ПОИСК
Культура и искусство

Владимир Матецкий: "После развала Союза на дверях квартиры Яака Йоалы в Таллинне рисовали красные звезды"

8:00 2 октября 2014
Яак Йоала
Девять дней назад ушел из жизни известный эстонский певец, снискавший огромную популярность после исполнения песни «Лаванда»

Во времена Советского Союза Яак Йоала был одним из тех эстрадных певцов, без которых не обходились ни «Утренняя почта», ни «Голубой огонек». Известность к эстонскому исполнителю пришла после выхода картины «31 июня» с песнями Александра Зацепина. Через несколько лет произошел еще один всплеск популярности после премьеры в «Голубом огоньке» песни Владимира Матецкого «Лаванда», которую Яак Йоала исполнял в дуэте с Софией Ротару. Все самые популярные поэты-песенники и композиторы едва ли не выстроились в очередь к молодому певцу, предлагая свои песни. «Подберу музыку», «Солнечные часы», «Я рисую», «Я тебе весь мир подарю» — лишь малый перечень хитов, исполненных Яаком Йоалой. Его популярность пришлась на конец 70-х и 80-е годы. Он был одним из самых высокооплачиваемых артистов. Ему предлагали квартиру в Москве, но он предпочитал жить в родном доме, в Таллине. Там же познакомился со своей первой супругой Дорис, которая родила ему сына Янара. Второй женой Яака стала юная певица Майра, солистка эстонского хора. Яак Йоала никогда не скрывал, что в его жизни было множество романов, но, по признанию артиста, лишь дважды любил по-настоящему.

После распада Советского Союза карьера певца пошла на спад. В родной Эстонии его называли кремлевским соловьем и не давали возможности работать. Яак Йоала преподавал игру на гитаре, занимался продюсированием молодых певцов. Последние годы жизни провел уединенно на своей даче, в лесу, под Таллином. Несколько лет назад у Яака Йоалы был инфаркт, его сердце давало сбои. Певца не стало на 65-м году жизни. Он умер у себя на даче в полном одиночестве от сердечного приступа.

— Я познакомился я Яаком Йоалой задолго до написания песни «Лаванда», — вспоминает композитор Владимир Матецкий (на фото). — Мы оба пришли из рок-музыки. В свое время Яак Йоала работал в группе «Радар», а я играл в команде «Удачное приобретение». В 70-е годы мы принимали участие в знаменитом таллинском рок-фестивале, я был там в качестве бас-гитариста «Удачного приобретения». Именно в Таллине познакомился с самыми модными эстонскими музыкантами. Это было еще до эстрадной карьеры Яака Йоалы. В то время героями были Иво Линна и Андрес Пыльдро из группы «Психо». Тогда же мы подружились с Тынисом Мяги. На этом фестивале был и Яак Йоала. Но наши более тесные отношения начались уже в Москве. Мы с Яшей сошлись на почве любви к рок-музыке.

— Как вы его называли?

РЕКЛАМА

— Близкие друзья обращались к нему Яша. Это был удивительный интеллигентный молодой человек. Он досконально знал всю западную рок-культуру. Когда позже я бывал у него в гостях в небольшой квартире в центре Таллина, он с гордостью показывал свою огромную коллекцию кассет с западными исполнителями и рок-группами. Не проникнуться теплотой к Яаку Йоале было невозможно, это человек удивительного обаяния, с потрясающим чувством юмора. Тогда же в Москве в середине 80-х мы пробовали записать несколько песен. Одна из них получилась достаточно заметной: «Я жду почтальона» на стихи Игоря Шаферана. Кстати, песня быстро попала в «Утреннюю почту», что говорило о ее популярности.

— Однако песней, которая по сути дала старт на эстраде Яаку Йоале, стала ваша знаменитая «Лаванда».

