Александр Ольшанский: "В Украине не хватает конкуренции. Как в экономике, так и в политике"
Исторически сложилось так, что в Украине политику и политиков ругают все. Мол, в «верхах» работают одни и те же персоны, периодически меняющие кресла. Евромайдан и последовавшая за ним агрессия со стороны России невольно стали причиной того, что люди, разочаровавшиеся в государственных структурах, взялись за дело сами. Во времена Евромайдана ходила такая шутка: «Если волонтерам сказать, что нужна ядерная боеголовка, то они за пару дней все организуют и подвезут куда надо вместе с бутербродами». Но, как говорится, в каждой шутке есть лишь доля шутки. Неудивителен и тот факт, что нация, способная к такой самоорганизации, не собирается мириться с существованием устаревшей государственной системы. Один из способов ее реорганизовать — сделать это изнутри. Ближайшая возможность — парламентские выборы, которые состоятся 26 октября.
Не все активные участники зимних и последовавших за ними событий решили создать собственные политические проекты: одни присоединились к уже существующим партиям, другие решили попытать силы, став кандидатом-самовыдвиженцем. По второму пути пошел и крупный ИТ-бизнесмен, президент холдинга «Интернет инвест групп» Александр Ольшанский. Интриги его избирательной кампании добавляет и тот факт, что баллотируется он в столичном 223-м избирательном округе. На парламентских выборах 2012 года здесь разыгралась нешуточная борьба между бывшим главой Шевченковского района Виктором Пилипишиным и представителем «Свободы» Юрием Левченко. Они вновь выдвинули свои кандидатуры в этом округе.
— Александр, не боитесь оказаться между «молотом и наковальней»?
— В этом округе победитель много лет определялся не по результатам голосования, а на основании чего угодно: начиная с судебных тяжб и заканчивая боксерскими поединками. Я решил посмотреть, что получится, если дать киевлянам реальную альтернативу. Не исключаю, что в программе шоу под названием «Выборы в 223-м столичном округе» вновь будет мордобой. Я, конечно, постараюсь в нем не участвовать, но сбрасывать этот фактор со счетов не стоит.
— Тем не менее вы решились на это. Почему?
— Я считаю, что Майдан пока не победил. Но начался процесс обновления элит, и мы находимся в его середине. У нас волею судьбы образовался лидер. Нравится он нам или нет, но с этим нам придется некоторое время пожить. Может быть, через какое-то время мы его переизберем. И это нормальная ситуация. Но если мы хотим довести дело до логического завершения и получить позитивный результат, то лидера нужно поддерживать. Причем поддерживать достаточно длительное время, чтобы эта ставка сработала. Чисто на личностном уровне мне кажется, что Петр Порошенко хочет хорошего для страны. Но я понимаю, что окружение и вся система настолько огромные и сложные, что он один там ничего не сделает. Поэтому на данном этапе я считаю вполне логичным поддержать президента и его фракцию.
У меня есть мечта, чтобы в парламент пришло несколько десятков адекватных людей, которые не были бы зациклены на возвращении средств, потраченных на избирательную кампанию. Они могут попытаться переломить ситуацию.
— То есть вы оптимист, полагающий, что хоть часть нового депутатского корпуса не будет испорчена властью?
— Морально-этические качества украинских парламентариев хуже, чем в среднем по стране. Такой результат получается из-за существующего механизма выборов. Например, становитесь вы кандидатом в депутаты. К вам приходит директор предприятия и просит помощь в обмен на голоса сотрудников. Собственно, ничего плохого они не предлагают, а просто хотят решить часть своих проблем. Но фактически это контракт: «Сейчас вы нам помогаете, а потом можете воровать и возмещать свои затраты». Я немного утрирую, но механизм таков. Вот так и происходит «отрицательный отбор», когда во власть попадают не самые лучшие представители общества.
Такие механизмы действовали годами, и люди, которые их применяют, даже не осознают сути происходящего. Корень проблемы находится в осознании человеком функции народного депутата. А она такова: не самому организовать ремонт дороги, а создать такое законодательство, при котором дорогу заасфальтируют специалисты.
Вообще, у нас в стране за что ни возьмешься, со всем надо срочно что-то делать. А адекватных людей не хватает. Понятно, что их и не будет хватать, ведь состав парламента — это результат того самого «отрицательного отбора». Надеюсь, что в этот раз ситуация будет несколько иной. Ведь революция похожа на коктейль, в процессе приготовления которого на арене появляются новые лица. Но это окно возможностей не очень большое и продержится оно недолго. Поэтому надо действовать быстро.
— Как вы оцениваете шансы на победу у самовыдвиженцев, за которыми не стоят крупные политические силы?
— Знаете, что меня больше всего удивило? Мы проводили социологические исследования и были просто поражены тем, что более половины респондентов не знают, что выбирать надо партии и кандидатов-мажоритарщиков. И это при том, что опрашивали мы в основном молодежь. Что уже говорить о старшем поколении избирателей? Я, как и все, просматривая партийные списки, понимаю, что при их составлении учитываются какие-то внутренние, не всегда понятные нам механизмы. Что же касается мажоритарщиков, то они тоже бывают двух типов: самовыдвиженцы и те, которых поддерживают определенные политсилы. Если на выборах вы поддерживаете партию — не важно, список или мажоритарщика, — то надо отдавать себе отчет в том, что кандидат обязан этой политической силе. Так что, даже голосуя за хорошего человека, избиратель не может быть уверен в том, что его кандидат, став народным депутатом, будет свободен в своих действиях.
Как это изменить? Попытаться создать идеологические партии на основе гражданского общества. Это длительный процесс, но, на мой взгляд, шансы у нас есть. Просто досрочные выборы в Верховную Раду не дали возможности гражданским организациям, образовавшимся во время Майдана, превратиться в партии.
— Идеологии у партий могут, конечно, разниться, но все они без исключения будут выступать за экономический рост и реформы. Как, впрочем, и вы…
— Программа может быть у президента или у партий, которые прогнозируемо образуют большинство. Программы отдельного депутата быть не может, поскольку он один не сможет ее реализовать. Лично я не верю в отраслевой принцип регулирования экономики. Например, не может быть все хорошо в сфере высоких технологий и при этом все плохо в среднем образовании. Нужны универсальные правила для всех. По моему мнению, в Украине не хватает конкуренции. Как в экономике, так и в политике. Уж очень у нас все зарегулировано. Так что я буду поддерживать любые законопроекты, направленные на увеличение конкуренции.
Большой бедой для Украины является и отвратительная налоговая система. Но главное — у нас война. Я думаю, что мы должны в срочном порядке укреплять обороноспособность страны вообще и Киева в частности. Боюсь, чтобы эти выборы не стали спусковым крючком для провокаций…
1140Читайте нас в Facebook