Эмиль Кио: «Я счастливо женился на актрисе Иоланте Ольховиковой, первым мужем которой был мой брат Игорь»
Игорь Кио говорил, что ему нравится посидеть за столом в хорошей компании, но не любит отмечать собственные дни рождения. Так в 1994-м свой пятидесятилетний юбилей иллюзионист вообще проигнорировал. Тогда он был занят подготовкой грандиозного шоу, посвященного столетию со дня рождения Кио-старшего. На этом представлении, в котором участвовали такие звезды, как Вахтанг Кикабидзе, Лев Лещенко, группа «На-На», братья Эмиль и Игорь Кио после очень долгого перерыва выступили вместе. Они оба продолжили дело своего знаменитого отца, но работали отдельно.
«Брат занимался футболом у легендарного тренера Константина Бескова»
— Мы с Игорем сводные братья, — рассказал «ФАКТАМ» по телефону председатель Союза цирковых деятелей России народный артист РФ Эмиль Кио. — С моей мамой, драматической актрисой Кошей Александровной Барукаевой, отец познакомился во время гастролей в столице Осетии, городе Орджоникидзе. Он пригласил ее работать в своей программе. Родители поженились, а в 1938 году родился я. В первый раз мне довелось смотреть представление в цирке в два с половиной года. Когда увидел на манеже родителей, обрадовался. Но когда дошло до фирменного трюка — «сжигание женщины» — я так испугался за маму, что со слезами выбежал на манеж и стал колотить отца кулачками.
*Эмиль и Иоланта Кио вместе уже больше 30 лет
К сожалению, совместная жизнь у родителей не сложилась. Через некоторое время отец женился на танцовщице Евгении Васильевне Смирновой, участвовавшей в его аттракционе. У них родился сын Игорь. Я старше его на шесть лет.
Жили все вместе в трехкомнатной квартире в Москве. Две комнаты занимал отец с супругой и моим сводным братом, одну — мы с мамой. Папа с Евгенией Васильевной часто уезжали на гастроли, а Игорь оставался дома. Я ходил с ним в одну школу. Брат увлекался футболом, занимался у легендарного тренера Константина Бескова. Когда Игорь вырос, они стали друзьями. Брат по возможности старался не пропускать матчи команд, которые в разное время тренировал Константин Иванович — московские «Спартак» и «Динамо». Кстати, среди болельщиков ходили легенды о том, что Игорь каким-то чудесным образом воздействует на подопечных Бескова, чтобы те играли лучше. Эти слухи подогревались реальными фактами: «Спартак» или «Динамо» часто выигрывали в присутствии Игоря.
— Когда он дебютировал на арене цирка?
— Еще ребенком брат выступал в семейном аттракционе в различных ролях. А в пятнадцать провел всю программу сам — отец тогда заболел, и Евгения Васильевна решила, что его заменит Игорь. Хотя я тоже мог с этим справиться.
— Отец хотел, чтобы вы оба продолжили его дело?
— Он сказал мне: «В наше время нужно иметь высшее образование. Закончишь вуз, а потом займешься, чем захочешь». Я поступил в Московский инженерно-строительный институт. Моим сокурсником был Владимир Высоцкий. Мы вместе с ним участвовали в художественной самодеятельности. Но после первого курса Владимир бросил институт и поступил в ГИТИС. Я учился хорошо, по моей дипломной работе даже построили Театральную площадь в Рязани. Но меня все же тянуло в цирк. По полученной в институте специальности проработал всего пару месяцев, и пришел в наш семейный аттракцион.
С Игорем ситуация была другой — он с юности выступал в отцовской программе в качестве ассистента.
— Как Кио-старший воспринял то, что у Игоря был продолжительный роман с дочкой советского лидера Леонида Брежнева Галиной?
— Отец не вмешивался. Эта история неоднократно описана: Игорю было 17 лет, когда на гастролях в Японии у него с Галиной вспыхнул роман. Дочь Брежнева была тогда замужем за акробатом Евгением Милаевым, с которым у них общая дочь. На гастроли Галина, которая в цирке числилась костюмершей, поехала вместе с мужем. Ей тогда было 32 года. Они с Игорем пытались скрывать свои отношения, но это было практически невозможно. Милаев по-дружески посоветовал: «Игорушка, я хочу тебя предупредить, что Галина Леонидовна не лучше, чем все остальные бабы. Я тебе советую, если ты ее увидишь на одной стороне улицы — переходи на другую. Она тебе „здрасьте“ — ты не отвечай. Ты же умный парень, пойми, что тебе этого не надо…» Не подействовало. Брежнева развелась с Милаевым и вышла замуж за Игоря. Молодожены поехали в Сочи. Там вскоре представители государственных органов отобрали у них паспорта. Была найдена формальная причина признать брак недействительным. Брату затем выдали новый паспорт. Но роман не закончился: Галина прилетала к Игорю в города, в которых он гастролировал. Он летал к ней. Так продолжалось несколько лет. Окончательную точку поставила Галина: когда осенью 1964 года Леонид Брежнев стал генеральным секретарем ЦК КПСС, она объявила Игорю, что пора расстаться.
Нужно отдать должное Леониду Брежневу — нашу семью он не наказал. А ведь мог, например, запретить зарубежные гастроли. Когда отношения у брата с Галиной закончились, мой отец решил: Игоря нужно женить.
Выбор пал на девушку из потомственной цирковой семьи Иоланту Ольховикову, выступавшую с дрессированными попугаями.
