«Наша машина как будто сквозь землю провалилась, ее не могут найти ни милиция, ни автомайдановцы»
В орбиту силового противостояния в центре столицы попадают не только его участники, но и люди, далекие от конфликта. «ФАКТЫ» подробно писали о том, как около пяти утра 23 января таксист Рудольф Абромян, отец четырех детей, не имевший никакого отношения к протестному движению, вез двоих пассажиров, когда внезапно на повороте в Крепостной переулок его машину остановили и начали громить сотрудники «Беркута». Затем мужчину избили и увезли в Оболонское райуправление милиции Киева, где он провел 14 часов. Наряду с 19 задержанными ночью автомайдановцами Абромяну грозило до шести лет тюрьмы за хулиганство, но после вмешательства юристов и неравнодушных свидетелей многодетного отца выпустили из милиции. Однако автомобиль семья Абромян ищет до сих пор.
«После избиения у мужа отобрали два мобильных телефона и пять тысяч гривен»
— Муж сейчас не в состоянии говорить, потому что у него вывихнута челюсть, — объяснила «ФАКТАМ» жена Рудольфа Юлия Абромян. — Мы благодарны юристам «ЕвромайданаSOS» и пассажирам мужа, которые согласились быть свидетелями. Как только они узнали, куда силовики отвезли Рудольфа, сразу же приехали в райуправление милиции и сделали все возможное и невозможное, чтобы вытащить моего мужа на свободу. Ведь из всех, кого «Беркут» схватил и избил той страшной ночью, выпустили только моего Рудольфа и российского журналиста. Еще троим ребятам дали по два месяца домашнего ареста, а остальных отправили в СИЗО.
— Вы разыскали свою машину?
— Нет, она как будто сквозь землю провалилась, ее не могут найти ни милиция, ни евромайдановцы. Причем пропал не только наш автомобиль, а и все стоявшие тогда на повороте с улицы Грушевского в Крепостной переулок. И это была не колонна автомайдана, а обычные авто. Почему-то на повороте образовалась пробка. Может, впереди была перекрыта улица, такую ловушку создали специально — сложно сказать. Но только все машины, которые были разбиты «Беркутом», — не меньше шести, — бесследно пропали.
Мы подали заявление в милицию о пропаже нашей Dacia Logan MCV. Я не могу себе позволить вот так просто подарить кому-то легковушку, ведь она наша кормилица. У нас четверо детей — старшему 18 лет, младшему — два года (я с ним сижу дома — в декрете). И муж зарабатывал именно благодаря машине.
По словам Юлии Абромян, автомобиль они купили в кредит семь лет назад. С этим кредитом многодетная семья непросто пережила кризис 2008—2009 годов, когда доллар ощутимо вырос по сравнению с гривней. Рудольфу пришлось изрядно поколесить киевскими улицами в качестве таксиста, чтобы расплатиться за недорогую машину.
— Покупали мы иномарку за 20 тысяч долларов, а после выплаты кредита она «подорожала» до 45 тысяч долларов, — продолжает Юлия. — Как мы радовались, когда отдали последний платеж в канун нового 2014 года! И буквально через две недели остались ни с чем.
— А ваша машина была застрахована?
— Да, но у нас только автогражданка, поэтому особо надеяться не на что. К тому же вместе с автомобилем пропали и все документы на него. Даже ключи! Ведь когда Рудольфа силой выволокли из-за руля, ключи остались в замке зажигания.
— Может быть, ее кто-то угнал уже после того, как вашего мужа увезли силовики?
— Как мне рассказали очевидцы, авто было полностью разбито: все стекла, фары, шины проколоты или прострелены. Уехать на нем в таком состоянии было невозможно. Будем пытаться взыскать ущерб с силовиков. Ведь, по сути, на моего мужа совершили нападение, когда он был на работе, и ограбили. После избиения у Рудольфа отобрали два мобильных телефона и пять тысяч гривен — это были не его деньги. Теперь мы еще и в долгах.
*Авто Абромянов было полностью разбито: все стекла, фары, шины проколоты или прострелены. А с крыши машины даже были сорваны шашечки такси
«Если транспортное средство используется как такси, это обязательно должно быть отражено в действующем страховом полисе»
Елена Скуратовская, адвокат Рудольфа Абромяна, рассказала «ФАКТАМ», что если ее подзащитный посчитает нужным привлечь сотрудников «Беркута» к ответственности, она как юрист будет в качестве волонтера сопровождать его в этом процессе до конца. Причем даже через месяц-два таксист вправе обратиться с соответствующим заявлением в правоохранительные органы.
