На плечи людей, у которых нет счетчиков, легли расходы за всю израсходованную домом воду
В Киеве 1 января 2015 года истекает срок, отведенный для проведения поверки счетчиков горячей и холодной воды. «ФАКТЫ» еще 3 июля этого года писали о скандале, разгоревшемся в столице из-за требования коммунальщиков провести срочную поверку квартирных водомеров — в течение месяца! В противном случае коммунальщики грозились перевести жильцов на общий тариф. То есть платить за воду пришлось бы в три-четыре раза больше.
Поскольку поверка — непростая и хлопотная техническая процедура контроля точности работы прибора, в «Укрметртестстандарте», где ее проводят, образовалась внушительная очередь. Киевляне завалили жалобами Антимонопольный комитет Украины, и ведомство рекомендовало администрации урегулировать вопрос.
Советы потребителям
- Если вы не поверите счетчики воды, придется платить по общему тарифу (не менее 11 кубометров за каждого зарегистрированного в квартире жильца).
- В «Киевводоканале» советуют водомеры, которым более 10 лет, сразу заменить новыми, не тратя средства на поверку.
- Оформляя «Акт опломбирования», обратите внимание на пункты, содержащие предупреждение о снятии с абонентского учета и перевода на санитарную норму потребления. В конце акта допишите: «кроме пунктов таких-то».
- Если вы решили обращаться в суд, в исковом заявлении обязательно указывайте, чтобы суд обязал выполнить поверку счетчика за счет исполнителя услуги и сделать перерасчет оплаты за воду по фактическим показаниям индивидуального счетчика.
— Когда мы получили очередную платежку за коммунальные услуги, там было напечатанное мелким шрифтом предупреждение: если не сделаем поверку водомеров, то будем платить по общему показателю дома, — вспоминает жительница одного из домов на столичной улице Мате Залки Мария Пороховщикова. — В нашем жэке № 501 мужу прямо сказали: сейчас столько заказов на поверку счетчиков, что сантехники не справляются, посему сами решайте эту проблему, а наше дело потом опломбировать приборы.
В Интернете по запросу «установить счетчик» мы нашли мастера, которому поставили условие: он сам купит водомеры такой конструкции, которая подходит к нашим трубам. Мастер, увидев, что у нас стоит бойлер, объяснил: счетчики ставить сложно и, взяв 500 гривен, принес приборы со всеми необходимыми сертификатами. После двухчасовой возни в ванной выяснил, однако, что один счетчик с браком. Надо было поменять прибор.
В общей сложности и счетчики, и работа специалиста нам обошлись в 1200 гривен. Позвонили в жэк: надо опломбировать новые счетчики. Нам дали мобильный номер ответственной работницы. Она просто огорошила, заявив: желающих слишком много, поэтому у нас есть 40 минут, чтобы прийти в жэк, взять пломбиратор и… самим поставить пломбы. Но эпопея на этом не закончилась. Оказалось, что теперь надо писать заявление, чтобы наши водомеры поставили на учет.
Многие горожане не могут позволить себе за раз выложить 1200 гривен, но при этом опасаются «санкций» «Киевводоканала». Безработная одинокая жительница Отрадного Инна Поветкина рассказала, что нашла для себя другой выход из положения.
— Моим квартирным счетчикам на воду уже восемь лет, и я решила не тратиться на поверку, а сразу установить новые, — объясняет Инна Поветкина. — В жэке сказали, что надо заплатить 80 гривен за каждый прибор. Папа купил в магазине два новых счетчика, уплатив 270 гривен. Слесарь их установил, инженер из жэка пришел и поставил пломбы. В итоге вся процедура обошлась мне в 530 гривен.
А летом пришлось раскошелиться на 600 гривен за новые счетчики для мамы-пенсионерки, которая живет в районе Феофании. В ее жэке водомеры не устанавливают. В частной фирме за каждый счетчик взяли по 300 гривен. Пришлось заплатить, ведь мама сильно переживала, что не успеет поменять водомеры в течение месяца, и ее переведут на общий тариф.
Как сообщила «ФАКТАМ» советник «Киевводоканала» по вопросам информационной политики Виктория Яковлева, «Киевводоканал» стал исполнителем услуг водоснабжения и водоотведения для жителей многоквартирных домов только с 1 июля 2014 года.
— Поэтому жильцы, которые установили у себя новые счетчики после этой даты или своевременно выполнили поверку, могут рассчитывать, что следующая поверка будет выполнена за счет «Киевводоканала» как исполнителя услуги по водоснабжению, — подчеркнула Виктория Яковлева. — Сейчас предприятие готовит расчеты тарифа для представления на рассмотрение Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (включая поверку счетчиков).
А счетчики с просроченным сроком эксплуатации или поверки, не выполненной до 1 июля 2014 года, не будут поверяться или заменяться бесплатно. Такие приборы мы снимем с коммерческого учета, и объемы потребленной воды станут начисляться по показателям общедомового счетчика. Напомню: межповерочный интервал прибора учета — три-четыре года, срок его эксплуатации — 10—12 лет. Эти данные должны быть указаны в техническом паспорте водомера.
Кроме того, следует отметить, что Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности», согласно которому периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники выполняются за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, вступает в силу только с 1 января 2016 года.
Однако чиновники лукавят. Правозащитник из Харькова Григорий Ильенко считает, что потребители вообще не должны платить за поверку счетчика, поскольку в ныне действующем Законе Украины «О метрологии» (в редакции 1998 года) четко указано: это обязанность поставщика услуги.
