Никита Михалков: "Мы убрали слово "Одесса" из титров и даже стерли сцены с памятником Дюку"
9 октября на экраны российских кинотеатров вышла картина Никиты Михалкова «Солнечный удар». «ФАКТЫ» писали о том, что съемки этой киноленты проходили в Одессе. В том числе в знаковых исторических местах города — на Приморском бульваре и Потемкинской лестнице. Отдельные сцены снимали также в старинной Белгород-Днестровской крепости…
— Почему Одесса? — задавал тогда себе и присутствующим журналистам вопрос Никита Михалков. И отвечал: — Во-первых, потому что у Бунина — именно Одесса, он отсюда отплыл в эмиграцию. Но не только поэтому. В Крыму было больше крови, но у нас ведь история не о крови и не о злодействе. Это попытка понять, что же произошло. Во-вторых, Одесса — это моя любовь, порядка 40 лет назад я снимал здесь вторую свою картину — «Раба любви». У меня замечательные воспоминания об этом городе, об этих людях. Да и город очень необычный, это и не Россия, и не Украина, он вот такой потрясающий, очень самостоятельный. Мне лично этот мир мил, я его люблю и очень хочу верить, что это взаимно.
Напомним, глава Союза кинематографистов России поставил своей целью экранизировать рассказ «Солнечный удар» и дневниковые записи «Окаянные дни» писателя Ивана Бунина.
— Будущий Нобелевский лауреат начал писать «Опасные дни» в 1918 году в Москве, а закончил в 1920-м в Одессе, — подтвердили «ФАКТАМ» в Одесском государственном литературном музее. — Именно отсюда в 1920 году писатель уплыл в эмиграцию. Как оказалось — навсегда.
Всероссийскую премьеру кинофильма Михалков организовал не где-нибудь, а в аннексированном Крыму. Там режиссер, явный приверженец путинских идей, без обиняков заявил: «Считаю, что Крым по праву должен вернуть себе славу одного из главных центров российского кинематографа». И далее: «Все, кто называют Крым не русским, — враги!» Также он поведал о том, что нарочито изъял из киноленты все, что связано с Одессой.
— Наша картина снималась в Одессе, но мы убрали слово «Одесса» из титров и даже стерли сцены с памятником Дюку из-за событий, которые произошли в мае этого года, — пояснил Никита Сергеевич. — Если бы мы все это оставили, то могли бы повлиять на людей, которые у нас снимались. Их увидели бы на экране, и в результате это могло бы плохо кончиться.
Примечательно, что ранее режиссер неоднократно подчеркивал: «В фильме я хочу следовать исторической правде, и мы все для этого делаем».
— Мне скажут, что Землячка и Бела Кун (большевистские лидеры, устроившие массовый террор в Крыму. — Авт.) не были в Одессе, где мы снимали часть картины, — оправдывался на премьере Михалков. — Это так, но у нас нигде и не сказано, что действие фильма происходит в Одессе. В титрах написано: «Ноябрь, 1920 год, юг России». А лестница, ну мало ли где еще есть такая лестница.
К слову, ведя переговоры в 2012 году с одесскими властями относительно «аренды» центра города для съемок, Михалков неоднократно подчеркивал, что не претендует на лавры великого Эйзенштейна (подразумевая повторение в его фильме знаменитой сцены с детской коляской на Потемкинской лестнице). Увы, получив в длительное распоряжение и на весьма льготных условиях историческую часть города, российские кинематографисты превратили ее в откровенный свинюшник. Против этого неоднократно протестовали горожане. А после киношников всю территорию вместе с Потемкинской пришлось капитально чистить.
*Момент съемок «Солнечного удара» на Потемкинской лестнице у памятника Дюку
*Вот как это выглядит в фильме Михалкова — памятник Дюку на вершине лестницы отсутствует
Читайте нас в Facebook