Между тем в эпицентре разгоревшегося силового конфликта, кроме намеренно поврежденных, оказались «неудачно припаркованные» машины, оказавшиеся в ненужное время в ненужном месте. Некоторые из них пригодились в качестве строительного материала на баррикадах, другие авто просто сожгли. Безусловно, в нестабильной ситуации прежде всего надо избегать риска для здоровья и жизни, но все-таки и многие автовладельцы не прочь были бы получить компенсацию за испорченные авто от страховых компаний. Считаются ли страховыми случаи повреждения (вплоть до сожжения) автомобиля в эпицентре силовых событий и недалеко от них, «ФАКТЫ» выясняли у специалистов.
Как объяснили в Лиге страховых организаций Украины, все страховые случаи и исключения предусматриваются в каждом конкретном договоре страхования. До его подписания и оплаты эксперты советуют все внимательно изучить, особенно исключения, и раздел «Причины отказа в выплате страхового возмещения».
— Если мы говорим о КАСКО, то возмещению обычно не подлежит ущерб, причиненный вследствие небрежного отношения к застрахованному автомобилю, — говорит президент Лиги страховых организаций Украины Наталия Гудыма. — Имеется в виду, например, хранение транспортного средства в местах повышенной опасности, в результате которого пострадал автомобиль.
— Если транспортное средство и пассажиры пострадали вследствие противоправных действий третьих лиц, автовладелец должен незамедлительно известить об инциденте профильные компетентные органы (ГАИ, пожарный надзор и др.) и предпринять все возможные меры по спасению автомобиля и уменьшению ущерба, — объяснил «ФАКТАМ» Александр Залетов, заместитель главы совета Лиги страховых организаций Украины. — Когда же машина используется как такси, это обязательно должно быть отражено в действующем страховом полисе на автомобиль — на случай противоправных действий третьих лиц. Также необходимо взять контактные телефоны всех свидетелей произошедшего.
Для получения возмещения автовладельцу необходимо не позднее двух рабочих дней с момента наступления страхового случая сообщить об инциденте страховщику. А если хозяину машины позволяет состояние здоровья, лучше сразу обратиться к специалисту страховой компании. Он проинструктирует, как действовать прямо на месте события.
До осмотра страховщиком (или его представителем) важно сохранять автомобиль в том виде, в каком он был в момент наступления страхового случая. Проводить восстановительные и ремонтные работы можно только при условии согласования всех своих действий со страховщиком.
Автовладельцу нужно также подать в страховую компанию письменное заявление о случившемся. Помочь в этом на месте может сотрудник страховой компании либо страховой брокер.
Для получения выплаты страховщику передаются: копия постановления следственных органов (или справка об открытии уголовного производства), справка из органов внутренних дел об открытии уголовного производства, где указываются полные данные владельца застрахованного транспортного средства, его идентификационный номер и регистрационный номер авто, а также другие документы, предусмотренные договором страхования автомобиля. Все это дает право страховщику предпринимать возможные меры и предъявлять требования к лицам, ответственным за нанесенный ущерб.
Кроме того, страховщику предоставляются документы, необходимые для подтверждения уничтожения, повреждения, потери застрахованного авто и/или дополнительного оборудования.
Следует помнить, что страховая выплата не осуществляется в случаях, когда водитель своими действиями спровоцировал других лиц либо грубо нарушил правила парковки авто.
По мнению известного столичного адвоката Виктора Чевгуса, автовладельцы (при условии полного КАСКО) вполне могут претендовать на выплату компенсации в том случае, если машина пострадала в эпицентре силового конфликта.
— Каждая страховая компания, подписывая с клиентом договор, включает в него свои условия, — пояснил «ФАКТАМ» Виктор Чевгус. — Некоторые страховые компании могут попытаться отказать в выплате компенсации владельцу автомобиля, пострадавшего в эпицентре силового конфликта, сославшись на форс-мажор. Однако форс-мажором считается, если Верховная Рада отменит закон «О страховании» или если начнется война, стихийное бедствие. В ситуации, которая происходит в стране сейчас, страховые компании обязаны выплачивать компенсации. Но это касается только договоров КАСКО, а не автогражданки.
Поэтому, если автовладельцу отказывают в выплате компенсации, надо обращаться в суд. Исходя из общих требований Гражданского кодекса и Закона Украины «О страховании», в исковом заявлении надо просить признать недействительным пункт договора, противоречащий законодательству Украины. А далее просить от страховой компании возмещения ущерба.
2370Читайте нас в Facebook