РЕКЛАМА

— Она была написана в конце 1984 года, накануне Нового года. Премьера состоялась в «Голубом огоньке». Помню, однажды мне позвонила редактор с телевидения Алла Дмитриева и спросила: «А нет ли у тебя желания написать песню для Яака Йоалы и Софии Ротару?» Говорю: «Яака Йоалу я хорошо знаю и с удовольствием с ним поработаю, а вот с Ротару не знаком». Она лишь ухмыльнулась: «Заодно и познакомишься». Я подготовил несколько эскизов и придумал, что надо обязательно использовать красивое слово «лаванда». Показал материал маститому советскому поэту Игорю Шаферану, который песню забраковал.

Тогда я пошел с мелодией и идеей текста к другому поэту — Михаилу Шаброву. Ему все понравилось, и он придумал историю, которая впоследствии здорово легла на дуэт Ротару и Йоалы. Ролик для «Новогоднего огонька» с песней «Лаванда» снимал главный режиссер Центрального телевидения Игорь Иванов. Кстати, он же заставил и меня появиться в кадре играющим на аккордеоне. Я долго отказывался, говорил, что не умею играть на аккордеоне, меня уговаривали. Сейчас понимаю, что не зря. Честно говоря, сегодня смотрю на эту запись, и она мне кажется такой трогательной. Кусочки истории. После выхода «Огонька», конечно, песня сразу ушла в народ. А дуэт Яши и Сони стал невероятно популярен. Это было замечательное время, мы тогда часто общались. Яша приезжал в Москву, мы встречались большими компаниями в ресторанах, говорили о музыке. А потом, как говорится, в силу вступили другие обстоятельства.

РЕКЛАМА

— Вы имеете в виду развал Советского Союза?

— Именно. Это были сложные времена для нас всех. Перед Яаком Йоалой стала дилемма: оставаться эстрадным артистом на территории России или вернуться в Эстонию и работать только там. В то время Яаку уже стали ставить в вину, что он поет на русском языке советские песни. Знаю, что на дверях его квартиры в Таллине даже рисовали красные звезды. Яак принял непростое для себя решение — остался в Таллине. С того момента наши отношения практически прервались.

Пару месяцев назад, не знаю, каким ощущением движимый, я очень захотел пообщаться с Яшей. Узнал его мобильный телефон и стал звонить. Но Йоала со мной на связь не вышел. Правда, давая телефон, меня предупредили, что Яак Йоала живет очень замкнуто и практически ни с кем не общается. Но, знаете, меня это особо не удивило. Яак Йоала всегда отличался от своих коллег по шоу-бизнесу. Мягкий, не вспыльчивый, он встречал людей своей коронной приветливой улыбкой. Был не из тех, кто станет лезть вперед, не оглядываясь по сторонам. Яак в первую очередь просто музыкант, который хочет заниматься только творчеством. Был очень хорошим вокалистом, обладателем уникального тембра. Повезло, что хорошие песни для него написали Раймонд Паулс, Давид Тухманов. Надеюсь, что и я сыграл определенную роль в его популярности. Хотя позже песню «Лаванда» больше стали ассоциировать с Соней Ротару. Яша «выключился» из постсоветской эстрадной песни.

Помню, как мы выбирали для «Лаванды» тональность, которая бы устроила и его, и Соню. Кстати, Яак Йоала не присутствовал при нашей первой встрече с Ротару. Это было зимой на 12-м этаже телестудии «Останкино». Я приехал, привез пленку и ждал певицу в комнате музыкальной редакции. Тут появляется Соня в распахнутой шубке, вместе с ней Толик, ее муж. Соня села на стол, болтала ногами в воздухе и слушала песню. Ротару композиция сразу понравилась, а вот Толя был настроен скептически.

— Говорят, Яак Йоала был большим модником.

