Паралимпийская чемпионка Людмила Павленко: «Мы за свою страну были готовы и по два старта в день бежать»
Мы связались по скайпу с нашей спортсменкой в Сочи на следующий день после окончания соревнований и церемонии закрытия Паралимпийских игр. По местному времени было уже за полдень, но Людмила только-только проснулась, поэтому попросила прощения за свой внешний вид. Хотя извиняться ей, честно говоря, было не за что — выглядела она прекрасно. К слову, общаясь с этой женщиной, каждый раз удивляешься ее душевной открытости, оптимизму и отличному чувству юмора.
Единственное, что бросилось в глаза, — спортсменке было тяжело сидеть. Обострилась травма спины. Да и как не обостриться — на Паралимпиаде практически каждый день Павленко выходила на трассу. Ее медальному улову может позавидовать любой: в Сочи она собрала полный комплект наград (биатлон и лыжные гонки). Теперь в коллекции 32-летней харьковчанки восемь паралимпийских наград, завоеванных на трех Играх (в Турине, Ванкувере и Сочи).
«Перед стартом с немецкой спортсменкой разучили песню «Солнечный круг, небо вокруг»
Ей выпала честь нести флаг Украины на церемонии закрытия Игр. Как и на церемонии открытия, Людмила на стадионе была единственной спортсменкой из нашей сборной. Так украинские паралимпийцы протестовали против ввода российских войск на территорию нашей страны. Организаторы попытались не пустить спортсменку на церемонию из-за того, что на голове у нее был украинский венок, а на ее спортивной форме написано слово «мир».
— Веночки мы привезли с собой, — рассказывает Людмила Павленко. — Хотели еще на церемонию открытия их надеть, но в знак протеста на стадионе с флагом появился только один наш спортсмен — Миша Ткаченко. Своими выступлениями мы хотели поддержать украинский народ. На протяжении всей Паралимпиады у каждого украинского спортсмена болела душа. Мы переживали, в какую страну придется нам возвращаться. Хочется на мирной земле жить, растить и воспитывать детей. Идея национального единства нас всех очень мотивировала.
И вчера к последнему старту все очень устали. Только украинские спортсмены участвуют во всех дисциплинах — мы бежали все семь гонок. И биатлон, и лыжи. Иностранцы удивлялись: «Откуда у вас, украинцев, столько сил и желания бороться каждый день?» А мы за свою страну были готовы, наверное, и по два старта в день бежать. Не всегда получалось так, как задумывалось, но уверена, что каждый из нас выполнил программу-максимум.
*Организаторы Паралимпиады не хотели пускать Людмилу Павленко на церемонию закрытия из-за того, что она была в национальном веночке и спортивной куртке с надписью «мир» (фото Рейтер)
— Люда, это правда, что тебя пытались не пустить на стадион?
— Давление на нас оказывалось на протяжении всей Паралимпиады, а вчера с утра к нашей команде было повышенное внимание. Еще соревнования не начались, а судей уже предупредили, чтобы следили за каждым из наших ребят — спортсменами, администрацией. Боялись, что мы можем что-нибудь отчебучить. А мы ребята спокойные, вели себя достойно.
В семь утра я уже тренировалась, потом была гонка, где мне удалось стать серебряным призером. Больше двух часов пришлось ждать на улице церемонию награждения. Замерзла страшно. А тут мне еще сообщили, что буду нести флаг на церемонии закрытия. Быстро привела себя в порядок, накрасилась, приготовила форму с надписью «мир» на английском и русском языках. Привязала разноцветные ленты с этим же словом к веночку.
Охрана стадиона была усиленной — Путин сидел на трибунах. Меня сопровождала член нашей команды Наташа. К нам тут же приставили двух охранников, и они все пытались Наташу оттеснить. Пришлось даже пойти на хитрость и сказать, что мне плохо.
Мы собирались надеть веночек перед самым моим выходом на стадион. Но охранники увидели пакет и заставили показать, что в нем. «Это элемент национальной одежды», — попытались мы им объяснить. Они же стали кому-то звонить, решать, как с нами быть. Я сказала, что если не разрешат надеть венок, то тогда вообще не выйду на церемонию закрытия. Нас заставили ленточки с надписями отвязать. Хотели снять с меня еще и спортивную куртку — там ведь тоже слово «мир» было. Но меня со всех сторон обступили спортсмены из других сборных, стали фотографироваться со мной. «Что плохого в слове „мир“?» — спрашивали у охранников.
После церемонии ко мне еще много людей подходило со словами поддержки. «Я зi Львова», «Я из Киева», — только и слышала. Столько наших людей в Сочи — на заработках!..
Запомнился безногий парень из Турции, который на мобильном показал видео, где он на бобе преодолевает дистанцию в слалом-гиганте. Я ему: «Ты крейзи!» А он мне показывает в ответ: «Нет, это ты крейзи».
Знаете, я в какой-то момент на этом полном людей стадионе даже почувствовала себя Жанной Д’Арк (смеется).
— Какая обстановка была в олимпийской деревне?
— Может, и не каждый спортсмен был в курсе событий в Украине, но многие поддерживали нашу страну. Свою солидарность выражали немцы, итальянцы, французы. Они все очень-очень за нас переживают…
Спортсменка из Германии просила: «Дай что-нибудь из твоей одежды, я буду носить в знак солидарности с Украиной». Она немного говорит по-русски. А перед одним из стартов мы с ней разучили песню «Солнечный круг, небо вокруг». Она так красиво, хоть и с акцентом, выводила: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо».
