Татьяна Егорова: «Отказаться от костылей меня заставило... бездорожье. Так легче катить детскую коляску»
Удивительная история жительницы Черниговской области Тани Егоровой в чем-то повторяет сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Когда Таня была маленькой, ей поставили страшный диагноз: тяжелая форма детского церебрального паралича. Что только не делали врачи, чтобы поставить девочку на ноги! Увы... До 27 лет Таня передвигалась только в инвалидной коляске. А потом в ее жизнь ворвалась любовь и свершилось чудо. Неожиданно для всех девушка поднялась с инвалидного кресла и начала ходить при помощи костылей. Каждый шаг причинял ей чудовищную боль. Однако Таня мужественно, как Русалочка, терпела муки ради любви.
*«Теперь даже страшно подумать, что я мог не встретить Таню», — говорит Владимир Егоров (Владимир, Татьяна и их маленькая дочурка Настя) (фото автора)
В отличие от грустной сказки Андерсена, история нашей героини развивается счастливо. Таня вышла замуж за любимого мужчину и родила здоровую дочурку. В октябре прошлого года Таня Егорова призналась «ФАКТАМ»: «После родов та-а-акая сила в ногах появилась! Чувствую, скоро научусь ходить без костылей — ради мужа и дочки». Несколько дней назад Таня позвонила нам и похвасталась: «А я уже хожу без костылей! Не верите? Приезжайте в гости!»
«Хорошо, мы поженимся. Только сначала я встану на ноги»
В сказках героям помогают волшебники. В жизни Тани Егоровой роль доброй феи сыграла руководитель черниговского объединения инвалидов «Шанс» Светлана Федорова. Женщина убедила Таню заняться танцами на инвалидных колясках. Для девушки танцы стали настоящей отдушиной. В 2010 году в составе коллектива Таня даже завоевала Гран-при на международном конкурсе танцев на инвалидных колясках в Польше.
— Единственное, что омрачало мою жизнь, — тяжкие мысли о будущем, — говорит
В феврале 2011 года Светлана Федорова выхлопотала для своей любимицы путевку во Всеукраинский центр профессиональной реабилитации инвалидов, который находится в селе Лютеж Киевской области. И в первую ночь на новом месте девушка увидела вещий сон.
— Приснилось, будто я рассматриваю свое отражение в огромном зеркале, — говорит Таня. — В соседней комнате жил один из пациентов центра Петрович, большой любитель толковать сны. Когда я рассказала ему о сновидении, он рассмеялся: «Замуж выйдешь». Я растерялась: «Как замуж? За кого?» Петрович принес сонник: «Не веришь — сама почитай». В книге говорилось: увиденное во сне зеркало — верный предвестник скорой свадьбы.
Пока Таня размышляла, верить или не верить соннику, судьба уже приготовила ей встречу с суженым. В тот же день в центр реабилитации приехал
— Из-за семейных неприятностей я получил травму на производстве, — рассказывает Владимир. — Это случилось в 2006 году. Отработал смену и уже собирался домой, но мастер попросил разгрузить поддоны с «КамАЗа». За это хорошо доплачивали. Только я взобрался на кузов, слышу, мастер зовет: «Спускайся. К тебе жена пришла». Супруга сообщила, что подала на алименты. Я был в шоке. Мы ведь жили вместе, я полностью обеспечивал родную и приемную дочерей. А жена так меня унизила. За что? Не помню, как забрался обратно на
«КамАЗ», как продолжил работу. И вдруг полетел вниз с высоты шесть метров. Наверное, это случилось из-за того, что я разнервничался и потерял контроль. Ребята рассказывали: упал головой прямо на асфальт.
Врачи диагностировали у Владимира обширную гематому мозга и травму позвоночника. Срочно сделали операцию, через год провели вторую: на место раздробленной кости черепа хирурги поставили специальную пластину. Мужчине дали III группу инвалидности, он уже не мог рассчитывать на хорошую работу. Опекуном его дочери стала бывшая теща. Женщина увезла внучку в другой город, и Владимир очень страдал в разлуке с единственным родным человеком.
— Теперь даже страшно подумать, что я мог не встретить Таню, — признается Владимир Егоров. — Ведь когда предложили поехать в центр реабилитации инвалидов, я отказался. Думал: «Зачем мне это надо?» Согласился только после того, как объяснили: там можно обучиться новой профессии.
Таню я заметил лишь на третий день. Смотрю: едет по коридору в коляске девушка — улыбчивая, доброжелательная. Она пригласила меня на чай, разговорились. От нее исходило то, что я искал в женщине всю жизнь, — тепло и ласка. Меня ничуть не смущало, что Таня может передвигаться только в инвалидной коляске. Разве в женщине главное здоровые ноги?