— Во времена Советского Союза жители Прибалтики очень отличались от остальных советских граждан. Помню, когда я первый раз попал в Таллин, со мной случился настоящий культурный шок. Мы пришли домой к Тынису Мяги, который тогда работал в одном из ресторанов, а у него телевизор ловит финские каналы. Пачками на столе разложены финские журналы. Я уже не говорю о фирменных вещах: джинсах, куртках, ботинках на платформе. Яша тоже модно одевался. У него всегда были потрясающие пиджаки, а одежда — одной из наших тем для обсуждений. У Яши всегда чувствовался такой западный шарм, для поклонниц он был просто небожителем. Несмотря на то что Йоала пел на чистом русском языке, говорил немного с акцентом. Поклонников у Яака Йоалы было огромное количество, ведь он очень симпатичный парень. Но о своей личной жизни предпочитал никогда не распространяться.

— В одном из последних интервью Яак Йоала признавался, что полностью отошел от эстрадной песни и его это уже совершенно не интересует.

— Я понимаю, что в Эстонии ему было непросто. От серьезной славы, которую он имел на территории бывшего Советского Союза, перешел к работе простого преподавателя по классу гитары в одном из клубов. Останься он в России, мог бы совершенно безбедно жить. Разъезжал бы по стране с концертами, практически не меняя свой репертуар. Хотя, кто знает, что было бы для него лучше. Возможно, Яак Йоала в своем личном маленьком мире был совершенно счастлив.

— Я познакомилась с Яаком Йоалой при очень смешных обстоятельствах, в доме Александра Зацепина, — рассказывает Татьяна Анциферова. — Это случилось уже после записи песен к картине «31 июня». Несмотря на то что вместе с Яаком Йоалой работали над фильмом, знакомы не были. Наша встреча произошла случайно, когда я приехала в Москву для записи песен в картине «Узнай меня». Это был конец 70-х, я тогда работала в Ужгородской филармонии. В Москве остановиться мне было негде, и Александр Зацепин предложил комнату в своей квартире.

Помню, я проснулась утром, вышла на кухню, поздоровалась с супругой Зацепина Светланой Григорьевной и направилась умываться. Подошла к ванной, а дверь закрыта. Я в полной растерянности тереблю ручку, и вдруг раздается щелчок, открывается дверь и из ванной выходит Яак Йоала. Он тоже был огорошен моим появлением. Получилась немая сцена, обоим стало неловко. Я быстренько шмыгнула принимать утренний туалет. Потом мы встретились за завтраком. Оказалось, Яак Йоала тоже ночевал в большой квартире Александра Сергеевича. Честно говоря, нас обоих позабавила эта ситуация.

— Какое впечатление произвел на вас Яак Йоала?

— Он был высоким, стройным, утонченным и немного смущающимся молодым человеком. Яак говорил с небольшим акцентом, что придавало ему эдакий европейский лоск. Помню, как через несколько лет мы встретились на одном из больших сборных концертов в Москве во дворце спорта «Лужники». В то время я уже работала в «Москонцерте». Яак спросил: «Ну что, ты решила переехать в Советский Союз?» Ему почему-то казалось, раз я работала в Западной Украине, то и соответственно была ближе к Западу. Признаюсь, мне и самой так казалось, потому что к жизни в столице привыкала долго. Да мне совсем не хотелось переезжать из Ужгорода в Москву. Но так сложились обстоятельства. Потом я много гастролировала, иногда пересекаясь на концертах с Яаком Йоалой где-нибудь в Сибири или на Дальнем Востоке. Жизнь эстрадных артистов в советское время была очень активной.

Я продолжала записывать песни для картин. Кстати, делаю это до сих пор. Яак Йоала в 80-е был безумно популярен, особенно после дуэта с Софией Ротару. А с развалом Советского Союза многие певцы из прибалтийских республик исчезли с концертных площадок России. Такая же судьба постигла и Яака Йоалу, хотя, думаю, он сам ни минуты не сомневался в том, чтобы остаться на родине, которую, я знаю, горячо любил.

10270

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров