Замначальника горловской милиции Герман Приступа: «Мы готовы освободить захваченные здания. Был бы приказ»
«Среди тех, кто пришел нас захватывать, я узнал ранее судимых»
— Не могли бы вы посодействовать, чтобы к нам в Горловку прислали кого-нибудь отогнать эти толпы от райотделов и горуправления милиции? — позвонила мне в субботу вечером Наталья Тарасенко, жена второго заместителя начальника Центральногородского райотдела милиции Горловки Донецкой области Виталия Тарасенко. Она дала телефон супруга, который дежурил в осажденном здании, и сказала, что обращается к журналистам, потому что все «официальные» источники уже исчерпаны. Официальные лица только сочувствуют и говорят о том, что прислать некого — все на охране не менее важных объектов, начиная с захваченной сепаратистами Донецкой облгосадмистрации.
Виталий Тарасенко бодрым голосом ответил на мой звонок и сразу же сообщил, что представители какой-то «народной республики», не выговаривающие слово «федерализм», выкрикивают требования сложить оружие и присягнуть им на верность. В ту ночь мы созванивались еще много раз. Виталий Викторович держался молодцом. Шутил, когда описывал пьяных делегатов от пикетчиков, с которыми за ночь неоднократно встречался и даже показал им пустые оружейные комнаты. Оружие и документы из райотделов вывезли заранее — с учетом событий в Славянске, где накануне были захвачены сепаратистами и бойцами российской армии горотделы милиции и СБУ. Добытые там почти 500 единиц оружия, включая 40 автоматов, раздали на площади участникам пророссийского митинга.
В Горловке, где с субботы пикетировали все три райотдела и горуправление милиции, вооружили лишь тех правоохранителей, которые добровольно остались охранять здание. К утру воскресенья пикетчики от райотделов милиции ушли, переключившись на горуправление.
— Почти двое суток мы не спали, охраняя помещения, — говорит заместитель начальника Горловского горуправления милиции Герман Приступа. — Люди с гвардейскими ленточками требовали выдать им оружие, предлагали перейти «на сторону народа», добиваться референдума «за федерализацию». Правда, большинство из них не знают, что это слово означает.
Утром в понедельник около тысячи человек в масках, с битами и флагами так называемой Донецкой народной республики явились под стены горуправления милиции.
— Среди тех, кто пришел нас захватывать, я узнал ранее судимых, — продолжает Герман Леонидович. — Много было пьяных. Мы забаррикадировали ворота двумя автозаками, но толпа их смела.
Переговоры шли до двух часов дня понедельника. С пикетирующими беседовал житель Горловки Андрей Крищенко, назначенный на должность начальника милиции первого апреля. Выходил к ним и Герман Приступа.
Несмотря на то что инициативной группе была продемонстрирована пустая оружейная комната, захватчики начали штурм. Они кидали в окна кирпичи, подожгли помещение столовой и в конце концов прорвались внутрь здания.
*Германа Приступу (в центре) вооруженные сепаратисты избили и хотели заставить присягнуть «народу Донбасса» (Фото Франс Пресс)
«Восемь магазинов я расстрелял, а четыре у меня еще осталось. Мог бы, если бы хотел, убить кого-то. Но не сделал этого»
— В тот момент в горуправлении оставалось еще много людей: все наше руководство, розыскники, сотрудники отдела по борьбе с наркотиками, — продолжает Герман Приступа. — Патрульный батальон (часть которого вместе со своим начальником присягнула потом какому-то полковнику российской армии. — Авт.) мы отвели во внутренний двор. Но силой никого не держали — тех, кто хотел уйти, отпустили домой. Такая возможность была, и люди ею воспользовались.
Оставшиеся правоохранители вели, можно сказать, бой, только без жертв — стреляли в пол, потолок, пытаясь отогнать штурмовиков. Когда один из сепаратистов забрался на козырек над входом и содрал знамя Украины, заменив его на флаг «республики», следом за ним поднялись Герман Приступа и Андрей Крищенко.
