Волонтер Роман Орищенко: "Многие бойцы до сих пор ходят в перемотанных скотчем кроссовках"
Еще месяц назад чиновники Министерства обороны Украины отчитались, что военные в зоне АТО полностью обеспечены теплыми вещами. Однако страницы пользователей социальных сетей полны совсем других картинок. Вот на одном из снимков рядовой милицейского батальона на ночном дежурстве: из-под летнего камуфляжа выглядывают три свитера разных расцветок. На шее вместо шарфа — «арафатка», шапку заменяет балаклава. Кроме того, немало фотографий, на которых видно, как бойцы делятся с боевыми побратимами теплой одеждой и зимними спальниками…
Добровольные помощники армии снова и снова просят людей жертвовать средства, чтобы защитить солдат от холода. Так, в минувшие выходные в Тернополе девушки вышли на улицу в одних майках и с плакатом: «Холодно? А как им на передовой?»
В офисе Самообороны Майдана, разместившемся в Украинском доме на столичном Крещатике, кипит работа. Волонтеры пакуют продукты и одежду, грузят в микроавтобусы самодельные печки-буржуйки. Утром «караван» (несколько легковушек и микроавтобусов) отправится в зону АТО.
— Мы занимаемся обеспечением не отдельных групп или батальонов, а всех солдат на передовой, — говорит координатор Центра поддержки добровольцев при Самообороне Майдана Роман Орищенко. — Начинали с бывших майдановцев, а потом решили: неправильно делить солдат на добровольцев и кадровых военных. Все хлопцы защищают Украину и должны быть в равных условиях. Теперь помогаем и спецбатальонам, и добровольческим, и пограничникам. Опекаем также девять партизанских отрядов, действующих на временно оккупированных территориях.
*"Строительные подшлемники хорошо греют под каской, — объясняет координатор Центра поддержки добровольцев при Самообороне Майдана Роман Орищенко, — поэтому бойцам они тоже нужны" (фото автора)
— Неужели бойцы на передовой так плохо одеты?
— Расскажу последний пример. В минувшие выходные мы ездили в самую горячую точку Луганской области. Там, возле Cтаницы Луганской, проходит линия фронта. Ребята из 128-й горно-пехотной бригады стоят в таком месте, куда очень трудно добраться, потому что со всех сторон их окружают силы противника. Чтобы пробиться к солдатам, мы проехали через несколько деревень, контролируемых боевиками. Ехали глухой ночью с выключенными фарами, при этом на огромной скорости. Потому что с другой стороны реки Северский Донец стоит российская артиллерия, и в любую секунду может начаться обстрел. С божьей помощью пролетели опасную зону, приехали на блокпост. А хлопцы встретили нас… дулами автоматов: «Эй, кто такие?» — «Мы волонтеры», — говорю. «Какие еще волонтеры? — кричат из темноты. — У нас месяц никого не было». А посветить фонариком, чтобы проверить, свои или чужие, — нельзя. Вмиг накроют из «Градов».
«Хлопцы, проверяйте на ощупь, — шучу. — В первом бусике полно теплых свитеров». Услышав это, бойцы побежали к машине, начали хватать свитера и натягивать их на себя по несколько штук сразу. Они ведь все в летней форме ходили, бедняги. А в тех краях по ночам давно уже заморозки. Ребята даже не представляли, что к ним могут прорваться волонтеры, поэтому и встретили нас в штыки. «Думали, это сепаратисты в наступление идут, — признались потом. — Уже и дуло танка в вашу сторону развернули». А мы им и зимнюю форму привезли, и теплые вещи, и продукты. В общем, порадовали.
— Такая ситуация только на отдельных блокпостах?
