Герой-танкист Николай Тышик: "Россияне были уверены, что мы не осмелимся оказать сопротивление"
Командир экипажа младший сержант Николай Тышик пошел воевать недавно, с третьей волной мобилизации. И уже в отпуске! После случившегося командование наградило героев двадцатидневным пребыванием дома.
— Родители очень обрадовались, хотя не понимали, почему я вернулся, — рассказывает 24-летний житель села Седлище Старовыжевского района Волынской области Николай Тышик. — Только когда по селу пошли слухи, пришлось рассказать о сражении.
«Мне показалось, нападавшие знали об оснащении нашего блокпоста»
— Свое первое боевое крещение я получил у подножия Саур-Могилы, что в Донецкой области, — вспоминает Николай Тышик. — Однако там мы противника не видели, на огромном расстоянии нас буквально расстреливали из минометов и «Градов». А вот настоящий бой, так сказать, лоб в лоб, произошел в конце августа. Мы охраняли блокпост в нескольких километрах от Донецка. К слову, только что сменили на нем наших побратимов. Для охраны здесь был один старый танк Т-64 и несколько десятков автоматчиков. Место считалось более или менее спокойное, только изредка был слышен звук от падающих вдалеке снарядов.
Тот день я надолго запомню. Примерно около семи часов утра раздался нарастающий гул. На улице стоял туман, поэтому слышимость была приличная. Я вышел из блиндажа и никак не мог понять, что происходит. Вдруг вижу: идет колонна вражеских танков, насчитал четыре. За ними следовал грузовик с боеприпасами. Не раздумывая крикнул своим ребятам: «По местам! К бою!»
— Не испугались?— интересуюсь у бойца. — Ведь преимущество было значительным.
— Если честно, то все происходило настолько быстро, что просто не успел испугаться, — признается Николай. — Дрожь в руках и шок появились значительно позже, когда все закончилось. А в тот момент, едва экипаж занял свои места, скомандовал наводчику взять цель. Нужно сказать, что у нас замечательная команда, мы понимаем друг друга с полуслова. Наводчик-оператор Андрей Мудрык из Луцка и водитель-механик Александр Пугач из Локачинского района — храбрые ребята, с ними можно горы свернуть.
До вражеских танков оставалось метров пятьсот. Сначала они шли по дороге один за другим, потом съехали в поле и выстроились по горизонтали. Еще секунда, и один из них вспыхнул, как свеча. Наш старенький Т-64 с первого выстрела (!) подбил новейший Т-72! Колонна в недоумении остановилась. Видно было, что противник ошарашен. Мне показалось, они знали о численности и оснащении нашего блокпоста и были уверены, что мы не осмелимся им противостоять. Однако ошиблись. Следующим залпом наш Т-64 подбил грузовик с боеприпасами. Снаряды взрывались один за другим, разлетаясь вокруг фейерверками.
Пятясь назад, танки открыли ответный огонь, наш Т-64 загорелся. Мы выпрыгнули наружу и принялись его тушить. Противник это заметил и стал поливать нас пулеметным огнем. Под градом пуль экипаж делал все возможное, чтобы сберечь свою боевую машину. К счастью, обошлось. Мы и сами уцелели, и танк нам удалось спасти. Правда, в машине был поврежден триплекс (зеркальный перископ. — Авт.), есть и другие небольшие неполадки.
Тем временем отступающие Т-72, не зная местности, угодили в болото. Один из них утонул полностью, а второй увяз только наполовину. Экипажи успели покинуть свои машины. Третий танк пылал среди поля, а четвертому удалось уйти невредимым.
— По рации мы передали, что потерь нет, затем отправились посмотреть на это чудо техники, так сказать, вблизи, — продолжает Николай Тышик. — Подошли сначала к танку, который все еще полыхал. Я крикнул: «Есть кто живой?» Внутри рвались от огня патроны. В машине, кроме сгоревшего механика, никого больше не оказалось. Затем осмотрели застрявшую в болоте технику. Один танк нам удалось вытянуть из трясины с помощью троса. На это ушло примерно полчаса. Внутри обнаружили документы, форму и шевроны военнослужащего Российской Федерации, а также… коммунистический флаг.
Позже я пригнал танк в расположение нашей части. Когда мы шли колонной, на всякий случай поставил Т-72 последним, чтобы, не дай Бог, не приняли за врага. По прибытии бойцы его осматривали, многие фотографировались, кто-то просил прокатиться…
*"Эту эмблему российских десантников мы нашли в трофейном танке", — говорит старший сержант Николай Тышик. На фото Николай (справа) и его храбрый экипаж
Нужно сказать, что российские танки Т-72 по многим параметрам превосходят наши Т-64. На Т-72 установлены новейшая система управления огнем, мощный двигатель, многоканальный прицел, датчик ветра, новейшие средства связи, усовершенствована ходовая часть. Поэтому не удивительно, что Николай Тышик предложил вытащить трофей из болота и доставить его в расположение украинских войск. Побратимы были настолько поражены предусмотрительностью бойца, что тут же прозвали его «хазяйська дытына».