Подходили девочки из Италии: «Мы радуемся, когда вы выигрываете, радуемся, когда вы на подиуме». Это было так трогательно!
«Люблю порядок наводить, поэтому, когда попадаю домой, у меня с утра до ночи генеральная уборка»
— Завтра ты уже возвращаешься на родину. Зайдешь в свой дом и что сделаешь прежде всего?
— Столько всего хочется сделать!.. Насладиться общением с ребенком, в попку его поцеловать. Но он же не дает, говорит: «Мама, я уже вырос давно, пока ты ездила. Я уже не Мишутка, я уже Михаил!» (Мише шесть лет. — Авт.).
Еще точно знаю, что, когда попаду домой, выключу все телефоны, закрою дверь на замок и буду порядок наводить в квартире. Старые вещи выброшу. Люблю порядок наводить: у меня с утра до ночи генеральная уборка. Всегда так после долгих поездок и сборов. В этот раз дома четыре месяца не была.
А вообще, хочется приехать в Чернигов к своему первому тренеру — Николаю Васильевичу Варчаку. Он был со мной на двух Паралимпиадах — в Турине и Ванкувере. Просто сесть и поговорить. Сказать большое спасибо за то, что он подарил мне эту насыщенную, классную спортивную жизнь. Когда мы с ним познакомились, я в силу молодости еще не ценила многих вещей. Для меня тогда спорт был в нагрузку, что ли…
— Соскучилась по стряпне?
— Люблю готовить лазанью. Мы в семье полюбили итальянскую кухню. Мне мои мужики — сын Миша и муж Дима — так и заявили: «Мы с тебя уже не слезем — будешь нам каждый вечер готовить лазанью». Привезла много новых рецептов. Когда на сборах в Италии были, хозяйка гостиницы Милена так вкусно нас кормила. Я научились у нее правильно лазанью готовить, много разных соусов.
— С семьей, которая за тебя так болела, удавалось во время Паралимпиады общаться?
— Когда мы прилетели в Сочи в первый день весны, я перво-наперво отключила все свои социальные сети, скайп, телефон. Мне так легче было, ничто не отвлекало, не мешало настраиваться на старты.
Потом уже, когда выиграла «золото», стала созваниваться с семьей, друзьями. С мужем и сыном каждый вечер общались. Миша все наставления мне давал: «Мама, я знаю, что ты выиграешь. Ты так едь, как вроде бы едешь домой!» И когда выиграла, он заявил: «Вот, мама, видишь, воспользовалась моим советом и выиграла. И дальше меня слушай!»
*Людмила Павленко: «Я воспользовалась советом своего шестилетнего сына: «Ты так едь, мама, как вроде бы едешь домой!» (фото НКСИУ)
Ребенок уже устал спрашивать, сколько дней осталось до моего приезда. Ему тяжело было представить, сколько это — четыре месяца.
И мы договорились с ним считать по странам. Я говорю: «Осталось четыре страны». Через какое-то время — две. Уже хорошо. Больше всего он обрадовался, когда осталась одна Россия: «Ого, так ты уже скоро приедешь!» Сын за эти месяцы другим стал — вырос: уже зубы молочные выпали, вопросы стал другие задавать…
— Что-то просил привезти из Сочи?
— Миша просто еще не определился, что он хочет. Хорошо, что здесь магазина с игрушками нет, а то бы два мешка пришлось везти (смеется).
Честно говоря, так устала, что ни в какие магазины ехать не хочется. Да и спина побаливает, плюс я какой-то вирус подхватила.
«Муж и сын приготовили мне подарок — посудомоечную машину»
— Было предчувствие, что выиграешь медали?
— Нет. Правда, на сборах в Италии очень хороший сон приснился, что я была в красивых белых одеждах. Вообще, удивлялась своему внутреннему спокойствию. У ребят мандраж, а мне хоть бы хны! Думала только об одном: как бы сделать все по максимуму и уйти на пенсию со спокойной душой.
— Уже на пенсию собираешься?
— Собиралась (смеется). Была очень решительно настроена на свою последнюю Паралимпиаду. Хотела сказать санкам и лыжам до свидания.
— Интересно, сколько ты сможешь выдержать без тренировок? Неделю, месяц?
— Смотря какая альтернатива…
— Ну, а если не тренируешься, то чем занимаешься?
— Если честно, меня постоянно где-то носит. А рукоделием мы занимаемся на сборах и соревнованиях. С девчонками вяжем, шьем. Сейчас с подружкой Сашей Кононовой перешли на вышивку бисером. До этого крестиком вышивали. Вышила икону архангела Михаила, сейчас работаю над иконой святого Дмитрия — это подарок мужу. Половину только сделала. Сложно очень. А в Сочи не было времени.
— Уже знаешь, какой подарок приготовили тебе муж с сыном?
— Миша по телефону говорит: «Мама, мы тебе на 8 Марта приготовили подарок». Но не сказал какой. Хотя знаю и так — давно мечтала о посудомоечной машине.
— В каких условиях живет твоя семья?
— После Паралимпиады в Турине, где я завоевала четыре медали, ушла в декрет. В 2007 году родила Мишу, и мэр Харькова, тогда это был Михаил Добкин, подарил нам однокомнатную квартиру.
Но мы в ней не живем. Восьмой этаж, лифт день работает, неделю не работает. Да и вся квартира — 38 квадратных метров. Я в ней на коляске развернуться не могу. А тогда еще и Миша в колясочке был. Поэтому нам пришлось подыскать себе другое жилье. Сейчас снимаем двухкомнатную квартиру, более комфортную.
4131Читайте нас в Facebook