Сын Вячеслава Невинного: "Папа знал толк в еде. Умел и любил готовить"
Миллионы телезрителей помнят Вячеслава Невинного по блестяще сыгранным ролям в фильмах «Берегись автомобиля», «Гараж», «За спичками», «Гостья из будущего», «Не может быть!», «Небеса обетованные» и многим другим. А театралы восхищались игрой артиста во МХАТе.
Судьба отмерила Вячеславу Невинному 74 года.
О том, каким человеком был всенародно любимый артист, «ФАКТАМ» рассказал его сын — режиссер и руководитель Театра «Творческий дом Невинных» Вячеслав Вячеславович Невинный.
— Вячеслав Вячеславович, в этом году вашему отцу исполнилось бы 80 лет. А как он обычно отмечал дни рождения?
— И дни рождения, и Новый год, и другие праздники отец любил отмечать дома, в семейном кругу. Он обожал маму (Нина Гуляева — народная артистка России. — Авт.). Ему нравилось общаться с внуками. Но юбилеи, конечно же, отмечались и в театре. К примеру, шестидесятилетие праздновалось широко и пышно. Вячеслава Михайловича поздравляли все коллеги. И организовали нечто интересное.
*Сын народного артиста СССР Вячеслав Вячеславович Невинный: «Отец всегда заботился о том, чтобы окружающие его люди находились в хорошем настроении»
Отец жил напротив Камергерского проезда, где находится МХАТ. Из-за болезни ног он не мог пользоваться подземным переходом. Когда Вячеслав Михайлович переходил Тверскую улицу, милиционер всегда выходил из будочки и жезлом останавливал движение транспорта. Сотрудники ГИБДД, конечно же, знали и любили народного артиста Советского Союза.
В день шестидесятилетия Вячеслав Михайлович, переходя улицу, увидел на дороге военный оркестр, который при его появлении заиграл марш. Такой подарок ему сделали коллеги. Машины останавливались, и водители, увидев, кого чествуют, начали сигналить. Поднялся невообразимый шум. С одной стороны — оркестр, с другой — автомобильные гудки.
А при входе в театр Вячеслава Михайловича уже поджидали артисты с цветами, хором скандируя приветственные слова. Торжество продолжилось на сцене, где Вячеслав Михайлович, мама и я в этот вечер играли в спектакле «Блаженный остров» по пьесе замечательного украинского драматурга Мыколы Кулиша.
К слову, режиссер этого спектакля Николай Михайлович Шейко, чтобы артисты ощутили атмосферу произведения, прочитал нам текст на украинском языке. Мы слушали и восхищались тем, как пьеса звучит в оригинале.
— Знаю, что Вячеслав Михайлович очень любил бывать в Украине.
— Отец всегда с удовольствием вспоминал поездки в Киев, то, какая в этом городе замечательная, тонко чувствующая публика. Все наши спектакли в столице Украины шли с неизменным успехом. Мы приезжали и с постановкой «Блаженный остров». Киев — один из величайших и красивейших городов, куда хочется еще раз и еще раз возвращаться.
— В одном из интервью ваш отец рассказывал, что обожает вареники с вишней.
— Вообще нужно сказать, что Вячеслав Михайлович любил и узбекскую кухню, и грузинскую. И, конечно, очень нравилась ему украинская: вареники, борщ… Отец знал толк в еде. Умел и любил готовить. Например, очень вкусными получались у него деруны. Причем готовил все очень быстро.
— Какие подарки Вячеслав Михайлович любил получать в день рождения?
— Ему больше нравилось дарить. Ведь подарок — это проявление любви и заботы. А какие подарки могли отца обрадовать? Он любил ручки, карандаши, скрепки, дыроколы, степлеры… Обожал свой рабочий стол, где у него были аккуратно разложены пьесы, над которыми отец работал и как редактор: всегда что-то подправлял в тексте, кое-что менял местами. Потом все это предлагал режиссеру. И я не знаю ни одного режиссера, который отказался бы от этих находок.