— Что теперь ожидает ваш трофей?— интересуюсь у бойца.
— Его однозначно будут использовать в бою, — отвечает Николай. — Начальник штаба сначала предложил этот танк нашему экипажу. Однако для того, чтобы достаточно хорошо им овладеть, нужно время, а его у нас как раз нет. Так что будем продолжать воевать на родном Т-64, для нас он понадежнее. Надеемся, что, пока закончится отпуск, его отремонтируют.
*Старый Т-64 достойно выдержал схватку с превосходящими вчетверо силами противника
«С офицерами, хорошими командирами очень туго, среди них много предателей»
Побратимы очень благодарны храброму экипажу и гордятся его мужеством. Говорят, что, если бы танкисты испугались, отступили, противник уничтожил бы блокпост, а может, и соседний тоже.
— Когда увидели колонну танков, то подумали, что всем нам хана, — признаются бойцы. — Ведь противотанковых средств у наших автоматчиков не было. Пока колонна приближалась, мы по рации просили помощи от артиллерии или авиации, давали координаты цели. В ответ нам говорили… подождать. Но сколько? Уже через несколько минут от всех нас не осталось бы мокрого места!
Вдруг из «зеленки» буквально вылетел экипаж Коли Тышика. Один древний танк вышел воевать против четырех новейших машин противника! Пока мы сообразили, что происходит, Коля сумел подбить Т-72. Тот загорелся моментально, экипаж стал выпрыгивать из него в разные стороны. От радости захотелось обнять наших храбрых и, главное, метких ребят, вместе с их танком. Еле сдержали себя, чтобы не прыгнуть к ним на броню. С такими отчаянными парнями ничего не страшно!
Мама Николая Тышика Зинаида Степановна рассказала, что специальность танкиста сын получил во время срочной службы. Демобилизовавшись, парень работал торговым агентом в Ковеле, а когда началась необъявленная война, ему пришлось вспомнить военное ремесло.
— Нам позвонил сельский председатель и сообщил, что сын в списке на мобилизацию, — вспоминает женщина. — Коленька не стал ждать, пока принесут повестку домой, и на следующий день сам поехал в военкомат. Сына зачислили в танковую бригаду. Когда ему звонила, он всегда говорил, что все спокойно, ничего особенного не случилось. Просил не волноваться. Мы с мужем до последнего не знали о том неравном бое. Односельчане при встрече благодарили нас за сына, мужу руку жали, а мы с ним только плечами пожимали. Спрашивали у людей, что произошло, а нам вместо ответа говорили, мол, своего героя скоро домой ждите.
Когда Коля приехал, мы его еле уговорили рассказать о том, что случилось. Сын убеждал, что ничего необычного не сделал, просто, как и многие другие, защищал свою родину.
Сам же командир героического экипажа считает, что наряду с бойцами не менее важный вклад в общую победу над врагом делают волонтеры и именно их нужно почитать.
— Кроме оружия, боеприпасов и горючего, все остальное поставляют волонтеры, — объясняет Николай Тышик. — Привозят самое необходимое — теплые вещи, носки, еду, воду. Их помощь и поддержка крайне важны. Эти люди не меньшие герои, чем те, кто воюет с оружием в руках против общего врага. Я не называю имена всех волонтеров, потому что их, к счастью, много, и в этом наше спасение. А вот с офицерами, хорошими командирами, наоборот, очень туго, среди них много предателей. Раньше даже не предполагал, что такое может быть. Часто бойцы специально отправляются на задание на несколько часов раньше, чем приказали из штаба. Обычно такое непослушание… спасает от вражеской засады.
Я понимаю тех, кто после отпуска не стремится вернуться на поле боя. Наши побратимы, вооруженные лишь автоматами, не желают быть пушечным мясом. Очень верю в то, что все изменится наконец в лучшую сторону. Мой экипаж в любом случае вернется в зону АТО.
— Что вы думаете относительно длящегося перемирия?— спрашиваю у Николая.
— Оно однозначно необходимо!— восклицает боец. — Если раньше мы воевали с мало обученными террористами, то сейчас — с хорошо вооруженными российскими военнослужащими. Если так и дальше пойдет, то наши дела плохи. Я думаю, что мы не сможем дать достойный отпор российской армии, которая отлично оснащена. На голом патриотизме далеко не уйдешь. Может быть, все урегулируется мирным путем, в ином случае нам нужна поддержка.
Фото из личного архива Николая Тышика
34278Читайте нас в Facebook