Все жители Крыма, которые сохранят украинские паспорта, сохраняют право на получение пенсий и социальных пособий
Ровно месяц назад Российская Федерация приняла решение о включении Крыма в свой состав. По оценкам экспертов Совета Европы, с начала оккупации полуостров покинули как минимум пять тысяч жителей. Мы попытались узнать, как встретила Украина переселенцев и с какими проблемами столкнулись украинские граждане по ту сторону перешейка.
«Украина не признает решения оккупационной администрации Крыма по изменению прав собственности»
Координатор группы помощи крымчанам «Вывоз детей из Крыма» Анна Сандалова начала помогать своим землякам еще до референдума об отделении.
— Вначале это было настоящее бегство: люди хватали детей в охапку и ехали, куда получится, — вспоминает Анна Сандалова. — Мне запомнился звонок одного мужчины, который просил поселить его семью, а семья в этот момент уже была в поезде! Дело в том, что координатора, помогающего им, арестовали прямо на вокзале, и мама с двумя детьми просто ехала в никуда.
Однако сегодня, по словам волонтера, люди переезжают «на материк» гораздо спокойнее. За такими решениями, как правило, стоят не панические настроения, а обдуманная гражданская позиция и видение, как и где можно будет жить на материке.
Севастополец Иван Коротаев в столице уже почти месяц. На условия не жалуется: парень вместе с двумя земляками поселился в отдельном номере санатория «Киевпасстранса» «Пуща-Водица». Затем помог перебраться в окрестности Киева и другим жителям Крыма, возглавив группу взаимопомощи «Пуща-Водица SOS».
— Нас здесь около 170 человек, — делится севастополец Иван Коротаев, возглавляющий группу «Пуща-Водица SOS». — В первое время у людей было множество организационных проблем, например, как получить пенсию или выплаты на ребенка… Но сейчас, благодаря соцслужбе, многие из этих вопросов решены. Хотя, конечно, остается одна большая проблема: как разблокировать наши банковские счета, открытые в Крыму. Чиновники только разводят руками — это не их компетенция.
Одним из первых, кто попытался решать вопросы по размещению переселенцев, были львовяне. Затем инициативу на уровне горгосадминистрации подхватили Киев, Ивано-Франковск, Житомир и другие города. Но если до недавнего времени помощь беженцам была во многом инициативой местных властей и общественности, то теперь это — обязанность государства.
Верховная Рада 15 апреля приняла Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины». Этот документ призван защитить как переселенцев, так и украинцев, оставшихся в Крыму. Согласно ему Украина подтверждает свои обязательства перед крымчанами по выплатам пенсий и социальных пособий.
— Все жители Крыма, которые сохранят украинские паспорта, считаются нашими гражданами, — пояснил лидер ВО «Свобода» Олег Тягнибок, выступая перед представителями СМИ. — Украина не признает законными все решения оккупационной администрации Крыма, в том числе и касательно изменений права собственности. Украинское правительство, правоохранительные органы и суды обязаны защищать конституционные права наших граждан в Крыму, в частности путем обращения в Европейский суд по правам человека. Сегодня органы прокуратуры расследуют более ста уголовных дел по фактам нарушения законных прав украинских граждан (в частности, военнослужащих) на оккупированной территории Крыма.
«Казаки с российским акцентом расправляются с неугодными крымчанами»
Как отмечают сами крымчане, они уже готовы к борьбе в судах. Ведь многие из жителей убеждены, что оставленные ими квартиры будут незаконно захвачены новой властью.
— Чем занимаются наемники на оккупированной территории? — говорит Иван Коротаев. — Мародерством. У нас есть активисты Евромайдана, которые как-то пришли домой, а все их вещи лежали на улице. Так казаки с российским акцентом расправляются с неугодными. Но страдают и те люди, которые открыто свою позицию не выражали. Например, недавно в Балаклаве владельцам гаражного кооператива сказали: выехать через два дня. Люди, конечно, свои законные гаражи не бросили… Но как только истек срок ультиматума, гаражи вместе с авто и прочими пожитками сровняли с землей бульдозером.
По словам крымчан, готовность Украины помочь им вернуть недвижимость через Европейский суд, безусловно, обнадеживает. Беженцам хочется верить, что это сдержит российских мародеров, и, когда нотариальные конторы Крыма вернутся к работе, они смогут продать свою недвижимость.
— В Крыму полная неразбериха, — говорит киевлянка Людмила, которая недавно вернулась из Симферополя от пожилых и нетранспортабельных родственников. — Ты можешь обойти десятки чиновников, но так и не узнать, что к чему и каковы новые правила.
Вопрос, который беспокоит женщину: как в будущем проведывать родных на оккупированной территории?
— В Симферополе мне сказали, что обязательным условием для въезда будет присланный вызов от родственников, — рассказывает Людмила о невыполнимых для нее требованиях, которые выдвинула крымская власть. — При этом принимающая сторона должна располагать необходимой жилплощадью, а именно свободными 19 квадратными метрами! Я же должна обладать некой суммой наличных денег, которых бы мне хватило на проживание.
Женщина также не в восторге и от того, что принятый украинским парламентом закон обязывает ее получать разрешение на въезд в Крым еще и в Киеве. По словам Людмилы, пока даже негде узнать, какой будет процедура получения этого разрешения. Однако в парламенте обещают, что с появлением ведомства по делам переселенцев, а также единого «информационного окна» крымчанам станет гораздо проще решать многие вопросы.
Помочь жителям Крыма ощущать себя полноценными гражданами Украины должна государственная программа интеграции, на принятии которой парламентом настаивает Олег Тягнибок:
— Эта программа позволит каждому нашему гражданину оставаться частью единого украинского народа, несмотря на преграды российского оккупационного режима.
4004Читайте нас в Facebook