Юлия Марищук: «Для создания собственного прибыльного бизнеса надо вообще стать сумасшедшим»
В последние годы многие украинцы, желающие купить телевизор, телефон или мебель, первым делом ищут товары в интернет-магазинах или на онлайн-аукционах. Не секрет, что электронная коммерция с каждым годом становится все доступнее и популярнее. Ведь сделать выбор и оформить заказ можно, не выходя из дому. Один из лидеров отечественного рынка электронной коммерции — холдинг с южноафриканским капиталом, которым руководит 30-летняя Юлия Марищук.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью (они также размещены на сайте www.prostranstvo.kiev.ua). Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседником была Юлия Марищук.
Юлия Марищук родилась в апреле 1983 года в Днепропетровске. Закончила экономический факультет Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара по специальности «экономическая статистика». С 2007 года — генеральный директор холдинга Allegro Group Ukraine. В 2012 году вошла в топ-100 самых влиятельных женщин Украины по версии журнала «Фокус» и топ-100 наиболее успешных бизнес-леди страны по версии портала Delo.ua. Замужем, воспитывает сына и дочь. Allegro Group Ukraine — крупнейший холдинг в области электронной коммерции украинского интернет-пространства, основанный в 2007 году. В состав холдинга входят специализированные проекты: Aukro.ua, Emarket.ua, Slando.ua, Vcene.ua, Prom.ua, Ria.ua, ModnaKasta.ua, а также процессинговый центр для интернет-платежей PayU. Основной акционер Allegro — южноафриканский фонд Naspers. Суммарная посещаемость проектов Allegro Group Ukraine — более 6 миллионов пользователей в месяц. По данным Forbes, доход компании в 2011 году составил 25 миллионов долларов.
— Твой супруг Сергей управляет одной из компаний холдинга, а ты — генеральный директор всего холдинга. Не часто встретишь семью, в которой жена является начальником мужа. Это как-то сказывается на личной жизни?
— Сказывается, даже дома мы постоянно обсуждаем работу. О чем бы ни начали говорить, в результате все сводится к делам компании. Днем мы практически не встречаемся, у нас абсолютно разные зоны ответственности. Сергей управляет конкретным бизнесом. Мы вместе с ним начинали десять лет назад.
— Если бы подруги спросили, можно ли быть счастливой с тем, с кем работаешь, каков бы был твой ответ?
— Конечно.
— Когда первый раз почувствовала, что ты предприниматель? Помнишь день, когда смогла сказать себе: «Теперь я могу купить любую сумку, причем много разных»?
— Это выражалось не в сумках. Я была на четвертом курсе, поехала в Польшу на стажировку в компанию Allegro. Первая зарплата уже сразу открыла возможности. Вообще, все было неплохо. Например, я еще студенткой получала президентскую стипендию.
— По специальности ты статистик, даже написала книгу. Объясни, пожалуйста, нашим читателям, каким вопросам она посвящена.
— Я училась в аспирантуре, писала диссертацию, и это была монография по моей работе. Она о математических методах и их применении в статистике. В качестве практического примера рассматривался вывод на рынок линии натуральной косметики.
— Это тебе пригодилось?
— Математика пригодилась, книга — нет.
— Такое бывает. А что сегодня представляет собой холдинг Allegro Group?
— В электронной коммерции Украины это игрок номер один. У нас сейчас восемь проектов, мы покрываем все секторы рынка электронной коммерции в стране. Проекты успешные, быстро растущие, практически во всех ежегодные показатели удваиваются, причем как статистические, так и финансовые. Более тысячи работников в трех городах, пять офисов…
— Расскажи нам о компаниях, которые входят в холдинг.
— Начать стоит с интернет-аукциона Aukro. Он был открыт шесть лет назад. Успешный проект, три миллиона зарегистрированных активных пользователей в базе. Aukro — известный, крупный, старый бренд. Из новых это ModnaKasta, которой руководит Андрей Логвин, а также fashion club — быстро растущее направление. Еще один проект — доска бесплатных объявлений Slando. Были Market и Slando. Одно из главных событий 2013 года для Allegro — объединение Market и Slando. Благодаря этому мы смогли предложить пользователям больше товаров, а продавцам — больше покупателей.
