Создатели VOX: «Мы переделали плеер с нуля, учтя пожелания пользователей»
Всего несколько десятилетий назад меломанам, чтобы слушать музыку, приходилось покупать громоздкие аудиоцентры, а к ним — кассеты или диски. Сегодня все желающие могут наслаждаться любимой музыкой, загрузив ее на компьютер или телефон. Для этого достаточно иметь специальную программу. Двоим молодым киевлянам Ивану Абламскому и Петру Бондаревскому удалось создать аудиоплеер, который стал самым популярным в мире.
«ФАКТЫ» продолжают совместный проект с доктором экономики и успешным предпринимателем Евгением Ленгом. Его передачи, посвященные вопросам развития IT-технологий, звучат на радио «Эра» и пользуются большой популярностью (они также размещены на сайте prostranstvo.kiev.ua). Гости Евгения Ленга — наиболее известные и влиятельные люди отечественного информационного бизнеса. Недавно его собеседниками были Иван Абламский и Петр Бондаревский.
Иван Абламский родился в Николаеве в 1987 году. Закончил Киевский политехнический институт. Стажировался в компании Akademos, Inc. Сооснователь и руководитель нескольких успешных проектов: Coppertino, SupportYourApp.com, Softorino.com, trySoda.com. Сейчас руководит компанией Coppertino. Не женат. Увлекается картингом, виндсерфингом. Живет и работает в Киеве. | Петр Бондаревский родился в 1983 году в Полтаве. Закончил Национальный университет «Киево-Могилянская академия». Магистр социологических наук. Прошел курс PMD мини-МВА в Международном институте менеджмента. Сооснователь нескольких успешных проектов: Coppertino, SupportYourApp.com, Softorino.com, trySoda.com. Не женат. Увлекается велоспортом. Живет и работает в Киеве. |
Компания Coppertino основана в 2011 году. Занимается разработкой и публикацией программ для Mac App Store. Компания приобрела проект VOX, который в августе 2013 года был успешно перезапущен и стал самым популярным музыкальным плеером, когда-либо опубликованным в Mac App Store. Тогда же компания привлекла крупные инвестиции от фонда AVentures Capital. Компания Coppertino стоит сегодня несколько миллионов долларов.
— Вы давно работаете вместе?
Петр: — Мы знакомы уже десять лет и все это время сотрудничали. Но более плотно работаем над проектами пять лет.
— Когда вы познакомились?
Иван: — Знакомы со студенческих времен, вместе начинали создавать первые веб-проекты. Петр специализировался на дизайне, а я программировал.
— Иван, после окончания политеха ты поехал на годичную стажировку в Америку. Многому там научился?
Иван: — Да, безусловно! Во-первых, Америка открыла мне глаза на то, как делается бизнес там. Во-вторых, я получил возможность поработать в нескольких крупных IT-компаниях и понять все бизнес-процессы изнутри, увидеть работу команды. Этот опыт был толчком к тому, чтобы реализовать себя в будущем.
— Петр, ты стал социологом после окончания Киево-Могилянской академии. Затем учился бизнесу в Международном институте менеджмента. Когда понял, что предпринимательство — это занятие для тебя?
Петр: — Наверное, когда мне было лет десять. Как ни странно, я с детства ощущал склонность к предпринимательству. Во втором или третьем классе моим любимым мультяшным героем был дядя Скрудж из «Утиных историй». Мне очень нравились его принципы и подход к делу. С одной стороны, он вроде жадный, но при этом часто проявляет невиданную щедрость. Тогда я понял, что стану предпринимателем. А социология — это близкая мне по духу специальность,.
— Каким был ваш первый совместный проект?
Петр: — Сложно точно вспомнить. Кажется, первое наше сотрудничество было в 2005 году, когда я сделал веб-сайт и мне нужна была помощь Ивана, чтобы разместить сайт в Сети. Ваня мне помог, сказав, что я ему должен пару бутылок пива. Пиво я принес, мы его выпили, нашли общий язык и с того момента уже шли дальше вместе.
— С какого года ваши проекты начали приносить прибыль?
Петр: — Где-то с 2009—2010 годов. Хочу отметить, что мы довольно много занимались интернет-проектами, кому-то в чем-то помогали. Но за создание интернет-бизнеса, который приносил бы деньги, взялись лет пять назад.
Иван: — Первым проектом, дающим небольшую прибыль за счет рекламы, был Weather. co.ua — интернет-ресурс по прогнозу погоды на территории Украины. Одно из главных нововведений — функция «погода по ощущению», потом подхваченная другими сервисами. Это когда указывалась температура по градуснику, например, минус 5, а по ощущениям — минус 15. Еще мы применили индекс вероятности того, что прогноз сбудется.
— Расскажите подробнее о вашей компании Softorino.
Иван: — Проект начался с классных ребят, которые умеют создавать программы под операционную систему Windows. Сначала мы сделали пять небольших бесплатных программ-утилит, чтобы прощупать рынок. Две из них довольно быстро стали очень популярными, а одна даже была признана экспертным сообществом лучшей на тот момент в своей категории. Мы с ребятами увидели, что у нас что-то получается, и решили работать дальше, но немного в другом направлении. Начали заниматься проблемой взаимодействия iOS-устройств с компьютерами под управлением Windows и MacOS. В частности, многих пользователей раздражает, что на iPhone или iPad информацию с компьютера можно загружать только через сервис iTunes. Причем далеко не всю информацию и в ограниченном объеме. Несколько решений уже создано, и в ближайшее время мы представим пользователям программы от Softorino в этой категории.
— А за какую сферу деятельности в компании отвечает каждый из вас?
Иван: — Поскольку я технический специалист, то в мою зону ответственности входит все, что касается технологий, возможности и механизма создания продукта, его технической экспертизы и так далее. Иногда наши ребята предлагают сделать программу. Прежде чем согласиться, я тщательно изучаю технический базис и определяю, сможем ли выполнить данную задачу и что для этого потребуется.
Также в зону моей ответственности входит весь проект Coppertino — в плане менеджмента, управления командой. Ведь именно я был одним из инициаторов разработки программного обеспечения под системы Apple. С продуктами этой культовой компании познакомился еще в институтские годы, и очень они мне нравятся.
Петр: — А моя зона ответственности в гуманитарной сфере. Это общий менеджмент, финансирование, связи с инвесторами и по совместительству дизайн.
— Поскольку вы уже имеете определенный опыт, подскажите, какие ошибки могут делать начинающие IT-предприниматели?
Петр: — Нередко, добившись некоторого успеха, молодые люди переоценивают свои силы и возможности, берут на себя больше, чем могут выполнить, и терпят крах. Или наоборот, человек настолько погружается в свой проект, так стремится довести до совершенства, что не в состоянии оценить его реальную ценность. И постоянно откладывает выход на рынок, а время идет…
— Насколько важна команда для достижения успеха?
Петр: — Это ключевой, а скорее, даже единственный фактор, от которого зависит успех того или иного технологического IT-проекта. В онлайне, в отличие от офлайн-бизнеса, все развивается очень быстро, решения нужно принимать молниеносно. От этого зависит успех. А чтобы принимать решения быстро, должна быть профессиональная команда.
— Вошел ли в совет директоров вашей компании кто-либо из известных веб-предпринимателей?
Иван: — К нам присоединился Денис Довгополый (сооснователь и управляющий партнер BVU Group, создатель бизнес-инкубатора GrowthUP. — Авт.). Еще в самом начале пути он поверил в проект и заявил, что видит в нем большой потенциал. Даже мы тогда до конца в это не верили. Также недавно к нам присоединился Дмитрий Болдырев, создатель легендарного медиаплеера WinAmp.
— В 2003 году фонд AVentures Capital вложил деньги в вашу компанию. Сумма не разглашается, но эксперты говорят о сотнях тысяч долларов. На что пошли эти инвестиции?
Петр: — На развитие продукта и его экспансию на новые платформы. На маркетинг и рекламу. На привлечение новых партнеров и расширение команды, потому что масштабный проект можно развивать только с хорошей, профессиональной командой.
— Иван, Петр, давайте поговорим о вашей компании Coppertino. Какая идея легла в основу ее создания?
Иван: — Идея была очень простой, так как именно в 2011 году компания Apple анонсировала запуск магазина дистрибуции программного обеспечения для своих компьютеров — Mac App Store. Я уже длительное время присматривался к этим технологиям, но меня отпугивала насыщенность рынка программ для iOS-устройств. С новым продуктом туда было очень сложно войти. А тут появился новый рынок, и стало очень интересно попробовать. Мы пообщались с командой и выбрали направление работы. На тот момент у нас еще не было ни одного разработчика под Apple. Поэтому я сам начал изучать документацию и вскоре написал первое приложение. Мы сразу его запустили в Mac App Store и увидели, что есть серьезные перспективы.
— Основное направление, развиваемое компанией Coppertino сегодня, — это музыкальный плеер VOX. Расскажите о нем подробнее. И вообще, что такое плеер?
Иван: — Плеер — инструмент для воспроизведения чего-либо где-либо. Проще говоря, программа, позволяющая на компьютере или мобильном устройстве услышать, увидеть, прочитать определенный файл. VOX — музыкальный плеер с очень длинной историей. Я познакомился с системой Apple довольно давно, когда она была дорогой, сложной и альтернативных программ было мало. В то время очень много энтузиастов начали писать программы под Apple. VOX создали итальянцы еще в 2009 году, и плеер стал легкой и простой альтернативой сложному и тяжелому «родному» плееру iTunes. Примерно два года назад я заметил, что автор плеера его практически забросил: программа перестала обновляться и развиваться. Я предложил Пете взяться за этот продукт и развивать его. Петр сначала отнесся к идее скептически.
Петр: — Ну, не совсем так. Я предложил написать автору программы письмо, что и было сделано. Удивительно, но в тот же день мы получили ответ и согласие на дальнейшую разработку плеера. Мы, в свою очередь, передали ему небольшой пакет акций компании.
— А в чем вообще ценность плеера VOX и отличие его от других подобных продуктов, особенно после того, как вы его доработали?
Петр: — Пожалуй, в исключительной популярности. Еще до того, как мы его приобрели, большинство пользователей, предпочитающих слушать качественную музыку не через iTunes, отдавали предпочтение плееру VOX и рекомендовали его своим друзьям и знакомым. Мы подумали, что это очень хороший актив, когда плеер настолько популярен, но нуждается в правильном перезапуске. Мы взяли то, что есть, оставив только название, и переделали плеер с нуля, учтя пожелания пользователей. То есть программный код был полностью переписан.
Иван: — Главное преимущество плеера, — простота и универсальность.
— Как приняла его публика?
Иван: — Запуск во много раз превзошел все наши ожидания. Когда мы выложили программу в онлайн, первые два часа не могли понять, где она в рейтингах. А потом выяснилось, что рейтинги обновляются каждые три часа. И вот через три часа после запуска плеер VOX занял первое место в рейтинге бесплатных программ более чем в 70 странах, обойдя абсолютно все бесплатные приложения! Сначала мы даже не поверили в такой успех. Но на протяжении трех недель плеер удерживал пальму первенства в мире по количеству скачиваний.
— Объясните читателям разницу между Mac App Store и App Store.
Иван: — Это как разница между смартфоном и ноутбуком. App Store — это магазин приложений для мобильных устройств iPhone и iPad. Mac App Store — магазин приложений для настольных компьютеров или ноутбуков Apple.
— А будет ли добавлена в плеер VOX функция просмотра видео?
Петр: — Категорически нет! Эту ошибку допустил WinAmp еще в начале своего развития. Разработчики пытались создать программу, способную проигрывать абсолютно все мультимедийные файлы. В результате получилось что-то большое, тяжелое и непонятное. Когда мы общались с создателем WinAmp Дмитрием Болдыревым, он признался, что был против такого пути развития, навязанного компанией AOL. Эта политика привела к полному краху продукта. Мы поняли, что люди, которые хотят музыкальный плеер, как правило, не желают иметь в нем еще и видеоплеер, и кучу других функций. Им нужен аудиоплеер VOX, чтобы качественно слушать музыку, и за это они его любят.
— Когда VOX станет доступен пользователям iPhone и iPad?
Петр: — До конца 2014 года. Сегодня именно над этим мы очень активно работаем.
— А есть ли у вас мысли по разработке еще каких-то продуктов?
Иван: — У нас множество идей. Но сейчас мы полностью сконцентрированы на VOX, потому что пока распыляться не можем.
Подготовил Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»
Другие материалы рубрики «Анатомия успеха» читайте здесь
6304Читайте нас в Facebook