— Вячеслав Вячеславович, вы рассказали, как праздновалось шестидесятилетие вашего отца. Семидесятилетний юбилей, как понимаю, был уже не столь радостным по той причине, что артист серьезно заболел. А в последние годы вообще он был прикован к постели, так как перенес ампутацию стоп…
— Да, неизлечимый и неумолимый диабет, с которым, к сожалению, сделать ничего было нельзя, брал свое. Но Вячеслав Михайлович до конца все равно оставался бойцом и борцом. Все невзгоды судьбы встречал смело и стойко. Помню момент, когда мы с моей женой Ларисой, которую он очень любил и называл не невесткой, а невестой, пришли к нему в палату после операции. Думали, как начать разговор.
Но когда вошли, отец первый заговорил: «А вот смотрите, как я уже освоился». И стал показывать, как кладет ногу на ногу. «Вот все в порядке, — говорит. — И так могу, и так». Таким образом снял напряжение. Но я представляю, каких сил и мужества стоило ему все это. Отец заботился о нас, о родных, о том, чтобы нам не было так страшно и больно.
— Читала, что Вячеслав Михайлович до последних дней жил театром и мечтал играть на сцене…
— Он всегда говорил мне, что в любом несчастье, в любых горестях есть выход — творчество и работа. Только это может принести человеку облегчение, может спасти его. Поэтому до конца стремился работать. Замечательный режиссер Николай Скорик задумал ставить спектакль «Нахлебник» по произведению Тургенева. В то время отец двигался уже с трудом: либо с палочкой, либо на инвалидной коляске. И вот режиссер придумал, что Вячеслав Михайлович будет исполнять роль, передвигаясь по сцене на коляске. Отец с большим энтузиазмом репетировал. К сожалению, из-за болезни не смог завершить эту работу.
— В последние годы судьба была к Вячеславу Невинному немилосердна. А он верил в судьбу?
— Это удивительно. Дело в том, что отец крестился в очень зрелом возрасте, когда ему было уже за шестьдесят. Всю жизнь находясь в поисках пути, в итоге пришел к христианству, православию, к Христу. У нас с Ларисой как раз родилась дочь Василиса. Таинство крещения он принял вместе с внучкой.
— В жизни вашего отца случались чудеса?
— К сожалению, о каких-то глобальных чудесах сказать не могу. Может, и были, но он предпочитал о них не распространяться. Однако всегда утверждал: если человек делает добро, оно обязательно к нему вернется.
Отец рассказывал не о чудесах, а о курьезах. Например, как-то мы отдыхали в Мисхоре. Вечером, когда было уже темно, отец пошел искупаться в море. Искупался, оделся, взял сумку и ушел… И вдруг обнаружил, что нет кошелька. Вернулся на пляж, в полной темноте подошел к тому месту, где, как ему казалось, раздевался. Нагнулся и… поднял его. Не искал среди камней в темноте, не ходил по пляжу. Не чудо ли?
— Как Вячеслав Невинный относился к славе?
— С юмором и через призму актерского мастерства. Например, мама всю жизнь строила в Подмосковье дачу. Стройматериалы в то время нужно было доставать. Чтобы ускорить процесс, мама брала на завод, куда ехала за стройматериалами, Вячеслава Михайловича. Она садилась за руль своих «Жигулей», отец — рядом. Когда приезжали, заходили к директору и папа говорил: «Ну, таких артистов принимаете?» Руководитель предприятия начинал улыбаться, доставал из сейфа коньяк… И тут же кирпичи и вагонка для строительства дачи отгружались, как говорится, по сходной цене.
