Гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа: «Комплексная государственная помощь выводит животноводство из кризиса»
Долгие годы производство молока в Украине стабильно сокращалось. Перекупщики платили селянам мизерные деньги, скот вырезался, так как содержать коров было невыгодно. Ситуация стала меняться в прошлом году. Впервые за время независимости численность поголовья крупного рогатого скота стабилизировалась и начала расти. Увеличилось производство мяса и молока.
По мнению экспертов, одна из причин роста — дотация Минагрополитики. По данным ведомства, за семь месяцев прошлого года, начиная с июня, ею воспользовались около 340 тысяч селян. В этом году на продление действия дотации предусмотрено выделить 650 миллионов гривен. Как это скажется на отрасли животноводства, а соответственно, на ценах на молочные продукты, рассказал генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.
— Владимир, у селян наконец-то появился стимул держать крупный рогатый скот?
— Действительно, в прошлом году практически прекращен спад поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах населения. Позитив есть, хотя и не такой большой, как ожидалось. Слишком долго согласовывались процедурные моменты. Сначала постановление предусматривало, что дотация выплачивается только за телят, рожденных в личных хозяйствах. Затем были внесены изменения, позволившие подавать заявки и на закупленный молодняк.
— Как же сделать так, чтобы селяне получили помощь без лишней волокиты?
— Молочное скотоводство — это такая отрасль, которая «не любит» частой смены условий поддержки. В последнее время у нас осуществлялось достаточно много программ. Это и дотации за килограмм реализованного веса, приращенную и сохраненную голову скота и так далее. Нужно проанализировать, какие из этих программ были эффективными, и поставить точку, сказав: «Мы останавливаемся вот на этом. И такая программа будет действовать у нас не менее
— А по какому принципу лучше всего оказывать поддержку селянам, которые держат коров?
— В госпрограмме, конечно, должен быть компонент по сохранению поголовья или дотации за реализацию молока. Но очевидно, что в этой программе должен быть и вопрос повышения товарности молока, в частности, сохранения его качества. В «домашней обстановке» иногда отсутствуют надлежащие санитарные условия, а молоко имеет контакт с руками, разной посудой. Получается, что на перерабатывающие предприятия поступает молоко уже второго сорта или вообще «без сорта». Из-за этого получать достойную цену за него трудно. Поэтому в цепочке надо выявить слабые места и исправлять их на уровне государственной политики.
— Но государство уже не первый год компенсирует селянам стоимость приобретения отечественных доильных установок!
— Да, в прошлом году выплачивали компенсацию за аппараты индивидуального доения. И в регионах управленцы понимали это и готовы были работать в интересах людей. Классический пример — Волынская область, где собрали заявки, подали их на уровень Киева и получили компенсацию. При этом никаких проблем не было. Важно, чтобы эта политика ретранслировалась, условно, от улицы Грушевского или Крещатика до каждого села. И тогда будет какой-то эффект.
— Дотации от государства, конечно, поддержат селян, но, согласитесь, себестоимость молока от одной коровы всегда будет намного выше, чем на ферме. Не выгоднее ли «единоличникам» объединяться в кооперативы, чтобы зарабатывать больше?
— По сути, семейные фермы есть и сейчас, вопрос в том, чтобы такая ферма перешла от молочного скотоводства как ситуативного заработка, к молочному скотоводству как источнику стабильного дохода. Мы просчитывали — чтобы это было экономически привлекательно и люди видели в этом основной источник доходов, необходимо, чтобы в хозяйстве было не менее
— Кстати, Минагрополитики, возглавляемое Николаем Присяжнюком, декларирует, что готово выплачивать дотации не только частникам, но и фермерам и кооператорам, которые содержат скот. В этом году они смогут получить дотацию за сдачу крупного рогатого скота и свиней на перерабатывающие предприятия.
— Опять же, многое зависит от того, как будет выписан порядок, насколько легко можно будет «достучаться» до этих денег. Если говорить о говядине и свинине, то в хозяйствах населения производство этой продукции является минимальным из-за низких доходов и тяжелой работы, которая вкладывается в содержание скота. Понятно, что в таком режиме развивать хозяйства невозможно. Я бы не воспринимал дотацию за килограмм реализованного веса как отдельный вид поддержки. Конечно, такие дотации ранее применялись и давали эффект, и здесь должна продолжаться целостная политика, включая те вещи, о которых мы говорили выше. Только тогда можно будет получить хороший эффект.
— Поголовье в этом году продолжит расти?
— Да, поголовье крупного рогатого скота может вырасти на
1025В этом году государство будет выплачивать крестьянам бюджетную дотацию за содержание и сохранность молодняка крупного рогатого скота, дотацию за килограмм живого веса проданного на убой скота, дотацию за имеющееся поголовье коров «мясного направления». Также фермерским хозяйствам будет частично возмещаться стоимость строительства, реконструкции животноводческих ферм, комплексов и предприятий по производству комбикормов, приобретенного оборудования и отечественных механизмов для животноводства и птицеводства. Кроме того, будет возмещаться стоимость закупленных племенных телок, нетелей и коров молочного, мясного и комбинированного направления производительности, расходы на закупку установки индивидуального доения.
Читайте нас в Facebook