— Однажды Игорь спросил: «Если бы ты вышла за меня замуж, была бы самым счастливым человеком на свете?», — рассказала «ФАКТАМ» по телефону Иоланта Николаевна. — «Конечно», — ответила я. И вот в канун моего дня рождения на гастролях в Архангельске нашла на своем столе в гримерке часы «Заря» с запиской: «Будь самым счастливым человеком на свете». Мы поженились. В 1968 году у нас родилась дочь Виктория. Игорь сделал мне тогда очень дорогой подарок — норковую шубу. Вообще он любил жить на широкую ногу. Это у него от отца.
«Игорь мечтал, чтобы династию продолжил его внук»
— Как долго вы прожили вместе?
— Одиннадцать лет. Получилось так, что в жизни Игоря появилась другая женщина — одна из его ассистенток Виктория, с которой он решил связать судьбу. Для меня это стало очень сильным ударом, потому что я еще и работу потеряла, ведь выступала в программе Игоря. Он оставил нам с дочерью двухкомнатную квартиру, а сам некоторое время снимал жилье. Потом вступил в кооператив и приобрел новую квартиру.
*Игорь Кио писал о своей третьей жене Виктории, уроженке Батуми: «Мне нравится в ней максимальная женственность. И грузинское, хотя она чистокровная русская, воспитание»
— Через несколько лет Иоланта стала моей женой, — говорит Эмиль Кио. — До этого я был женат дважды. Брак с Иолантой оказался счастливым. Супруга начала выступать в моей программе. Кстати, я подготовил его всего за три месяца. Это было в Киеве, сразу после смерти отца.
— До этого работали вместе с братом?
— Мы с ним выступали в нашей семейной программе. Отец понимал, что бесконечно так продолжаться не может, и кое-что успел сделать для создания моего аттракциона — аппаратура изготавливалась в двух экземплярах. Отец умер вечером в гостинице во время наших киевских гастролей.
Программу унаследовал Игорь, а я занялся собственной: придумывал новые номера, костюмы, подбирал музыку. Первые гастроли прошли с успехом в Ялте.
— Вы и брат выходили на манеж в элегантных строгих костюмах…
— Эту традицию мы переняли у отца. В молодости он выступал в образе восточного мага. А затем решил поменять образ и выбрал фрак.
— Сценические костюмы для Кио-старшего шил мастер высочайшего класса из Риги Арон Львович Баринбаум, — замечает Иоланта Николаевна. — Среди его заказчиков было много известных и высокопоставленных людей, в том числе руководитель страны Никита Хрущев. Эмиль Теодорович специально ездил к Баринбауму в Ригу. Я тоже неоднократно бывала у него в гостях. Этот человек чудом пережил фашистскую оккупацию, был в концлагере. Не знаю, что случилось с его женой, но маленькая дочка осталась беспризорной. После освобождения из лагеря Баринбаум искал девочку по всей Риге и таки нашел. Причем узнал ее по пальтишку, которое шил собственными руками. Оказалось, девочку приютила женщина, работавшая дворником. Малышка называла ее мамой. Чтобы быть рядом с дочкой, мастер взял спасительницу в жены.
— Вы много лет проработали с Игорем Кио. Использовал ли он во время представлений гипноз? — спрашиваю Иоланту Николаевну.
— Такие разговоры ходили, но все это неправда. Он управлял вниманием зала благодаря артистизму и мастерству. Оба брата Кио отлично усвоили рецепт успеха своего отца, который говорил: «Фокусы — дело несложное, их может показывать любой. Вся соль в том, как показывать».
*Игорь Кио устраивал на сцене захватывающий красочный спектакль. Он следовал наставлению отца, который говорил: «Фокусы — дело несложное. Вся соль в том, как их показывать»
— У Кио-старшего тоже был брат…
— Да, его звали Гарри, — говорит Эмиль Кио. — Он был авиационным инженером. Однажды тот зашел с дочерью в цирк повидаться с братом. Увидев Гарри, один из ассистентов заявил: «Вас можно использовать в аттракционе — вы похожи на Кио!» Гарри долго уговаривали перейти в цирк, и он согласился. А чтобы сходство братьев было полным, пригласили гримера с киностудии «Мосфильм», который изготовил парик с такой же прической, как у отца. Еще нужно было завуалировать складки под подбородком, подтянуть нос. Когда гример закончил, трудно было определить, кто есть кто.
Цирковая карьера не очень нравилась Гарри. Ведь ему все время приходилось конспирироваться, чтобы в городе, где гастролировал их коллектив, никто не знал о двойнике. Гарри поселялся в гостиницах на окраине, на представления его возили в машине с зашторенными окнами.
— Эмиль закончил карьеру артиста, Игорь умер в 2006 году. Сейчас кто-либо продолжает династию Кио?
— Игорь очень хотел, чтобы дело продолжил наш внук, — говорит Иоланта Николаевна. — Его тоже зовут Игорь. К сожалению, из-за болезни своего дедушки он был вынужден отказаться от цирковой карьеры. Сейчас работает в кинематографе. Он директор и продюсер картин. Это символично: псевдоним Кио возник когда-то благодаря тому, что мой покойный тесть увидел на вывеске кинотеатра, что одна из букв погасла — вместо «кино», светилось «кио»… У меня есть еще внук — Никита. Ему сейчас 14 лет. Как знать, может он захочет стать иллюзионистом.
13486Читайте нас в Facebook