три года работать только на прямой заказ. В условиях кризиса это невозможно. Конечно, государству, если оно решит закрыть завод, теперь можно привести веские аргументы в пользу продления дотаций. Мол, вот сколько у нас желающих поддержать отечественного производителя! Не исключено, что деньги продавцы вернут людям через суд, но прежде получат огромные барыши, «прокрутив» средства на депозитах. А о вступительном взносе можете забыть.

— Мы получили от граждан заявления, что некая фирма причинила им большой материальный ущерб, — сообщили «ФАКТАМ» в Зализнычном райотделе милиции Львова. — Данные внесли в единый реестр, но, скорее всего, будет отказ в проведении следствия, поскольку потерпевшие, подписывая документы, шли на заведомо ущербную сделку согласно обоюдной договоренности.

Специалист по финансовым и коммерческим искам, эксперт в области безопасности совершения ценных покупок, адвокат Руслан Бельский советует жертвам подобных схем действовать быстро:

— Если фирма свернула рекламу, значит, готовится снять деньги со счетов и уйти с рынка. Нужно срочно подавать иски о защите прав потребителя. Ведь в договоре не указаны ни срок его окончания, ни ответственность финансового учреждения за неисполнение условий договора, отсутствует информация о фиксированной сумме платежей и, наоборот, указана вероятность ежемесячной корректировки взносов. Хотя производитель не выступает в качестве одной из сторон в договоре.

Можно долго говорить о том, что перед подписанием подобных договоров необходимо было согласовать свои действия с адвокатом, что такие покупки «созревают» не за пару часов... Но, увы, изменить наш менталитет пока невозможно. О надежности фирмы люди судят по вывеске. Ведь не к ним домой явились продавцы. Покупатели сами пошли, и не куда-нибудь, а в известный автосалон. Между тем пустить пыль в глаза совсем нетрудно, заменив понятие «продажа товара» на «продажу услуг по покупке». Сейчас многие офисные помещения и шикарные автосалоны пустуют, сдаются в субаренду. Вот и получается, что шарашкина контора, поставив столик в солидном автосалоне, стала как бы частью известного представителя. Чтобы не попасть впросак в таких случаях, если слышите фразы наподобие «Вы имеете уникальный шанс!» или «Вам предоставляется ошеломительная возможность!», бегите, не оборачиваясь. Иначе мошенники получат ваши деньги и после этого даже в милиции будут честно смотреть в глаза и, как ребенка, успокаивать: «Мы же не обещали автомобиль, мы только предоставили возможность его купить».

8638

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров