«я уже думала, что умерла. Почувствовала, будто кто-то на руках поднял меня вверх. Показалось, ангел на небо несет. Открыла глаза, а это Слесарь саша! »
В ту ночь 88-летняя Мария Васильевна долго не могла заснуть. Как призналась она потом в беседе со мной, сердце чувствовало беду. Сон пришел под утро, всего за несколько минут до того, как в комнате начался пожар. Наверное, еще никогда Мария Васильевна не ощущала так явственно, насколько она беспомощна перед надвигающейся трагедией. Женщина видела, как горит синтетическое одеяло на ее 85-летней соседке, слышала ее крики, но ничем не могла помочь.
Из трех старушек, живших в этой комнате дома престарелых, одна была слепой, а еще две не могли передвигаться самостоятельно.
«От огня не убежишь, если ноги не ходят»
- Я села на кровати и стала звать на помощь, — вспоминает Мария Васильевна. — Было очень страшно. Я чувствовала, что смерть вот-вот придет. А мне хоть уже и восемьдесят восемь, умирать совсем не хочется. От огня не убежишь, если ноги не ходят
- Сильный пожар был?
- Сначала загорелся ковер на стене возле кровати, на которой Катерина спала. Я хорошо видела, как части горящего ковра падали на одеяло моей соседки. А одеяло-то синтетическое, оно не только быстро горит, но и плавится. Катя так кричала, бедненькая. С нами в комнате еще Касьяновна была. Ей 83 года. Слепая. Что происходит, она не поняла. Только лежала на кровати и плакала.
На крики старушек в комнату вбежала дежурная санитарка.
- Хорошая девочка, — говорит Мария Васильевна. — У нас ее все любят. Она нас и кормила из ложечки, и причесывала. Тут мало кто может обслуживать себя сам. Мы молились на Таню. Она первая и прибежала. Увидела, что Катерина горит, побежала за огнетушителем. Потом принесла еще один, потом третий. Но огонь только все больше разгорался. Таня чуть не плакала. Потом побежала куда-то. Оказалось, за подмогой.
Я хоть и старая уже, но все помню. И в блокадном Ленинграде выжила, и через Ладогу по льду переходила. Потом на Крайнем Севере пятнадцать лет работала. У меня даже правительственная награда есть за безупречную многолетнюю работу. В таких условиях выживала! А вот теперь совсем беспомощной стала. Но, думаю, буду бороться за свою жизнь до конца. Старалась не упасть духом. Верила, что кто-то спасет.
Столько дыма в комнате было! Дышать невозможно. Мы с Касьяновной только кашляем. Как только не задохнулись?.. А темнота такая, что даже собственной руки не увидишь! Я тогда подумала, что уже оказалась на том свете. И смирилась со своей участью. Как вдруг услышала, что у меня прямо над головой стекло вдребезги разлетелось. Моя кровать прямо возле окна стоит. Что происходит — не понимаю. Кажется, к тому времени я уже начала терять сознание
- Дежурная санитарка Таня, поняв, что в одиночку не справится с пожаром, побежала звать на помощь, — рассказывает заведующая домом престарелых в селе Крилов Корецкого района Нина Нечипорук. — В ближайших к нашему учреждению домах либо никто не живет, либо такие же старички, как и у нас. Чуть дальше — дом работника амбулатории Анатолия Карпюка. Таня сразу к нему побежала, потом еще к слесарю Саше Кривоблоцкому. Я вот разговаривала с другими санитарками, так они в один голос говорят, что растерялись бы в той ситуации. И ноги бы у них подкосились, и забыли бы, как огнетушителем пользоваться. А Таня — молодец!
«Только возле самого дома престарелых я понял, что бегу в одних трусах»
- Я подбегаю к дому престарелых, а там из дверей дым валит, — вспоминает Анатолий Карпюк. — Пожар был в самой дальней комнате. Думал, ползком доползу — внизу-то дыма меньше. Но пару шагов сделал на четвереньках и понял, что не смогу. Гляжу: Сашка на помощь бежит в одних трусах.
- Была примерно половина шестого утра, — вспоминает 44-летний Александр Кривоблоцкий. — Я уже не спал. Вышел на улицу по своим делам, вижу, как Таня-санитарка бежит. Еще издалека крикнула: «Там у нас пожар! Я сама потушить не могу!» Спрашиваю: «А ты людей вывела из здания?» «Нет», — отвечает. Я тогда, помню, даже матюкнулся. Как был, так и побежал к дому престарелых. Уже потом, возле самого дома, понял, что в одних трусах. Да ладно, чего уж там стесняться! Все равно одеваться было некогда. Только услышал, что выскочившая следом за мной жена что-то кричит вдогонку.
Александр тоже сначала попытался добраться до горящей комнаты по коридору. Но очень быстро, наглотавшись угарного газа, вернулся обратно. Нужно было искать другой выход.
Анатолий сбегал в амбулаторию и принес оттуда огнетушитель и лестницу.
- Я решил выбить окно, — рассказывает Александр Кривоблоцкий. — Лестница как раз пригодилась. Хоть горело на первом этаже, но окно довольно высоко. Стекло выбивал огнетушителем. Баба Маша сидела на кровати и уже, казалось, ни на что не реагировала. Я бросился к двери. Нет, в коридор нельзя! Там все в дыму. Не успел бы со старушкой добежать до выхода, так и упал бы на полпути и больше не встал. Решил передать бабу Машу через окно. Хорошо, что Толик под окном стоял.
- Не боялись, что ваш напарник не удержит старушку?
- У нас просто не было другого выхода. Еще немного — и все, кто был в комнате, отравились бы угарным газом. А баба Маша, хоть и небольшого роста, но тогда показалась мне очень тяжелой. Схватил ее и кричу Толику: «Принимай!» Тот руки расставил, ну, я и бросил бабушку прямо на него.
- Удачно так получилось, — говорит Анатолий Карпюк. — Я поймал бабу Машу и аккуратно уложил на траву. Услышал, как она спросила: «А это слесарь Саша меня спас?» Бабушка в сознании была. Она вообще, несмотря на свой возраст, очень хорошо соображает, трезво мыслит. Другие не помнят даже, сколько им лет, а Мария Васильевна еще столько интересного о своей жизни расскажет! Так вот, она и сказала: «Я уже думала, что умерла. Почувствовала, будто кто-то меня на руках поднял вверх. Показалось, ангел на небо несет. Открыла глаза, а это слесарь Саша!»
- Александр, вам не страшно было находиться в задымленной комнате? Если бы сами сознание потеряли в дыму? Кто бы вам пришел на помощь?
- Да некогда было бояться! Я же раньше целых три года пожарным работал. Много чего повидал. До сих пор помню, как однажды сарай пылал. Я двери распахнул, а там корова привязанная мычит. Жалко животное, а ничем помочь не могу. Не полезешь же ради коровы в огонь. А тут — люди! Так что некогда было раздумывать. В комнате еще две старушки оставались. Наталью Касьяновну я тоже взял на руки и понес к окну. Уже ничего не было видно. Куда идти — не знаю. Полная темень. Во рту жжет от гари. Представляю, каково было бабушкам.
Из-за неисправного китайского светильника санитарка Таня может оказаться на скамье подсудимых
Александр с бабушкой Наташей на руках кое-как добрался до окна и, окликнув Анатолия, передал ему еще одну старушку.
- Кровать с бабой Катей я уже искал на ощупь, — продолжает Александр. — Она тихонько стонала. Когда я до нее добрался, понял, что уже и окна не найду. Оставался один выход: пробовать прорваться через задымленный коридор. Но передвигаться по коридору можно было только ползком.
Мужчина стащил бабу Катю на пол, открыл дверь в комнату и пополз по-пластунски к выходу, волоча за собой по полу старушку.
- Преодолели расстояние, как мне показалось, достаточно быстро, — говорит Александр. — Хотя, признаюсь, совсем нелегко было передвигаться таким способом.
Только когда были спасены все три бабушки, находившиеся в комнате, где начался пожар, Александр Кривоблоцкий вызвал «скорую» и пожарных, а сам принялся тушить пожар.