— Управлять холдингом, объединяющим ряд крупных интернет-проектов, и просто большой интернет-компанией — это разные задачи?
— Да. Потому что, если вы управляете холдингом, нужна сильная команда. Это и лидеры сами по себе, и лидеры украинского интернета.
— А ты лидер лидеров?
— Я бы так не сказала. Руководители моих проектов — мужчины. Все-таки отношения между мужчинами и женщинами немного другие. У нас не принят жесткий авторитаризм. Мы сплоченная группа. Главная цель холдинга — помочь бизнесам развиваться. Мы предоставляем инвестиции, создаем максимально комфортные условия, чтобы входящие в группу компании не думали о законах, о налогах, о каких-то локальных проблемах. Бизнесмен должен быть занят развитием своего дела.
— Один из предпринимателей сказал: «Чем выше я взбирался по карьерной лестнице, тем меньше у меня становилось прямых подчиненных. Сейчас их осталось только двое — ассистент и уборщица». Это так?
— Нужно смотреть этапы развития. Если вы открываете свою компанию и имеете до десяти сотрудников, они, скорее всего, напрямую подчиняются вам. Потом компания начинает расти. Когда тридцать человек, вы еще знаете, как зовут их детей. Когда сто, еще здороваетесь с ними в лифте и знаете в лицо. А когда их уже триста, как у нас в Днепропетровске, вы здороваетесь с ними, но по имени вряд ли всех знаете. Здесь вопрос масштаба, организации и этапов развития компании. Естественно, подчиненных у меня становится меньше, появляются замы.
— Приходится ли чем-то жертвовать, когда уходишь из предпринимательства в большую корпорацию?
— С одной стороны, в предпринимательстве есть свобода, с другой — все большие корпорации кричат, что нужен дух предпринимательства, чтобы развивать бизнес. Поэтому максимально стараются создать условия для этого. В большой корпорации создать настоящие предпринимательские условия не получится. Будут бюрократические нормы, особенности, связанные со структурой. В корпорациях, возможно, теряется часть свободы, но появляется стабильность, накапливается опыт.
— Что для тебя было самым важным вызовом в Allegro Group?
— Трудно выделить что-то одно. Вот пример. Есть крупная доска объявлений Avito, она года четыре назад выходила на украинский рынок с торговой маркой Torg.ua. А у нас тогда был Emarket.ua, мы были лидерами в течение трех-четырех лет. Все расслабились: конкурентов нет, все хорошо. Avito появилась и в течение двух недель достигла нашего уровня. Они вошли очень массированно, была мощная рекламная кампания. Тогда в течение месяца наша команда жила в офисе. Мы выиграли ту войну, хотя было очень сложно. Не только отбили атаку, но и серьезно выросли. Это был первый крупный вызов, первый значительный выход конкурента на наш рынок.
— Что такое сегодня фонд Naspers, собственник вашего холдинга?
— Naspers — крупная международная компания, основанная еще в 1907 году. Сначала это были печатные дома, газеты объявлений. Затем они пошли в платное телевидение, которое сейчас приносит львиную долю доходов. Ближе к двухтысячным обратили внимание на онлайн-бизнес. Сейчас у Naspers есть онлайн-проекты в большинстве стран мира. Из известных нашим читателям могу назвать Mail.ru, «Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook. В Китае есть огромный проект, приносящий миллиардные прибыли.
— Naspers — это старые южноафриканские деньги. Каким образом ребята из Южной Африки познакомились с тобой?
— Со мной познакомились ребята не из Южной Африки, а из Польши, когда я была там на стажировке. Интернет-аукцион, открытый Naspers в Польше, стал успешным. Они решили организовать бизнес еще в нескольких странах, но не хотели при этом делать большие инвестиции, набирать команды. Компания Naspers брала студентов, студенты переводили сайты. Я тоже начала с того, что переводила сайт. На данный момент из тех, кто был со мной в одной команде (а было много людей из разных стран), работает только один чех. Остальные потом менялись на более профессиональных людей, у которых уже был какой-то опыт.
