В Крыму суд вынес приговор десяти членам милицейской преступной группировки
— Симферопольским районным судом вынесен приговор членам банды «оборотней в погонах», которую организовал из числа своих подчиненных начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Керченского горуправления милиции, — рассказывает пресс-секретарь прокурора Крыма Наталья Бояркина. — Установлено полтора десятка эпизодов преступной деятельности группировки. Восьми подсудимым назначено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до девяти лет с конфискацией имущества. Двое — получили условные сроки. Всех лишили званий и права в течение трех лет занимать должности в правоохранительных органах. Прокуратура доказала вину этих лиц в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом и контрабандой наркотиков, а также должностных преступлений.
Сейчас приговор, который еще не вступил в законную силу, изучает крымская прокуратура. Осужденные подали апелляцию. О некоторых подробностях этого резонансного дела, начавшегося еще в 2005 году, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказали в пресс-службе надзорного ведомства.
Ради показателей, премий и званий «оборотни в погонах» подбрасывали наркотики ничего не подозревающим гражданам
В ноябре 2005 года сообщение о том, что в Керчи возбуждено уголовное дело в отношении всех(!) сотрудников отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН), буквально взорвало крымское медиа-пространство. Впрочем, и в редакцию «ФАКТОВ» посыпались жалобы жен обноновцев, утверждавших, что их мужья ни в чем не виноваты, их оговаривают. Но тогда на брифингах и пресс-конференциях правоохранители, ссылаясь на тайну следствия, практически не рассказывали журналистам никаких подробностей.
— Вскоре расследование этого уголовного дела, возбужденного по факту злоупотребления служебным положением сотрудниками ОБНОН Керченского горуправления внутренних дел, передали прокуратуре, — рассказали в пресс-службе надзорного ведомства. — Постановлением прокурора Крыма была создана следственно-оперативная группа, в которую вошли следователи по особо важным делам прокуратуры, крымского главка милиции, СБУ, оперативные сотрудники службы внутренней безопасности и Управления по борьбе с организованной преступностью. И 14 марта 2006 года после возбуждения уголовного дела в отношении конкретных лиц группа выехала в Керчь и задержала обноновцев. Подозреваемых увезли в Симферополь, где по решению Центрального районного суда их арестовали.
Милиционерам предъявили обвинение в совершении преступлений по многим статьям: незаконное приобретение, хранение, перевозка, сбыт и контрабанда наркотиков, злоупотребление служебным положением. «Оборотни в погонах» незаконно задерживали людей, что привело к тяжким последствиям: ни в чем не повинных граждан осудили на длительные сроки — от пяти до семи лет лишения свободы. Оказавшись за решеткой, они потеряли здоровье, многие умерли в местах лишения свободы. Некоторые уже отсидели свой срок и вышли на свободу. Но так и не могут устроиться на работу, завести семью. А те, кто сломал им жизнь, — бывшие сотрудники ОБНОНа, — несмотря на «железные» доказательства вины, все эти годы оставались на свободе.
После первой публикации в «ФАКТАХ» о керченских «оборотнях» (в марте 2006 года) невинно пострадавшие люди стали звонить следователям из мест лишения свободы. Члены следственно-оперативной группы тогда ездили по всем колониям Украины, находили осужденных, выясняли, каким образом обноновцы упрятали их за решетку. Но не факт, что удалось установить всех жертв «оборотней». А сколько матерей обращалось к следователям за помощью! Убитые горем женщины, рыдая, умоляли: «Помогите нашим детям, они сидят ни за что! Им подкинули наркотики!»
Не меньшее эмоциональное напряжение пришлось испытать членам следственно-оперативной группы, расследовавшей это громкое дело, во время судебных заседаний. Ведь бывшие обноновцы, находясь на свободе, использовали все возможные способы защиты. В том числе морального давления не только на следователей, но и судей. Как потом признались некоторые служители Фемиды, они реально боялись за своих родственников, детей, которым бывшие правоохранители могли подбросить наркотики, как они это проделывали с другими гражданами. Даже беглое знакомство с уголовным делом подтверждает, что опасения судей были не напрасными. Поэтому приговор, вынесенный судьей Симферопольского районного суда Длявером Меметовичем Берберовым, можно считать мужественным поступком.