— Я уже пять лет защищаю харьковчан в судах после того, как выиграл собственное дело и обязал местный водоканал оплатить поверку счетчиков, — говорит Григорий Ильенко. — Выигрываю процентов 70 дел, хотя, если посмотреть Единый реестр судебных решений, показатели по всей Украине примерно 50 на 50. Кстати, пломбы на счетчике нужны не нам, а поставщику услуг, вот пусть он и устанавливает их за свой счет.
Если приборы учета газа и электроэнергии являются собственностью поставщика услуги, стало быть, и поверка — его головная боль. Логично было бы, чтобы водомеры принадлежали водоканалам. Но дело в том, что, в отличие от газа и электричества, потери воды из-за порывов и протечки труб гораздо ощутимее. Раньше эти потери распределяли на всех жильцов дома, плативших по показателям общедомового счетчика. Но люди стали массово устанавливать в квартирах индивидуальные приборы и платить лишь за использованную воду.
В «Киевводоканале» также считают, что жэки скрывали правду об истинном положении дел с платой за воду.
— Раньше показатели снимались с внутридомовых счетчиков, отдавались в жэк, а дальше шли туманные расчеты, — пояснила Виктория Яковлева. — Мы провели масштабное исследование и полученные данные отправили в наш Главный вычислительный центр. Компьютер распределил расход воды по всему дому, и у многих людей, не установивших индивидуальные счетчики, получились фантастические показатели! Якобы за месяц жильцы использовали по 30—70 кубометров воды! Мы приняли решение: временно, пока будет разбираться комиссия, месячную плату с потребителей без квартирных счетчиков брать за 11 кубометров воды — на каждого зарегистрированного в квартире жильца. Это в два раза больше бывшей нормы потребления (5,5 кубометра + 5,5 кубометра).
Формула, по которой рассчитывается расход воды жильцам без квартирных счетчиков, такова: из показаний внутридомового счетчика вычитается сумма показателей всех квартирных счетчиков дома. Полученная разница разбрасывается на количество жильцов, не установивших у себя водомеры.
Комиссия проверила некоторые дома, в которых потребление воды у жильцов без счетчика оказалось слишком большим. Выяснилось, что люди заплатили за воду, потребляемую жильцами с неповеренными счетчиками. Таким образом, на плечи людей, у которых нет счетчиков, легли расходы за всю израсходованную домом воду! Когда исполнителем услуги стал «Киевводоканал», мы, конечно, заинтересованы, чтобы счетчики у людей были исправными.
Чтобы получить счетчик и документ, подтверждающий факт поверки, необходимо прийти в расчетный департамент в пятницу с оплаченной квитанцией и забрать счетчик вместе с техпаспортом.
Для установления поверенного водомера на место в квартире нужно снова обратиться в жэк или нанять работника, который может выполнить такую работу, затем сообщить об этом в жилконтору.
«Укрметртестстандарт» также проводит поверку счетчиков воды и в своей лаборатории. На сайте ведомства сообщается: «Стоимость поверки составляет 43,20 гривни. Для оплаты услуги обязательно иметь при себе идентификационный код. Заказчик должен доставить счетчики по адресу: улица Метрологическая, 4. Информируем киевлян о временной приостановке записи на выполнение специалистами «Укрметртестстандарта» поверки непосредственно в помещении владельцев счетчиков воды в связи с большим числом обращений.
Измерения при поверке счетчиков воды без их демонтажа непосредственно в квартирах выполняют предприятия, сотрудничающие с «Укрметртестстандартом».
Виктория Яковлева предупредила, что в последнее время появились мошенники, предлагающие «проверку», а не поверку водомеров. Документы, полученные жильцами от подобных фирм, не имеют правовой силы.
Демонтированный счетчик можно самостоятельно отнести на поверку в расчетный департамент по адресу: улица Электротехническая, 16, к. 104. Работники производственного отдела принимают клиентов в порядке «живой очереди». С собой необходимо иметь водомер и его технический паспорт. Потребителю выписывают квитанцию на оплату услуг (51 гривня), которую надо принести с собой при получении поверенного счетчика. Если выяснится, что прибор неисправен, деньги за его поверку не вернут. Поэтому в «Киеводоканале» советуют старые водомеры, которым более 10 лет, сразу заменить новыми.
Если счетчик соответствует параметрам, специалист «Укрметртестстандарта» (раз в неделю по четвергам он приезжает в расчетный департамент «Киевводоканала») ставит на прибор клеймо, пломбу и делает отметку в техпаспорте. Информация заносится в базу данных расчетного департамента и направляется в реестр «Укрметртестстандарта».
Предприятия, которые поверяют водомеры без их демонтажа
ООО «Водоканал-сервис» (адрес: улица Электротехническая, 16а, к. 201, телефон (044) 277−21−78),
КП «Дирекция по управлению и обслуживанию жилищного фонда» (только в Деснянском районе столицы) по адресу: улица Закревского, 29а, телефон (067) 249−89−00, (044) 225−10−07,
ООО «Центр измерений» (улица Леонида Первомайского, 5, телефон (044) 221−02−09 (круглосуточно), (044) 338−54−90,
ООО «РСУ «Укрсервисмонтаж» (улица Озерная, 4, офис 75, телефон (044) 468−98−96, (044) 468−98−62, (044) 413−97- 60, (044) 413−95−56, (044) 413−57−71).
За более подробной информацией обращаться по телефону 451−70−24.
Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»
18651Читайте нас в Facebook