— Если бы! Многие до сих пор носят летнюю форму. Под низ надевают по несколько футболок и легких свитеров. С обувью вообще беда. Ходят в кроссовках, перемотанных скотчем. Вместо теплых носков наматывают портянки — из чего придется. «Мы уже привыкли к холоду, — отшучиваются бойцы. — Стали тут сибиряками». Но холод, как и голод, не тетка, и ребята утепляются тем, что есть под руками. Местные жители приносят пуховые платки и старые кожухи, что-то передают из других воинских частей. Некоторые бойцы выглядят, как солдаты французской армии, пострадавшие от русской зимы в 1812 году. Одеты кто во что — камуфляжи разных мастей, износившиеся до дыр свитера, затертые фуфайки. На ногах — резиновые сапоги или калоши.
На одном из блокпостов хлопцы рассказали мне, как спасаются от морозов. Теплых вещей мало, поэтому их носят… по очереди. Те, кто заступает в наряд, надевают свитера, бушлаты и валенки. Остальные греются возле печки. К слову, бронежилет тоже защищает от холода. В застегнутом виде он плотно прилегает к телу и таким образом сохраняет тепло. Многие ребята даже спят в бронежилетах: если нет теплого спального мешка, то так хоть воспаление легких не заработаешь. Это мы проверили прошлой зимой на Майдане. Но бронежилет не может заменить зимнюю куртку. Под «броником» солдат сильно потеет, а это чревато простудами.
*На своих страничках в соцсетях бойцы размещают фотографии, на которых показывают, как делятся с побратимами теплой одеждой (фото Дмитрия Цветкова)
— Ваши слова не согласуются с заявлением начальника центрального управления вещевого обеспечения Министерства обороны Украины Юрия Гуслякова. Он уверяет, что «общая обеспеченность теплыми вещами в зоне АТО составляет: куртками утепленными — сто процентов, брюками утепленными старого образца — 78 процентов, шапками-фесками — сто процентов».
— Вот это новость! Взять бы этого Гуслякова в наш «караван» и отвезти на передовую. Пусть бы увидел, как «обеспечены» солдаты. На самом деле бушлаты от Минобороны в зону АТО прибыли, но это примерно половина от общей потребности. Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример. Бойцам спецбатальона «Чернигов», куда входит триста человек, выдали всего 50 бушлатов и столько же утепленных штанов.
С шапками ситуация катастрофическая — их почти нет. Поэтому теплые головные уборы возим в зону АТО в огромном количестве. Сейчас покажу, какие хорошие шапки недавно закупили. Смотрите: сверху ткань «под камуфляж», подкладка из искусственного меха. Тепленькая, удобная. Сверху можно кевларовый шлем надеть. Большим спросом пользуются зимние балаклавы. Часть покупаем, часть — шьем своими силами. Еще хлопцы очень просят флисовые перчатки. Мы нашли предприятие в Харькове, товар закупаем мешками. Подкладка из войлока, есть фиксатор, чтобы перчатка не сползала с руки. Закупочная цена всего 15 гривен.
— Что из теплых вещей чаще всего просят бойцы?
— Бушлаты, утепленные штаны и зимнюю обувь. Некоторые ребята говорят: «Не везите мне берцы. Лучше валенки. В них намного теплее стоять на блокпосту».
— Волонтеры сетуют: после того как объявили перемирие, количество пожертвований резко сократилось, и это сразу сказалось на обеспечении армии.
— Сейчас поток благотворительных взносов уменьшился до минимума. Может, люди психологически устали от войны, а может, поверили в объявленное перемирие. Так было и на Майдане: только начиналось наступление силовиков, киевляне мешками несли нам теплые вещи. А в периоды затишья майдановцы ходили оборванные. Заявление о перемирии сильно разочаровало наших международных партнеров из Польши, Чехии, Франции и Германии. Раньше оттуда приезжали целые колонны грузовиков с гуманитарными грузами, а сейчас — ничего. Европейцы рассуждают так: если Украина не хочет воевать за свою территориальную целостность, то зачем ей наша помощь?