— Ты считаешься ветераном?
— Да, я ветеран, десять лет — это много.
— Для онлайн-бизнеса в Украине очень большой срок.
— Не только в Украине, но и внутри группы. Из тех, кто со мной начинал, остались единицы.
— Где штаб-квартира Naspers?
— В Голландии, в Амстердаме, и в ЮАР, в Йоханнесбурге.
— Сегодня Йоханнесбург не самое комфортное место, наверное.
— Почему? В Африке, в цивилизованной ее части, тоже можно деньги зарабатывать.
— Доводилось тебе бывать там?
— Да, в Йоханнесбурге — городе вечной весны.
— Если есть вопрос, который ты хочешь обсудить с руководством Naspers, как быстро ты получаешь ответ?
— Позвонить всегда можно. Все очень быстро и открыто.
— Насколько доска бесплатных объявлений Slando теснит компанию eBay в Украине?
— Как посчитать присутствие eBay в Украине? Есть ли она вообще, когда будет, когда придет? Мы уже давно ее ждем. Было бы интересно, так как выход любого крупного международного игрока всегда немного встряхивает рынок и заставляет быстрее двигаться. Потребителям, возможно, будут предложены более интересные решения. Я бы не сказала, что eBay нужно сравнивать со Slando, скорее с Aukro — это чистая модель eBay.
— Насколько доска бесплатных объявлений интереснее для покупателей, чем аукционная модель?
— Здесь можно говорить об эволюции потребителя. Любой человек, когда начинает пользоваться интернетом, независимо от его возраста, вначале не имеет опыта и навыков. Он умеет включать компьютер, входить в интернет, и ему нужна максимально простая модель — доска объявлений. Это аналог газеты: оставляешь свой номер телефона, тебе звонят, ты договариваешься. С интернетом контакт минимальный. Следующая стадия: пользователь переходит на Aukro, на интернет-аукцион, понимает, что можно зарегистрироваться, оставить свои данные, сделать ставки, сразу совершить покупку, задать вопросы. Это система — уже как некий клуб.
— Могут ли Aukro и Slando сосуществовать в рамках одного холдинга?
— Естественно, есть пересечение. Объясню на очень простых вещах. Допустим, если получение доходов в Slando происходит от платы за размещение объявления (это какая-то очень маленькая сумма), то в Aukro мы берем проценты с продаж. Имеет смысл обращать внимание на цену товара. Можно сделать простой вывод: с помощью Slando лучше продавать все бывшие в использовании вещи. Aukro это неинтересно. Например, 2—3 процента от одной гривни, за которую продают бэушные детские ползунки…
— А продают?
— Конечно. Эти товары идут через Slando: находившиеся в употреблении вещи, домашние животные, одежда, детские товары, услуги. Aukro — сегмент мобильных телефонов, техники, компьютеров… Средняя сумма в чеке повыше, чем на Slando. То же самое, если мы переходим на Prom: там уже идут предложения для компаний, там другая модель получения дохода, подписка на длительный период. Каждый бизнес имеет свою модель.
— Какие города Украины являются для холдинга лидерами по финансовым потокам?
— Киев, потом города-миллионники: Днепропетровск, Одесса, Харьков, Донецк.
— А нет ли у тебя желания самой заняться предпринимательством?
— Это интересный шаг. Конечно, у всех есть такое стремление. С другой стороны, существует понятие корпоративной этики. Собственный бизнес — другое измерение, надо начинать все с нуля. На данный момент это желание не перевешивает того, чем занимаюсь сейчас.
— Если у тебя есть тяга к предпринимательству, то нынешняя работа позволяет ее реализовать в рамках корпорации?
— Да. Мои интересы и так зациклены только на работе. Для создания собственного успешного бизнеса надо вообще стать сумасшедшим, фанатиком, целыми днями работать, как в фильме «Социальная сеть». Пока не вижу у себя таких стремлений.
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
13272Читайте нас в Facebook