Вердикт стал неприятным сюрпризом для керченских обноновцев, которых взяли под стражу прямо в зале суда. Такого поворота событий они, похоже, не ожидали. Ведь, направляясь из Керчи в Симферополь на заслушивание приговора, даже не взяли вещей, необходимых в местах заключения, — настолько были уверены в своей безнаказанности. Чего не скажешь о невинно пострадавших людях. Все эти годы они лишь надеялись, что справедливость в конце концов восторжествует.
Милиционеры били «доверенных лиц», запугивали, грозили расправиться с их близкими
— Ради показателей в работе керченские обноновцы во главе с начальником отдела Брусникиным (фамилия изменена. — Авт.) заставляли своих «доверенных лиц», называемых в народе осведомителями, подбрасывать наркотики ничего не подозревающим гражданам, — сообщили в пресс-службе прокуратуры Крыма. — Для этого были разработаны, можно сказать, стандартные схемы. На роль осведомителей милиционеры подыскивали социально незащищенных либо ранее судимых горожан. В ходе расследования было установлено несколько таких граждан, которые дали признательные показания. Благо, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, лицо, совершившее преступление под психологическим давлением либо угрозой физического насилия, освобождалось от уголовной ответственности. Впрочем, обноновцы «воздействовали» на осведомителей не уговорами. Они били людей, запугивали, говорили, что расправятся с их близкими, если несчастные не выполнят то, что велено.
Например, была у них «в разработке» женщина по кличке Эллочка-людоедка. Она жила с ранее судимым мужчиной. Обноновцы взяли ее в оборот и сказали: если не подбросит сожителю наркотики, то ему сообщат, что она — милицейский осведомитель. Эллочка выполнила приказ. К ничего не подозревающему возлюбленному тут же нагрянули правоохранители и «нашли» «зелье». В результате человек получил шесть лет лишения свободы. После публикации в «ФАКТАХ» он тоже позвонил в оперативную группу. Следователи выехали в Херсонскую область. К тому времени
Для обноновцев не было ничего святого. С помощью той же Эллочки «оборотни в погонах» сломали жизнь молодому парню, сироте, Степану Петрову (имя и фамилия изменены. — Авт.). После достижения совершеннолетнего возраста государство выделило Степану комнату. Юноша обживался в ней, строил планы на будущее. Но обноновцам понадобились показатели, свидетельствующие о задержании ими крупных партий наркотиков. Они дали Эллочке чемодан с десятью килограммами марихуаны и приказали найти кого-нибудь на роль жертвы. И дамочка попросила Степана, своего соседа, помочь донести злополучный чемодан до ближайшей аптеки. Едва парень взял ношу, как к нему подбежали обноновцы. Петров получил тюремный срок — шесть лет! Более того, он потерял и жилье, которое выделило государство.
Одним из потерпевших от действий «оборотней» был некий Бобко (фамилия изменена. — Авт.). К слову, отец у него когда-то работал прокурором. Но жизнь парня не сложилась, он дважды был судим. Как-то к нему подошел осведомитель обноновцев по кличке Киса и сказал, что может помочь устроиться на хорошо оплачиваемую работу, правда, на территории России, за Керченским проливом. Бобко обрадовался: «Я как раз познакомился с женщиной, семью надо содержать». Киса вместе с Бобко переправился на пароме через пролив. Но на месте нужного человека, предлагавшего денежную работу, якобы не оказалось. Пришлось отправляться в обратный путь. Ступив на родной берег, Киса попросил Бобко понести сумочку, в которой были наркотики, полученные от обноновцев. А правоохранители уже поджидали жертву на украинской территории паромной переправы. Обыскав ничего не подозревающего парня, «нашли» в сумочке зелье. И зафиксировали факт... контрабанды наркотиков. За что Бобко получил семь лет тюрьмы.
И таких эпизодов «контрабанды» наркотиков в уголовном деле несколько. Особенно запомнился следователям случай с сыном медсестры из Сак. Женщина сама растила парня, он был ее единственным ребенком. Ему подкинули наркотики с помощью того же Кисы, который, как и в случае с Бобко, пообещал юноше работу в России. В результате вместо хорошего заработка парень на семь лет попал за решетку.
Члены оперативно-следственной группы, расследовавшей уголовное дело керченских «оборотней», до сих пор поражаются наглости, бездушию и цинизму, с которыми те ломали судьбы людей. Например, фальсифицировали дела о торговле наркотиками. Использовали для этого, опять же, своих «доверенных лиц». Давали осведомителю меченые купюры и отправляли к кому-нибудь из знакомых, чтобы он незаметно оставил деньги в квартире. Затем к хозяину жилья приходили сотрудники ОБНОНа и «находили» меченые купюры, якобы полученные от... реализации наркотиков.