Таня влюбилась с первого взгляда, но виду не показывала. Сомневалась, взаимны ли ее чувства. Владимир вызвался сопровождать Таню по пути из центра реабилитации домой. Едва переступив порог дома родителей Тани, Владимир попросил у них руки дочери. Для самой невесты это стало полной неожиданностью.
— Перед тем как дать Володе ответ, я размышляла несколько дней, — признается Таня. — Ведь понимала, какой обузой могу для него стать. Не знала, что делать: любила Володю и в то же время не хотела его мучить. И вдруг меня осенило: ведь если я научусь ходить, мы сможем быть вместе! Сказала Володе: «Хорошо, мы поженимся. Но сначала я должна научиться ходить. Ради тебя и ради себя».
«Доктор, увидев мои успехи, только развел руками: «Удивительно, что может сделать правильная мотивация!»
— Мне очень хотелось, чтобы Володя мной гордился, — признается Таня. — Я старалась изо всех сил. Пробовала стоять — ноги не слушались, адски болела спина. Но я думала о Володе, и боль отступала. Мне принесли костыли, начала учиться ходить. Боли почти не чувствовала. Наверное, любовь действовала как анестезия. Хотелось поскорее сыграть свадьбу, поэтому я спешила, работала над собой с утра до ночи.
*«Каждый день тренируюсь стоять без опоры, — рассказала Таня. — Последний мой рекорд — три минуты. Скоро Настенька начнет бегать, так что надо готовиться к активному образу жизни»
За несколько месяцев Таня так наловчилась ходить на костылях, что Владимир едва за ней поспевал. Делая каждый шаг, девушка преодолевала нечеловеческую боль: одна нога у нее была полностью парализована, а стопу другой она не могла поставить на землю. Таня переносила вес своего тела при помощи костылей и слабой опоры на носок левой ноги. Вместе с женихом девушка пришла к наблюдавшему ее врачу, похвасталась успехами. Доктор развел руками: «Удивительно, что может сделать правильная мотивация!»
Тем временем перед молодыми встала проблема: где жить? Своего жилья у сироты Владимира не было, а в доме Таниных родителей, как в рукавичке, ютились три семьи. В селе Неданчичи Репкинского района Черниговской области пустовал дом, где когда-то жил Танин дедушка. Молодые собрали свой скарб и поехали туда.
— Когда я привела Володю к дому, он ахнул: «Как мы будем здесь жить?» — вспоминает Таня Егорова. — За хозяйством долгое время никто не смотрел. Балки деревянного дома прогнили, подворье заросло сорняками, забор упал. Мне и самой сделалось жутко. Но потом Володя взял себя в руки, сказал: «Глаза боятся, а руки делают» — и стал наводить порядок.
Обжились на новом месте — можно и свадьбу играть. Отнесли заявление в местный сельсовет, сообщили о грядущем торжестве Светлане Федоровой. Узнав, что пара инвалидов собирается устроить свадьбу на... 700 гривен пенсии, женщина схватилась за голову. Ведь не потянут! А без свадьбы нельзя: это древний ритуал, дающий заряд позитивной энергии на всю семейную жизнь. Светлана Витальевна договорилась со спонсором, та предоставила невесте свадебное платье.
— За день до события звоню Тане: «Кто будет свидетелями?» — рассказывает руководитель Черниговского городского общественного объединения инвалидов «Шанс» Светлана Федорова. — «Наверное, никто», — вздохнула Таня. «А гости хоть будут?» — «Скорее всего, никто не приедет. Наш хутор в пяти километрах от села, транспорт сюда не ходит...» Я решила взять ситуацию в свои руки и организовать торжество на должном уровне. Попросила члена нашего клуба Катю Лелянову стать свидетельницей. В группу поддержки записались мама Кати и директор черниговской видеостудии Руслан Сидорович. Я взяла фотоаппарат, Руслан вооружился видеокамерой. Решили, что проведем свадьбу в украинском стиле. Благо народных костюмов у нас хватает. Нарядились — и в путь.
По дороге гости увидели телегу. Светлана Витальевна убедила хозяина гужевого транспорта исполнить роль «таксиста» для новобрачных. Когда Таня поднималась по ступенькам в сельский клуб, люди хлопали невесте и плакали. В общем, свадьба получилась необычной и трогательной.
В октябре прошлого года у четы Егоровых родилась дочка Анастасия. Таня переживала, чтобы девочка не унаследовала ее болезнь. Слава Богу, малышка появилась на свет здоровой («ФАКТЫ» подробно рассказывали о радостном событии в семье инвалидов). Молодая мама переживала: как они с грудничком будут зимовать в ветхом доме с прохудившейся крышей? Из щелей дуло так, что по комнатам гулял сквозняк. В тот момент у семьи не было денег даже на дрова. Владимир уже разобрал забор на растопку, приступил к сараю...
