Олег Скрипка: «Не все горят желанием ехать сейчас в Украину. Иностранцы боятся за свою безопасность»
Основатель и лидер группы «Вопли Видоплясова» своим примером показывает, как нужно любить страну. Переехав в Украину из России (родился Олег в Таджикистане, затем вместе с родителями переехал в Мурманскую область), Скрипка выучил язык, пишет украинскую музыку и пропагандирует украинскую культуру. Особенно сейчас, когда северные «друзья», оккупировавшие Крым и вторгшиеся в Донбасс, утверждают, будто у нас «бандеровцы ущемляют русскоговорящих, нарушают их права». И даже боятся ехать к нам с гастролями. На самом деле украинцы просто перестали покупать билеты на российских артистов. «А зачем инвестировать в тех, кто поддерживает агрессию Кремля?» — считает Олег Скрипка и призывает всех ходить на концерты украинских артистов, слушать украинскую музыку и поддерживать отечественного производителя везде и во всем.
Одним из самых масштабных культурных проектов в современной Украине стал основанный Олегом Скрипкой десять лет назад этнофестиваль «Країна мрiй». В этом году он меняет место дислокации и пройдет не на Певческом поле, а в ландшафтном парке «Феофания». О новшествах фестиваля и своей гражданской позиции рок-музыкант рассказал во время встречи с журналистами в культурном креативном пространстве «Часопис».
— Я уверен, что постепенно наша страна приблизится к той «Країнi мрiй», которую мы сами себе рисуем, ведь это во многом зависит от нас самих, — считает Олег Скрипка. — Сейчас у нас в основном невеселые новости, но у меня с каждым днем появляется все больше оптимизма. Может, это весеннее солнышко и тепло вселили в меня уверенность, что все будет хорошо. Нужно просто пережить этот непростой переходный период. Несмотря ни на что, мы готовим очередной фестиваль. Он будет посвящен древнему празднику Ивана Купалы, который отмечается на нашей земле столько, сколько живет украинский народ. Считаю, это прекрасный объединяющий обряд, очищающий и тело, и душу с помощью воды и огня. В этом году фестиваль ожидают коренные изменения.
— Какие же?
— Во-первых, мы меняем место: переезжаем с Певческого поля в парк «Феофания», что недалеко от музея народной архитектуры и быта Украины «Пирогово». Это прекрасное зеленое место с озерами, зелеными полянами, большой территорией. Признаюсь, в центре города стало тесновато. Мы уже не могли реализовать все наши идеи. Теперь такая возможность появилась. Кроме того, для нас очень важно было наличие водоемов. Ведь на Ивана Купала девчата плетут венки и пускают их на воду, чтобы исполнились мечты. Может, наконец-то хоть с помощью обрядов у нас появятся хорошие дороги.
В «Феофании» откроем палаточный городок. Гости из других городов смогут жить здесь, полностью окунувшись в фестивальную жизнь. Молодежь будет ночи напролет петь песни у костра, общаться. На территории парка планируется детская площадка, «козацькi забави», «этно-фэшн», аллея мастеров, школа здоровья. Наконец-то сможем реализовать проект «Обрядовий майданчик». Аутентичные коллективы в природной среде будут показывать свои песнопения, демонстрировать традиции, а все желающие смогут принять в этом участие. Традиционной станет площадка японской культуры. И обязательно — крымскотатарская сцена.
В наших проектах несколько новых площадок. На сцене «Этнолаунж» будут выступать диджеи, исполнители электронной музыки, этноджаза. Сцена готова работать до глубокой ночи. Устроим дискотеки, «Кабаре-театр». В прошлом году мы проводили фестиваль «Монмартр» на Андреевском спуске. В этом году в силу разных причин не сможем реализовать его там и в том же объеме, поэтому переносим все действо в «Феофанию». Традиционной останется главная сцена, где будут выступать хедлайнеры.
— А вы?
— Каждый год стараюсь предстать перед публикой в новой ипостаси. В этом году выступлю как этнодиджей, исполню свою давнюю мечту устроить этнодискотеку под открытым небом. Планирую джазовый проект «Забава» и представлю французскую программу. Сейчас веду переговоры с французскими музыкантами. Если не согласятся — сам французом стану. Признаюсь честно, не все горят желанием ехать сейчас в Украину. Приезд Джерада Лето скорее исключение из правил, чем тенденция. Все-таки иностранцы боятся ехать к нам, собственная безопасность для них важнее. На сегодняшний день имеются стопроцентные договоренности с коллективом из Белоруссии «Серебряная свадьба». Ведем переговоры с другими участниками, время пока есть. Поклонники фестиваля спрашивают про «Мандры», «Бумбокс», «Гайдамаки»… Но ведь не хочется превращаться в междусобойчик, нужно открывать и новые имена. Сусанна Карпенко, солистка ансамбля «Божичi», знакомая зрителям по проекту «Голос країни», готовит сразу три новинки.
— Артисты будут выступать бесплатно?
— Один мой знакомый музыкант говорит: «Для артиста выступать бесплатно — это преступление». И я абсолютно его поддерживаю. После того как вернулся из Франции в Украину и окунулся в отечественный шоу-бизнес, был немного удивлен. Здесь многие считают, что артисты должны работать даром. Мол, это же увлечение, хобби. Потому и концерты для публики следует делать бесплатными. Люди готовы употреблять что угодно, слушать что попало, лишь бы деньги не платить. А бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. К сожалению, есть музыка, которой людям просто засоряют мозги, работают радио-"титушки". У нас на фестивале все артисты получают гонорар, но он скромен. В оплате работы иностранных коллективов помогают посольства, культурные фонды и различные спонсоры.
Также запускаем новый проект «Общественное финансирование». Каждый человек может стать инвестором фестиваля, купив билет или став участником определенной акции, к примеру, выпуска альбома. Приглашаем креативную молодежь с собственными проектами, которые можно реализовать на наших площадках. Например, боевой гопак или казацкие хоры. Главное, чтобы творчество не призывало к насилию, агрессии и не оскорбляло национальные чувства.
— Думаете, нынешнюю ситуацию в стране можно разрешить мирно?
— Я против любого насилия. Если верить учению кришнаитов, сейчас мы переживаем переход в эпоху Водолея. Энергетический взрыв, который дал Майдан в Киеве и других городах, как раз и является следствием этого процесса. Надеюсь, водные обряды помогут что-то нашаманить и сделать этот переход безболезненным для страны. В нынешний период не нужно бояться меняться, следует быть пластичным, уметь адаптироваться в новом мире, который сейчас рождается. Считаю, что причины, в первую очередь, нужно искать в себе. Особенность украинского менталитета заключается в том, что мы не терпим над собой никакого насилия. Нам не нужна крепкая рука, поэтому авторитарный способ правления здесь не проходит, в отличие от наших северных соседей.
— А как у вас с гастрольной деятельностью в России?
— Мне, можно сказать, повезло, свой гастрольный тур по России я закончил до кризисной точки отношений. Правда, из Москвы только вернулся. Был там на Пасху. Приглашения поступают, хотя концертов, конечно, стало намного меньше. И это связано не только с политической ситуацией. В России сейчас тоже глубокий кризис.
Во время последней поездки в Россию ощутил позитивное отношение публики на концертах и всех, с кем приходилось общаться. Простые люди нас поддерживают, сожалеют, что не можем быть вместе, даже жалеют нас. Считают, что виноваты во всем внешние силы — Кремль, США или какие-то вампиры-бандеровцы. Все ведь зависит от информационного пространства, в котором люди находятся. Чем дальше на Восток Украины и ближе к России, тем больше разговоров о том, что по Киеву гуляют фашисты, бандеровцы.
— Получается, что вы — один из них. Говорите на украинском языке и всех остальных призываете спiлкуватись державною мовою.
— Я же не людоед, не фашист с рогами. На самом деле, выучить любой язык не так уж и сложно для нормального человека. Французский, например, я с нуля до разговорного уровня выучил за месяц. На украинский с русского переходил постепенно. Считаю, что говорить в Украине на украинском языке — значит уважать себя, государство, ее граждан. Это уровень образованности, в конце концов. Если человек не владеет государственным языком, он недостаточно образован. И оправдывать это — лицемерие. Мифы о том, что у нас по ночам приходят вампиры, душат и заставляют говорить на украинском — полный бред. Вместо того чтобы распространять его, напрягли бы свои извилины, а не искажали историю. Но сейчас главное — не срываться на оскорбления, а искать объединяющие факторы, такие, например, как украинская песня, музыка, культура. Мы уже перестали бояться.
— С Валерией, с которой работали в одном проекте, как общаетесь после ее заявлений в поддержку Путина?
— Если мы хотим строить новое демократическое общество, то сами должны вести себя соответственно. Я не хочу навешивать ярлыки, кого-то осуждать. Подписаться или не подписаться под письмом Путину — личное дело каждого. Кто-то, как Макаревич, идет на митинг на Болотную площадь. А кто-то едет петь в Крым, поддерживая «референдум». Я всячески пытаюсь понять такую позицию. Беседовал по телефону и с Валерией, и с Иосифом. Они говорят, что под многим, в чем их обвиняют, не подписывались. Якобы им сказали, что в Крыму население хочет провести референдум и самостоятельно решить, как жить дальше. А артисты просто поддержали выбор людей, устроив концерт.
Для себя же я сделал вывод — украинские артисты должны мобилизоваться в своей стране, воспитывать публику, расширять границы. Несколько лет назад мы проводили «Країну мрiй» в России, в городах Пермь, Уренгой. В прошлом году были в Лондоне. Возили наши вечорницi и во Францию, и в Америку. Интерес публики за границей к нам колоссальный. Но реализовывать эти проекты без поддержки государства невозможно. По моим прогнозам, через два года у нас все будет нормально функционировать и культура станет финансироваться на надлежащем уровне.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
9130Читайте нас в Facebook