- «Попутно» Александр вывел еще одну слепую старушку, которая, почуяв неладное, вышла из своей комнаты в коридор, — рассказывает начальник Корецкого районного отдела ГУ МЧС Украины в Ровенской области Александр Боксанчук. — Остальные обитатели дома престарелых сами выбрались на улицу. Мужчина реально рисковал своей жизнью. По статистике, при пожарах 70 процентов людей гибнут не от ожогов, а от отравления угарным газом. Но действовал он профессионально. И людей спас, и сам остался жив.
- Да огонь уже угасал, — разводит руками Александр Кривоблоцкий. — Я принес еще три ведра воды, и этого хватило, чтобы справиться с пожаром. Как начался неожиданно, так и закончился внезапно. Дым, правда, еще долго потом не расходился. Пожарные приехали сразу же после звонка, только тушить им было уже нечего.
Понадобилось совсем немного времени, чтобы установить причину пожара. «Виновницей» ЧП оказалась настольная лампа китайского производства.
- Это мы попросили Танюшу, санитарку, чтобы она нам принесла какой-нибудь светильник, — признается Мария Васильевна. — Мы по нескольку раз за ночь встаем в туалет. Не гореть же основному свету все это время. Таня и принесла этот светильник. Он тогда всю ночь был включен. А под утро что-то в нем замкнуло, и он загорелся. Провод проходил возле ковра. Вот с ковра все и началось.
К сожалению, медикам не удалось спасти бабу Катю, которая получила ожоги 80 процентов поверхности тела. Старушка умерла в больнице.
В доме престарелых рассказывают, что в последнее время Екатерина Дмитриевна была очень слаба. Заведующая Нина Николаевна даже ходила к священнику. Но никто не ожидал, что пожилая женщина умрет такой страшной смертью.
А вот любимица местных старушек, санитарка Татьяна, может оказаться на скамье подсудимых. Против нее возбуждено уголовное дело за халатное отношение к своим обязанностям. Мол, недоглядела, что светильник был неисправным.
- Да откуда же Танюша могла знать, что настольная лампа загорится? — недоумевает Мария Васильевна. — Не виновата она! И другие старики за нее просят.
Степень вины санитарки Татьяны, которая самоотверженно бросилась тушить пожар, будет устанавливать суд. А вот героизм Александра Кривоблоцкого не остался незамеченным. Правда, к такому вниманию, которое обрушилось на него как со стороны прессы, так и со стороны органов управления, Александр оказался не готов. Узнав о том, что в село приехал журналист из Киева, мужчина твердо заявил: «Не хочу ни в какую газету!» Сел на велосипед и укатил в неизвестном направлении. Правда, через некоторое время все же вернулся и согласился поговорить. На мое шутливое замечание, что, мол, мы уже с милицией объявили розыск героя, Александр хитро улыбнулся: «Так это же вы заинтересованы в том, чтобы меня найти. А я не привык находиться в центре внимания. Спас двух старушек, и хорошо. Жалко, что третья умерла »
- За последнее время это уже не первый случай на Ровенщине, когда простые люди, рискуя собственной жизнью, спасают сразу несколько человек, — говорит начальник Главного управления МЧС Украины в Ровенской области генерал Николай Костюк. — Например, в конце 2006 года в Сарнах женщина вынесла из пылающей хаты троих маленьких детей. В прошлом году почти аналогичная история повторилась в Здолбунове. Местная медсестра спасла пожилых супругов и их дочь, вытащив их из задымленного дома. При этом девушка сама едва не погибла, наглотавшись угарного газа. За проявленный героизм и мужество эти отважные женщины стали лауреатами всеукраинской акции «Герой-спасатель года». Александр Кривоблоцкий тоже достоин этой награды.
P. S. Между тем старожилы села Крилов видят причину трагедии в другом. Когда-то на месте старинного кладбища была построена амбулатория. Раньше тут находилась только больница, но осенью прошлого года на первом этаже появился дом престарелых. Получается, пожилые люди живут на месте старых могил. «Не по-христиански это», — утверждают жители села Крилов и высказывают предположение, что одним пожаром здесь не ограничится
За помощь в подготовке материала автор выражает благодарность сотрудникам ГУ МЧС Украины в Ровенской области.
473Читайте нас в Facebook