По такой же схеме «оборотни в погонах» фабриковали уголовные дела о раскрытии... наркопритонов. К человеку на квартиру отправляли Кису, которого предварительно снабжали шприцем с наркотиком. Он звонил в дверь и просил позволения зайти на минутку, чтобы уколоться без посторонних глаз. Тут появлялись обноновцы, как правило, уже со своими понятыми. В результате против владельца квартиры возбуждали уголовное дело, а затем он получал реальный срок — пять-семь лет тюрьмы за... содержание наркопритона. Был случай, когда хозяин категорически не пускал в свою квартиру Кису. Но тот, оттолкнув мужчину, прошел на кухню, сел и достал шприц с наркотиком. В этот момент на пороге появились обноновцы. Владелец жилья сразу же стал «содержателем наркопритона» и ни за что получил немалый срок. На все его попытки доказать, в том числе и в суде, что шприц с «зельем» не его, никто не обращал внимания. Судьи знали о реальном положении вещей, но боялись вынести оправдательный приговор абсолютно невинному человеку.
«Обноновцы держали в страхе всю Керчь»
С помощью отработанной схемы обноновцы «подмяли» под себя большинство керченских точек общепита, владельцы или арендаторы которых панически их боялись. Поэтому платили дань, чтобы не загреметь в тюрьму или не лишиться лицензии на право работы.
— Обноновцы приходили в приглянувшееся кафе или бар и предлагали хозяину быть его «крышей», «охранять» — естественно, не бесплатно, — рассказывает следователь прокуратуры, попросивший пока не называть его имя. — Если владелец заведения отказывался от их «услуг», обноновцы посылали к нему Кису. Тот садился за столик, на виду у всех доставал сигарету с марихуаной и закуривал. В это время в кафе заходили обноновцы, составляли протокол, отправляли его в горсовет, и хозяина лишали всех разрешительных документов на работу заведения. С помощью таких методов «оборотни в погонах» держали в страхе всю Керчь.
— И много у них было помощников-осведомителей?
— Да. Они принуждали людей выполнять все их требования. Кого-то шантажировали или запугивали, кого-то избивали до полусмерти. Среди пострадавших есть некий Котов (фамилия изменена. — Авт.) Он — бывший наркоман, отсидел срок, вышел из тюрьмы, женился, растил годовалого сына. Словом, жизнь у человека наладилась. Его несколько раз вызывали в ОБНОН и пытались заставить выполнять грязные поручения. Но парень каждый раз отказывался сотрудничать с «оборотнями». И что они сделали? Пришли к нему домой, незаметно подбросили наркотики, а дальше все по схеме... Котов снова сел в тюрьму.
— Практически все сотрудники Керченского ОБНОНа имели высшее юридическое образование. Неужели они не понимали, что рано или поздно придется отвечать за преступления?
— Люди в погонах, столько времени оставаясь безнаказанными, уверовали, что все вокруг должно быть так, как они решат. Ни один из обноновцев в суде так и не признал своей вины. Их начальник — полковник Брусникин — очень волевой человек, бывший «афганец», служил в десантно-штурмовом батальоне. О таких говорят — «боевик». Брусникин и своих подчиненных бил. С помощью рукоприкладства поддерживал в отделе железную дисциплину. Кстати, до работы в ОБНОН, сразу после увольнения из армии, он устроился в патрульно-постовую службу милиции. И прославился тем, что... ломал задержанным челюсти. На его счету чуть ли не два десятка таких случаев. Из-за этого Брусникина постоянно вызывали на допросы. По-видимому, ему нравилось жестоко обращаться с людьми...
— Но все годы, пока шло следствие и длился суд, невинно осужденные сидели в тюрьмах. Почему их не освободили раньше?
— К сожалению, отменить вердикты по таким делам можно только после того, как будут осуждены сотрудники ОБНОНа и приговор вступит в законную силу. Другого механизма в Украине нет. Несколько жертв «оборотней» уже отсидели по пять-шесть лет и освободились. Мы им помогаем получить паспорт или устроиться на работу. Даже Киса, который спрятался от обноновцев в Херсонской области, иногда звонит нам. Мы поспособствовали, чтобы он получил документы. Ведь, по сути, этот человек — тоже жертва «оборотней в погонах».
4098Читайте нас в Facebook