— Мы того парня не толкали, он сам побежал и упал вниз, — говорит Герман Леонидович. — К счастью, остался жив и даже в больницу не попал. По информации медиков, после штурма в лечебные учреждения поступили лишь двое захватчиков с ранением ног из травматического оружия. Это я их ранил. Мы все были с автоматами и пистолетами, заряженными, к слову, не только холостыми патронами… Только из автомата я расстрелял восемь магазинов. Четыре у меня еще осталось. Хотел бы убить кого-то, мог бы. Особенно в тот момент, когда толпа заполонила холл. Но не сделал этого. Я отдал свой пистолет Андрею Крищенко, а сам, вооружившись автоматом, вместе с двумя коллегами заперся в дежурке. Но боевики взломали решетку. После недолгих переговоров я решил выйти, но перед этим разобрал автомат. Меня вывели во двор, поколачивая по пути. Андрея Крищенко повалили наземь, били ногами, палками. Я увидел, что у него сломан нос, разбита голова. На нас остались бронежилеты, а каски посрывали. Крищенко потом увезли на «скорой» в больницу.
Во дворе тем временем появились какие-то «зеленые человечки» — судя по экипировке, военные российской армии. Один из них был с автоматом «вулкан». Пришли и более-менее приличного вида люди, представившиеся членами правительства Донецкой народной республики, которые потребовали от Приступы присягнуть «народу» и показать, где находится оружие. Он отказался, тогда милиционера усадили в машину и повезли за город.
— По пути захватчики продолжали требовать все того же — присяги, убеждая, что все правоохранители так делают, но я не согласился, — продолжает Герман Леонидович. — Сказал, что те, кто захватил облгосадминистрацию в Донецке, — еще не весь народ Донбасса. А люди, которые у нас в Горловке собираются на площади, — тоже не вся Горловка. Моих родственников, знакомых, да и просто здравомыслящих людей там нет! Объяснил, что в «штаб» своей «республики» везти меня бессмысленно, я им присягу давать не буду — они не представляют народ Украины.
*Начальник Горловского горуправления милиции Андрей Крищенко забрался на козырек над входом, чтобы помешать одному из захватчиков сбросить флаг Украины
В результате за городом Германа Леонидовича высадили. Он добрался домой. Позже узнал, что его начальник Андрей Крищенко получил медицинскую помощь, сейчас находится на больничном. Оба временно вывезли семьи из города.
По сведениям собеседника, на сторону сепаратистов перешла лишь часть батальона патрульной службы во главе с начальником, их курирует какой-то полковник российской армии. Остальные правоохранители несут службу на своих местах в интересах населения.
— Горловский гарнизон милиции — это более 800 человек, большинство из которых не намерены изменять присяге, которую давали народу Украины, — утверждает Герман Приступа. — Мне звонят знакомые, работники милиции в отставке. Они говорят, что готовы освободить здания от захватчиков, явившихся с флагами чужого государства. Был бы только приказ.
К сожалению, кто должен отдать такой приказ, пока неясно. Так как временно исполняющий обязанности начальника милиции Донецкой области Андрей Аносов присягнул Донецкой народной республике. При этом заявил, что «берет всю ответственность на себя и готов возглавить правоохранительные органы» (по крайней мере, до возвращения обожаемого сепаратистами прежнего начальника милиции Романа Романова, который якобы пообещал по телефону пикетчикам вернуться на работу в минувший понедельник). Толпа приветствовала эти слова криками «Ура!». Присягнул на верность приверженцам «республики» и отряд сотрудников бывшего «Беркута» (ныне спецбат). Бойцы публично отказались выполнить приказ: освободить милицию и СБУ в Славянске, которые уже были в руках сепаратистов.
Вчера в Славянске горотделы милиции и СБУ оставались под контролем российских военных. Тем временем, как сообщило Министерство обороны Украины, в Краматорске Донецкой области началась антитеррористическая операция с участием военных.
12292Читайте нас в Facebook