«Муж так много работал по хозяйству, что довел себя до истощения»
На помощь Егоровым пришли наши читатели. Люди прислали детские вещи, игрушки, деньги. Этого хватило на частичный ремонт дома. Теперь подворье Егоровых не узнать. Полусгнивший деревянный сарайчик превратился в симпатичную, окрашенную в желтый цвет избу с резьбой на окнах.
— Перед морозами я успел обить дом гипсокартоном, — говорит Владимир. — На присланные добрыми людьми деньги мы закупили дров на зиму, приобрели холодильник, микроволновую печь, мебель. Однако надо еще крышу перекрыть, поменять окна, сделать новую печку. Старая не выдержала и прошлой весной развалилась.
— Володя, да что ты все о грустном! — перебивает мужа Таня. — Я хочу показать вам тетрадку, куда я записывала имена всех, кто откликнулся на нашу беду. Особую благодарность выражаем Анне Марковне из Киева. Она прислала нам много новых детских вещей. Видите, возле печки стоят две желтые коробки? Это Анна Марковна снова прислала памперсы и детское питание. Кроме того, она время от времени помогает нам материально.
Еще одна читательница «ФАКТОВ», Мария Владимировна из Херсонской области, помогает нам получить право собственности на дом. Проблема в том, что после смерти бабушки дедушка сошелся с другой женщиной. У нее не было своих детей, и она хотела оформить дом на меня. Однако не успела. В общем, у нас нет никаких документов на это жилье. Мария Владимировна по телефону инструктирует, что и как нужно делать, чтобы стать полноправными владельцами дома. Сельсовет тоже подключился. Я уже начала процедуру оформления... Ой, а вы видели, какая у нас во дворе красота?
Владимир постарался на славу. Поставил новый забор, разбил клумбы, засадил их цветами, сделал дорожки из кирпичей, деревянную беседку, посадил сад. Внутри дома тоже многое изменилось: хозяин переоборудовал кладовку в ванную, подвел туда воду, купил сантехнику. Осталось только утеплить стены изнутри и положить плитку. Пока супруги моются в летнем душе. В прихожей Владимир снес стену, установил большое окно, поставил плиту, кухонный гарнитур. Получилась уютная светлая кухня. Все работы мужчина выполнил сам.
— Володя трудится не покладая рук, — нахваливает мужа Татьяна. — Довел себя до истощения: подпрыгнуло давление, поднялся сахар в крови. Сейчас я его немного «притормозила». Разрешаю мужу только в огороде работать. Володя стыдится, что не может обеспечить семью. Но разве это его вина? В ближайшем от нас городе Славутиче есть работа, но нет жилья. А здесь, в селе, ни одного предприятия. Живем на мою пенсию, это чуть больше тысячи гривен. Из своей пенсии муж платит алименты на старшую дочь. Получает на руки всего 400 гривен.
Пока мы общались, проснулась Настенька. Внешне малышка очень похожа на Владимира. Девочка крупная, упитанная, ухоженная. Из множества игрушек больше всего любит плюшевую белочку — подарок одной из наших читательниц.
— Вроде бы недавно из роддома забирали, а дочке уже восемь месяцев исполнилось, — улыбается Таня. — Настенька не дитя, а подарок — спокойная, послушная. Я хотела научиться ходить одновременно с дочкой. А получилось, что мама Настю обогнала. Поначалу я приловчилась передвигаться по дому, держась за стены и мебель. Правда, ходить по улице без костылей побаивалась. Но бездорожье заставило. Попробуй-ка дойти до магазина с коляской и на костылях!
Дом Егоровых находится очень далеко от центра села. Недавно там разлился Днепр, а потом прошли сильные дожди. Дорога на хутор превратилась в болото. Редакционная машина не смогла преодолеть весь отрезок пути, пришлось мне брести по лужам. Не представляю, как Таня передвигается по этой дороге на костылях, толкая коляску с ребенком. Здесь и здоровому человеку пройти непросто.
— Поэтому я стала ходить, придерживаясь только за детскую коляску, — смеется Таня. — Каждый день тренируюсь стоять без опоры. Последний рекорд — три минуты. Скоро Настя начнет бегать, так что мне надо готовиться к активному образу жизни.
Глядя, как Таня катит по улице коляску, я не могла поверить своим глазам. Разве такое возможно? У женщины тяжелый парапарез нижних конечностей. Из-за патологии спинного мозга нарушены функции ног. Как она может ходить почти без опоры? Но ведь ходит!
— Вот что любовь делает, — смеется Таня. — Плюс то, что я стала мамой. В роддоме врачи говорили мне: «После родов в организме открываются скрытые резервы. Возможно, однажды вы вообще забросите костыли». Так и случилось, видите?
Поддержать семью Егоровых можно, позвонив по номеру (095) 051 24 94.
9967Читайте нас в Facebook