«C весны импортный препарат, который я должна принимать ежедневно, подорожал с трех до пяти тысяч гривен»
Когда в апреле стоимость медпрепаратов поднялась на 60 процентов, эксперты связывали такой скачок цен с введением семипроцентного налога на прибыль за ввозимые в страну лекарства. Сегодня в стремительном подорожании лекарственных средств обвиняют падение гривни.
Тяжелее всего приходится людям, страдающим хроническими заболеваниями или вынужденным пожизненно принимать дорогостоящие препараты.
«Чтобы пролечить ребенка от банальной простуды, приходится оставлять в аптеке 500—700 гривен»
— Каждый месяц я покупаю для своей пожилой свекрови определенный перечень лекарств, в том числе от диабета и гипертонической болезни, — рассказала киевлянка Татьяна Супрун. — В сентябре этот набор стоил 460 гривен, а в октябре в той же аптеке с теми же скидками обошелся уже в 700 гривен. Что будет в ноябре, боюсь даже представить.
Подорожали не только импортные препараты, но и многие украинские. Производители объясняют это тем, что сырье для медикаментов приходится закупать за рубежом за доллары или евро.
Так, простая мазь левомеколь украинского производства год назад продавалась по пять гривен, а сегодня за нее надо выложить уже 16 гривен. Обезболивающий кетанал в капсулах два месяца назад стоил 22 гривни, а сейчас — 70. Мамы маленьких деток, которые часто болеют вирусными инфекциями, жалуются, что в аптеках повысились цены на все сезонные лекарства от простуды.
— Если в августе декатилен я покупала за 65 гривен, то в ноябре заплатила за него 90 гривен, — возмущается киевлянка Валерия Терещенко. — Подорожали и все препараты, которые многие принимают параллельно с антибиотиками для поддержания микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Летом я платила за них гривен 60, а на днях увидела в аптеке, что цены на эти капсулы стартуют от 100 гривен.
У меня двое детей, сын подхватил вирусную инфекцию в школе и заразил дома младшего братика. Пришлось покупать и противовирусные, и жаропонижающие таблетки. Это ощутимо ударило по нашему семейному бюджету. Ведь чтобы пролечить ребенка от банальной ОРВИ, приходится оставить в аптеке 500—700 гривен.
Многие покупают лекарства только для престарелых родителей или маленьких детей, а на своем здоровье экономят. И в разгар простудного периода вернулись к народным средствам и травам. Гораздо сложнее тем, кто вынужден принимать лекарства пожизненно.
— После операции по поводу онкологии я должна ежедневно принимать очень дорогой импортный препарат определенной фирмы, который раз в три месяца заказываю у производителя, — рассказала 57-летняя киевлянка Мария Лемко. — С весны препарат подорожал с трех до пяти тысяч гривен! И это с учетом скидки. А сколько придется выложить в январе?
Но выбора нет — с каждой зарплаты я должна откладывать определенную сумму только на лекарства. Ведь, помимо этих таблеток, мне надо ежедневно принимать средства от гипертонии, кальцийсодержащие, кардиомагнил и курсами — детралекс. Я хоть и пенсионерка, но продолжаю работать. А что делать одиноким немощным пенсионерам?
Нередко стоимость импортных лекарств завышается до 400 процентов с целью вывоза капитала за границу
Фармацевты оправдываются: мол, это поставщики продают аптекам лекарства втридорога. Дистрибьюторы, в свою очередь, жалуются, что из-за нестабильности курса валют сами несут убытки и буквально балансируют на грани банкротства.
Неизменным остается одно: даже когда в нашей стране курс валют стабилизируется, прежние цены не возвращаются никогда.
К примеру, в кризисный 2008 год медпрепараты в октябре за два—три дня подорожали на 40 процентов. Правительство ввело ограничение наценки на лекарства для оптовиков в 10 процентов, а для аптек — до 35 процентов. После этого препараты стали… пропадать, аптеки — закрываться, а дистрибьюторы начали пугать тем, что в разгар эпидемии гриппа в стране нет необходимых лекарств.
В итоге была достигнута договоренность о снижении наценок из утвержденного Минздравом перечня жизненно важных медпрепаратов до 15—20 процентов. На остальные лекарства так и остались рыночные цены.
В апреле 2014 года лекарства подорожали на 60—70 процентов. Об этом тогда говорил министр финансов Александр Шлапак, подчеркнув, что «рынок лекарств и медицинских средств стал одним из основных теневых рынков в государстве». И отметил: нередко стоимость импортных лекарств завышается даже на 400 процентов с целью вывоза капитала за границу.
По данным еженедельника «Аптека», каждая третья упаковка медпрепаратов, реализованная в Украине, ввозится из-за рубежа. Более того, из почти четырех миллиардов долларов, потраченных украинцами на лекарства в прошлом году, три миллиарда выплачены за импортные медикаменты. А мы еще удивляемся, почему простаивают отечественные фармзаводы!
На днях правительство опять решило ввести регулирование цен на некоторые виды лекарств. По данным пресс-службы Минздрава, до недавнего времени надбавка на некоторые отечественные препараты варьировалась в пределах от 0,3 до 170 процентов. Странно, но ведь договоренности 2008 года никто как будто не отменял.
С 1 января 2015 года аптечные надбавки на медпрепараты, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств, изделий медицинского назначения и социально ориентированных лекарственных средств, будет колебаться от 10 до 25 процентов. И дешевые украинские лекарства должны стать доступнее для малообеспеченных граждан. Но кто начнет контролировать их стоимость? После апрельского скачка цен премьер-министр Арсений Яценюк уволил главу Гослекинспекции Алексея Соловьева, заявив, что деятельность чиновника привела к стремительному подорожанию медпрепаратов.
Сейчас, когда цены опять подскочили, в Гослекслужбе «ФАКТАМ» сообщили: ведомство не занимается регулированием цен на медпрепараты, а лишь отслеживает их качество и посоветовали обратиться в Минздрав. Где нам, в свою очередь, объяснили: мол, лекарства подорожали… из-за курса доллара.
Круг замкнулся.
995Читайте нас в Facebook