В Киеве прекращают изготовлять препараты крови, которые поступали в столичные клиники для спасения людей
Год назад чиновники Департамента здравоохранения при Киевской городской госадминистрации неожиданно заявили, что помещения столичного Центра крови, где производятся препараты из донорской крови для 60 больниц города, не соответствуют международным стандартам. Дескать, поэтому плазму, которую получают в Центре крови, нужно продавать частным заводам, а сам отдел закрыть. На практике это означало, что такие препараты, как альбумин и иммуноглобулины, можно будет только купить в аптеках, хотя много лет они поступали в больницы бесплатно для спасения тяжело пострадавших и прооперированных людей.
Отдел должен был прекратить работать уже 15 февраля нынешнего года, но активная позиция СМИ, в том числе публикация в «ФАКТАХ», помогли не допустить этого. Как оказалось, ненадолго.
— 5 ноября наш отдел производства препаратов крови прекращает работу на основании приказа директора департамента здравоохранения города Киева и главного врача городского Центра крови, — говорит заведующая «опальным» отделом кандидат биологических наук Ольга Борисевич. — Куда будут переданы четыре с половиной тонны плазмы донорской крови, которая хранится в наших холодильниках, неизвестно. Если ее решат отдать одному из столичных фармзаводов, то спасительные препараты, которые киевляне получили бы бесплатно (так как плазма — донорская), они теперь вынуждены будут покупать. Говорили и о том, что наши запасы отправят в Луганск, где плазму переработают и привезут препараты в Киев. Разве это логично? К тому же за эту услугу придется платить. Переработка 150 литров крови стоит 15—17 тысяч гривен. Зачем платить Луганску за эти услуги, если можно содержать собственный отдел переработки? Кстати, в октябре 2012 года нашему отделу выдали все разрешительные документы (лицензии, свидетельства государственной регистрации на препараты), на основании которых мы имеем право работать до 2017 года. Тем не менее решили нас закрыть. И ни аргументы, что городу необходимы препараты крови, ни публикации в прессе, ни поддержка депутатов не помогли.
Этот отдел был открыт в 1963 году как раз для того, чтобы наладить эффективную помощь больным. Ведь часто жизнь пострадавшего зависит именно от своевременного переливания крови или введения ее препаратов. До недавних пор производство препаратов крови финансировали из госбюджета, регулярно обновляли оборудование. И вдруг ситуация резко изменилась. Чиновники сообразили, что это производство не приносит дохода, и приняли решение «об исключении отдела изготовления препаратов крови из структуры Центра крови как нерентабельного и неперспективного».
— Но ведь не все можно измерять деньгами и прибылью, особенно если речь идет о жизни людей! — продолжает Ольга Сергеевна. — Задачей нашего отдела все эти годы было обеспечение клиник города безопасными и качественными лекарствами. И более чем за двадцать лет нашей работы не было ни одного случая заражения инфекциями больных, которым вводили изготовленные нами препараты. На данный момент у нас всего восемь литров альбумина, хотя для такого огромного города, как Киев, запас на случай ЧП должен составлять не менее ста литров. Если, не дай Бог, что-то случится, пострадавшие не получат необходимой помощи!
Рассказывая о людях, получивших обширные ожоги тела, попавших в страшные аварии, «ФАКТЫ» постоянно обращаются к читателям: «Если можете, сдайте кровь для пострадавших, от этого зависит их жизнь». Многие знают, что такая помощь необходима и в других случаях. Например, накануне операции на сердце врачи объясняют родным больного, что в ходе вмешательства и после него будут использовать компоненты и препараты донорской крови для переливания. Чтобы восполнить ее запасы, в Центр крови нужно привести друзей, знакомых, сотрудников, готовых стать донорами. Кроме того, в компонентах и препаратах крови остро нуждаются онкобольные.
— Уже давно ни для кого не секрет, что донорской крови у нас в стране не хватает, — сетует Ольга Сергеевна. — И если двадцать лет назад из плазмы мы готовили 12 препаратов крови (хотя в Европе делают 30 различных лекарств), то в последние годы производили всего пять. Минздрав Украины ежегодно на миллионы гривен закупает такие препараты импортного производства, хотя их можно было бы делать здесь. Мне больно говорить, что наш центр много лет утилизирует, то есть выбрасывает, фракцию плазмы, из которой можно получать средства, повышающие свертываемость крови. Признаюсь, сердце болит за больных гемофилией, которым мы сегодня не в силах помочь.
Кстати, производство препаратов крови закрывают почему-то только в Киеве, а в регионах их продолжают финансировать из бюджетов областей. Там больные смогут вовремя и бесплатно получить жизненно необходимые лекарства.
Читайте нас в Facebook