С юмором относясь к славе, Вячеслав Михайлович очень тонко чувствовал степень глубины таланта в артистах. Когда выходили на сцену Евгений Евстигнеев или Олег Ефремов, говорил: «Смотришь, а там… дна нет!» А насчет творчества вывел формулу, в какой-то мере шутливую, которую всегда любил повторять: «Играть на сцене очень трудно. А хорошо играть невозможно!»
— Наверное, поклонники и поклонницы творчества не давали Вячеславу Михайловичу покоя?
— Присылали письма, но, думаю, не так много, как артистам, игравшим героев-любовников. Сам о себе отец говорил: «У меня амплуа — весельчак-простак». Хотя мог играть разные роли, в том числе и трагические. Зрители любили Вячеслава Михайловича. Когда он болел, присылали советы. А когда был еще здоров и ездил на гастроли по всему миру, первой реакцией собравшихся в зале при объявлении имени отца была улыбка. Наверное, дорогого стоит, когда, произнося твое имя, люди начинают улыбаться. Дай Бог каждому прожить такую жизнь!
— Ваш отец объездил много стран. Какая из них его больше всего поразила?
— Он побывал действительно во многих странах. Конечно, мне повезло в том смысле, что когда у нас об иностранных игрушках можно было только мечтать, родители их привозили. У меня было пять мечтаний: жвачка, машинки, детское оружие, солдатики и комиксы. Если что-то из этого мне привозилось, я был просто на седьмом небе от счастья.
По мере моего взросления жизнь в стране становилась все туже и туже. И вот отец поехал на гастроли в Венгрию, которая тогда относилась к социалистическому лагерю, и Австрию. Когда возвратился, стал распаковывать чемодан и доставать из него красивые безделушки, я спросил: «Папа, скажи, как там?» Он ответил: «Ну что тебе сказать? В Венгрии живут в пять раз лучше, чем у нас. А в Австрии в три раза лучше, чем в Венгрии». Также восхищался Финляндией, где люди жили очень богато, Японией, ее прогрессом, уровнем развития цивилизации.
— Вячеслав Михайлович с техникой был на «ты»?
— Наоборот, был к ней равнодушен, смотрел на меня с непониманием, когда я восхищался разными новинками. Любил телевизор — обожал смотреть футбол и хоккей. Записывал в специальную тетрадочку результаты. Не пропускал олимпиад, чемпионатов. А когда появился видеомагнитофон, отец, уходя на спектакль, просил записать для него транслирующийся в это время матч. И я с удовольствием это делал.
Как-то он пришел в театр и предупредил коллег, чтобы никто не сообщал ему счет. А минут через пять к отцу в гримерку заходит один артист: «Ну что, Вячеслав Михайлович, уже два — ноль!» Может, коллега не слышал о просьбе, а, может, был переполнен эмоциями. Такие вот случались курьезы.
Кстати, отец и сам играл в футбол в молодежной команде МХАТа, был нападающим.
— Видела фото Вячеслава Михайловича в молодости, где он стройный, спортивный… Большинству же зрителей артист запомнился человеком полным.
— В молодые годы отец увлекался и футболом, и велоспортом. Но после тридцати вдруг стали болеть и отказывать ноги. Врачи сказали, что проблема связана с нервно-проходящими системами из позвоночника в ноги и что это нужно лечить. Отец оказался перед выбором: либо лекарства на гормональной основе, от которых суждено сильно располнеть, либо без них — тогда остаток жизни придется провести в инвалидной коляске.
Вячеслав Михайлович согласился, чтобы его кололи, лишь бы только ходить. Терапия позволила ему самостоятельно передвигаться долгие годы, но напрочь нарушила систему обмена веществ. Отец ел немного, но стал на глазах полнеть. А потом развился сахарный диабет.
— С вашей мамой отец прожил 44 года. В чем секрет такого прочного семейного союза?
— Они любили и не могли друг без друга жить.
— Что бы вы сказали вашему отцу сегодня, если бы он мог вас услышать?
— «Папа, большое спасибо тебе за все!»
7437Читайте нас в Facebook