Невозможно не восхищаться мужеством наших ребят: мерзнут, но не оставляют боевых позиций. У бойцов «Айдара», защищающих теплоэлектростанцию возле города Счастье под Луганском, нет зимних спальников. Хлопцы стелют на голую землю ветки и так ночуют. Недавно мы добрались до секретного блокпоста, где разместилась группа разведчиков 17-й танковой бригады (привезли туда новейшие военные карты зоны АТО). На улице минус семь, а у ребят вообще не было зимней одежды! В следующую поездку завезли им спальники, которые выдерживают до минус тринадцати, бушлаты, теплые ботинки. Верите, взрослые мужики радовались, как дети.
В октябре, когда на Донбассе ударили первые морозы, множество солдат заболели, но отказывались от госпитализации. «Это не ранение, а простуда, — поясняли они. — Пройдет». Нам звонили начмеды с просьбой передать медикаменты, и мы ящиками отвозили их на фронт.
— Говорят, что вы можете забрать передачу для солдат из любой точки Украины и доставить ее на фронт.
— Наша волонтерская группа действует на базе Самообороны, ее районные организации есть во всех крупных населенных пунктах. Оттуда гуманитарные грузы для армии свозят на перевалочные базы в Киеве, Тернополе, Харькове, Мелитополе и Бердянске. Бывает, на нашу горячую линию (068) 840 59 61 звонит бабушка из села: «Я тут связала для солдатиков шерстяные носки, шарфики, свитера. Как можно передать?» Если деревня, где живет вязальщица, по пути на фронт, наш «караван» делает крюк и забирает передачу. В отдаленных населенных пунктах посылки собирают представители местных организаций Самообороны и потом доставляют их на перевалочные базы.
— За период летних месяцев общими усилиями мы одели-обули наших солдат. Теперь утепляем армию. Что еще нужно бойцам, чтобы пережить эту зиму?
— В первую очередь «буржуйки». Требуются печки разных модификаций: чтобы можно было и в землянку поставить, и в палатку, и на улицу. Наш активист Руслан Бойко изготавливает в своем цеху переносные печки из газовых баллонов. Очень помогает директор «Киевводоканала» Вадим Сторожук. Сотрудники его предприятия варят из списанных труб большие «буржуйки». Одна такая печка может обогреть целую армейскую палатку. Мы доставили на фронт уже девять «буржуек» от «Киевводоканала». Теперь они согревают солдат спецбатальона «Киевщина», 25-го и 12-го батальонов.
Часто люди привозят с дач старые «буржуйки», а мы их модернизируем. Прислушиваясь к просьбам бойцов, совершенствуем конструкцию печек. Например, сооружаем дополнительные элементы, чтобы можно было просушить обувь или белье. К слову, о термобелье. Оно тоже в большом дефиците.
Бойцам нужны термосы и любые теплые вещи. На фронте сгодятся старые одеяла и пледы (их можно подстелить под спальник), туристические «сидушки», карематы. У многих дома лежат ненужные вещи, а на фронте это спасение: тельняшки, свитера, жилетки, шапки-ушанки, теплые носки, армейские бушлаты, строительные подшлемники (они хорошо греют под каской), ношеная обувь.
Недавно я привез танкистам специальный несгораемый комбинезон — добрые люди нашли его у себя в гараже, постирали и передали нам. Комбинезон и так был старый, а после неправильной стирки вообще потерял товарный вид. Я извинился перед ребятами: мол, привез, что было. «Да мне по барабану, что комбинезон полинял! — ответил танкист. — Кто меня в танке видит? Главное, он теплый и несгораемый. Если в танк попадет снаряд, этот комбинезон спасет мне жизнь».
А вчера заместитель министра внутренних дел Сергей Чеботарь заявил, что в резерве МВД находится более 16 тысяч комплектов форменной зимней одежды, приспособленной для выполнения боевых задач в зоне АТО. Такую информацию сообщил Цензор. НЕТ со ссылкой на пресс-службу ведомства. Но, как стало известно «ФАКТАМ», это не соответствует действительности. Бойцы некоторых подразделений до сих пор ходят в летней форме. У них нет ни теплых шапок, ни перчаток, ни шарфов, ни зимней обуви.
5245Читайте нас в Facebook