Двукратный паралимпийский чемпион Виталий Лукьяненко: «Три года мне пришлось бороться с весом»
Зимние Паралимпийские игры в Сочи нелегко даются нашей национальной сборной. Перед стартом велось много споров: должны ли вообще украинские спортсмены принимать участие в этих соревнованиях? Должны! Паралимпийская сборная Украины — одна из сильнейших в мире, и никакой психологический прессинг не может сломить дух наших спортсменов. Так уж получилось, что первым, 8 марта, на сочинской биатлонной трассе защищать честь страны выпало слабовидящему спортсмену из Харькова Виталию Лукьяненко. И биатлонист сделал все возможное и невозможное, чтобы первая золотая медаль досталась именно Украине. А спустя два дня 35-летний харьковчанин стал двукратным паралимпийским чемпионом.
«На каждую новую гонку надеваю одну и ту же спортивную шапочку, в которой уже не раз побеждал»
— Надо было рассчитать свои силы, выбрать, так сказать, правильную передачу, чтоб мотор не закипел, — сказал сразу после финиша в интервью телеканалу XSPОRT Виталий Лукьяненко. — К вечеру накатывает такая усталость, находишься в каком-то полусонном состоянии. Мне очень хотелось выиграть! И вот два «золота» в тех дисциплинах, по которым я готовился.
Эмоций столько! Рад до безумия. Еще осенью, давая интервью на евпаторийском сборе, говорил, что хотел бы уйти из спорта не просто так, а с медалью. Меня беспокоят и поясничная грыжа, и мениски, поэтому хотелось хотя бы одну награду взять.
Когда после травмы проходил реабилитацию, то целый год думал, что мне делать дальше, протянут ли мои колени, спина. Но Бог дал не то что протянуть, а завоевать такие высокие награды. Некоторые едут за призовыми, а для меня это не важно. Главное — медаль на Паралимпиаде.
Три года мне пришлось бороться с весом. С ноября скинул 15 килограммов. Это было серьезной помехой, поскольку здесь горы и бежать с таким весом трудно.
«ФАКТЫ» дозвонились нашему чемпиону в олимпийскую деревню. У Виталия как раз был выходной день. Правда, связь в горах подкачала — слова то и дело «съедались», приходилось по несколько раз переспрашивать.
— Виталий, как провели выходной? Удалось выспаться?
— Ой, не могу спать. Скорей бы гонки начались. И бездельничать не могу — сразу начинает голова болеть. Сейчас пойду на тренировку.
— Что было для вас самым трудным в первой гонке?
— Справиться с переполнявшими эмоциями и настроиться на стрельбу, от которой и зависел результат.
Ранее спортсмен рассказывал «ФАКТАМ», как стреляют незрячие биатлонисты.
— Мы стреляем из специальных лазерных винтовок, — объясняет Виталий. — В стволе установлен лазерный излучатель, который и нужно наводить на мишень. Каждый спортсмен при стрельбе надевает наушники, в них подается звук. Чем выше тональность, тем ближе цель. При такой стрельбе, например, не нужно делать поправку на ветер. Единственное, что нам может помешать, — сильный снегопад (тогда лазерный луч прерывается).
Техника стрельбы такая же, как и у здоровых биатлонистов. И тренируемся мы точно так же. Я ведь начинал заниматься среди здоровых спортсменов, но потом появились серьезные проблемы со зрением.
— Есть ведь еще одно отличие: на трассу вместе с незрячим спортсменом выходит гайд, который и ведет на дистанции.
— В Сочи выступаю с Борисом Бабаром. На дистанции намного легче соревноваться, когда перед тобой кто-то едет. Гайд «рассекает» воздух, и я получаюсь в потоке. На трассе его помощь неоценима. Пока я стреляю на огневом рубеже, гайд в это время узнает все результаты (сколько выигрываем, сколько проигрываем). Выходим на трассу, и он мне всю информацию выдает — нужно поднажать или держаться в том же темпе.
— Сколько медалей в вашей спортивной коллекции?
— Больше сотни точно. Вообще-то, специально не считал. Пришел в лыжные гонки и биатлон десятилетним мальчишкой. Так что есть чем гордиться.
— Вы совершенно не производите впечатление незрячего человека.
— Просто ношу сильные линзы. А вообще, люди ко всему приспосабливаются и быстро привыкают. Зрение стал терять лет в пять. Родители заметили, что я очень близко смотрю телевизор. Оказалось, у меня началась атрофия зрительного нерва. Операция? Не хочу рисковать оставшимися процентами зрения. Гарантии, что буду видеть после операции, не дает ни один врач…
— В спортивные приметы верите?
— На каждую новую гонку надеваю одну и ту же спортивную шапочку — ту, в которой уже не раз побеждал.
*Эта Паралимпиада, скорее всего, станет последней в блестящей спортивной карьере Виталия Лукьяненко
«Сейчас наша четырехлетняя дочь рисует только папу»
На прошлых Играх, в Ванкувере, Виталий Лукьяненко собрал полный комплект наград — «золото», «серебро» и «бронзу». Тогда каждую свою победу в Канаде он посвящал недавно родившейся дочери Анастасии. Сейчас четырехлетняя Настя, четырнадцатилетний сын Юра и жена Тамара — самые преданные его болельщики. «ФАКТЫ» позвонили в Харьков, чтобы поздравить семью Лукьяненко с выдающимися победами ее главы.
— Мы каждый день общаемся, — рассказала нам жена Виталия Лукьяненко Тамара. — Как только есть свободная секундочка — бежим к скайпу. Когда была первая гонка, не отходили от телевизора и компьютера. После победы мужа я сразу передала ему поздравление по скайпу. Правда, увидел он его уже поздно вечером, когда вернулся в олимпийскую деревню. Созвонились. «Я выиграл!» — были его самые первые слова.
Так переживаем за него! Предыдущие Игры проходили в спокойной обстановке, а на этой Паралимпиаде нашим спортсменам добавилось еще психологическое давление. Ответственности намного больше. И они понимают, что могут уехать в любую минуту. Все зависит от ситуации в нашей стране.
Мы поддерживаем его, как только можем. Дочка постоянно готовит папе сюрпризы: то стих выучит, то рисунок нарисует, то смайлик перешлет. Все ему в скайпе демонстрирует.
— Какой последний рисунок подарила папе?
— Сейчас она рисует только папу. В последнем рисунке он с горы спускался — домой (смеется). Очень скучает по папе.
Перед этой Паралимпиадой у спортсменов были длительные сборы — полгода. Мы очень соскучились. Спасибо президенту Паралимпийского комитета Украины Валерию Сушкевичу, что буквально перед самой поездкой в Сочи он на олимпийской базе под Киевом организовал спортсменам встречу с родными.
Так ждем возвращения Виталия домой! Болеем не только за него, но и за всю команду. В Сочи соревнуются еще и наши кумовья — Саша Кононова и Гриша Вовчинский. С ними тоже созваниваемся и общаемся. Полкоманды бывает у нас дома. Часто выезжаем на шашлыки, отдыхаем вместе.
— Уже запланировали небольшой отпуск после Паралимпиады? В интервью нашей газете Виталий рассказывал, что давно мечтает поехать на рыбалку.
— Об отпуске, честно говоря, еще не думали. Но с рыбалкой у мужа теперь точно все получится. Мы с Виталием приняли общее решение: эти Игры будут последними в его профессиональной карьере. Очень уж много накопилось проблем со здоровьем. Дает о себе знать и полученная перед Ванкувером травма позвоночника, очень беспокоят колени (операция не помогла). Времени серьезно заниматься здоровьем не было. Я врач и всем, чем могла, помогла мужу. К тому же возраст для спорта уже достаточно серьезный.
— Как вы познакомились?
— Познакомил нас спорт. В 2006 году я пришла работать в паралимпийскую сборную. Можно сказать, что у нас был служебный роман. Долгое время скрывали от всех наши отношения. В 2008-м поженились. Перед Ванкувером я ушла из команды. 4 февраля 2010 года родилась Настенька. Тренер буквально на день отпустил Виталика домой, чтобы он забрал нас из роддома.
— У вас дома есть спортивный уголок?
— Да, на стене перед столом сына грамоты, медали. Юра очень гордится спортивными достижениями папы. Но в ближайшее время, думаю, у нас получится обустроить полноценный уголок славы. Долгое время мы впятером (с нами же еще моя мама) жили в однокомнатной квартире. И, слава Богу, руководство Харькова пошло нам навстречу и выделило трехкомнатную квартиру с ремонтом. Вот ждем папу из Сочи, чтобы наконец-то переехать. Так что впереди у нас приятные хлопоты.
— Поздравляем с получением новой квартиры! Что вкусного приготовите к возвращению мужа?
— Знаете, каждый раз Виталик что-то заказывает и каждый раз посидеть за столом толком не удается. Первое, что он начинает делать, — общаться с детьми. Столько эмоций, столько радости! Сын сразу приносит дневник, табель. Дочка тащит все свои рисунки, поделки из пластилина. Папе точно пару дней не до еды.
Какое у Виталика любимое блюдо? Он ест все. Раз в неделю я обязательно что-то сладкое пеку — или тертый пирог, или яблочную шарлотку. Моя мама на праздники балует нас «Наполеоном». А вообще, мужу нравится восточная кухня. У него мама из Дагестана, а папа — украинец. Вот Виталик и любит все острое, перченое.
Настя пошла в папу и внешностью, и характером. Когда муж уезжает, она никому не разрешает ложиться или садиться на его место. Папина доця! Имя ей Виталик подобрал еще задолго до дочкиного рождения.
Фото НКСИУ
3462Читайте нас в Facebook