ПОИСК
Культура и искусство

Валентин смирнитский: «последний фильм о мушкетерах ужасно разочаровал. Больше ни в каких продолжениях сниматься не буду! »

0:00 12 июня 2009
Валентин смирнитский: «последний фильм о мушкетерах ужасно разочаровал. Больше ни в каких продолжениях сниматься не буду! »
Сергей ИВАНИЦКИЙ «ФАКТЫ»
Знаменитый Портос из «Д'Артаньяна и трех мушкетеров» отметил 65-летний юбилей

Обычно день у Валентина Георгиевича расписан поминутно. Съемки, работа в антрепризах, репетиции… От такого плотного графика нередко сдают нервы. Особенно усталость накапливается к концу театрального сезона. Но лето — пора отпусков, и актер не отказал себе в удовольствии отдохнуть на средиземноморском побережье — в уже полюбившемся курортном испанском городке Аликанте. Телефонный звонок «ФАКТОВ» застал Валентина Георгиевича на… пляже.

«В моем немолодом возрасте надо уметь расслабляться»

- Делать что-то особенное из своего дня рождения я не собирался. Подумаешь, событие — еще на год постарел, — говорит Валентин Георгиевич.  — Посидели с друзьями в одном из ресторанов, выпили немного водки, закусили — так и отметили мой юбилей. Сразу скажу: из «мушкетеров» никого не было — все очень заняты. (Смеется. )

Аликанте — прекрасный городок. Мне здесь очень нравится. Каждый год в июне местные жители устраивают Ночь костров. Интереснейшее действо. Под оглушительный рев публики мэр поджигает смешную деревянную фигуру, после чего начинается веселое гулянье на всю ночь. Испанцы умеют веселиться. Пьют много вина, танцуют, смеются. Хорошо!

Я сюда приезжаю отдыхать третий год подряд. С пляжа практически не вылезаю! А что вы хотите? В моем немолодом возрасте надо уметь расслабляться. Иначе просто скопытиться можно. Больше десяти месяцев в году у меня каждый день съемки, работа в театре, творческие встречи. Попробуй, выдержи! Вот здоровье и пошаливает. То сердце, то еще что-нибудь прихватит. А здесь молодеешь с каждым днем.

РЕКЛАМА

- В вашем трудном детстве и голодной юности вы, наверное, и мечтать не могли, что когда-нибудь будете отдыхать в Испании, да еще в статусе звезды кино и телевидения.

- Да, у меня было трудное детство. Зато веселое. Спокойным я никогда не был. Постоянно дрался во дворе. Ходил в синяках. Хотя хорошими физическими данными похвастаться не мог, но отпор давал любому. Шпаны в моем районе было очень много. Ведь я с родителями жил на Арбате — в одном из самых бандитских мест Москвы, и местное хулиганье то глаз кому-то выбьет, то ни за что чикнет заточкой. Слава Богу, меня подобные травмы обходили стороной. Хотя драться приходилось очень часто, в основном за территорию. А по-другому и быть не могло. Время послевоенное, каждый «закреплен» за одной из местных банд. Как я уже потом узнал, нашими соперниками часто выступали шайки, куда входили Ваня Бортник (известный актер театра и кино, сыгравший Промокашку в телесериале «Место встречи изменить нельзя».  — Авт. ) и Саша Збруев. Точно их лица в молодости не помню, но мне кажется, мы вполне могли пересекаться в разборках. (Смеется. )

РЕКЛАМА

Когда учился в седьмом классе, объявили набор в драмкружок. А так как мой отец работал режиссером-документалистом, актерство мне было не чуждо. Интересно, что в этом же кружке учился и Сергей Шакуров. Одной из первых моих ролей стал ревизоровский Хлестаков. Сыграл я хорошо и, почувствовав прелесть актерства, не захотел ни на что его менять.

В школе учился плохо. В девятом классе меня вообще выгнали — подрался из-за девушки. Между прочим, зря. Оказалось, она мне изменила. Десятый класс пришлось оканчивать в вечерней школе. На тот момент я был уже достаточно самостоятельным молодым человеком. Мама занималась моей младшей сестрой, отец тогда серьезно заболел, и родителям было не до моих терзаний, куда дальше идти. Поэтому, когда я сказал, что хочу стать актером, они отреагировали вполне спокойно.

РЕКЛАМА

- Поступили легко?

- Да! Несмотря на то что конкурс был сумасшедший: тысяча (!!! — Авт. ) человек на место. Можете себе такое представить?! Все четыре года Щукинского училища вспоминаю с большим удовольствием и трепетом. Сколько водки было выпито, какие девушки были красивые… А какие педагоги нас учили! Взять хотя бы Владимира Абрамовича Этуша! Его проницательный взгляд очень быстро ставил на место любого «зазвездившегося» студента. Моим однокурсником был Саша Калягин, с которым мы нередко хулиганили. На других курсах одновременно со мной учились сестры Вертинские, Андрей Миронов, Никита Михалков. Его, правда, быстро выгнали, поэтому он пошел учиться во ВГИК.

После окончания училища я стал работать в театре, потом начали приглашать в кино.

«Мы чувствовали, что фильм не получится. Ну не было того куража, что тридцать лет назад»

- Считаете ли роль Портоса лучшей в своей большой фильмографии?

- Не знаю. Никогда подобной классификацией не занимался. Но то, что меня все достали расспросами о «Д'Артаньяне и трех мушкетерах», — это факт. Видно, такая у меня судьба, ничего не поделаешь. Если бы мне сказали тридцать лет назад, что фильм станет шлягером на долгие годы, я бы рассмеялся этому хохмачу в лицо. Да и не только я. Думаю, так бы сделали и Старыгин со Смеховым, и Боярский.

Самое интересное, что я случайно попал в эту ленту. У меня на руках уже был контракт на съемки в немецко-польском двухсерийном фильме. Но когда меня утвердили на роль Портоса, я от заграничного проекта отказался. Сказал: «Поймите меня правильно, в «Трех мушкетерах» можно сняться раз в жизни». Разразился жуткий скандал! А я уже через пару дней примчался на съемочную площадку фильма «Д'Артаньян и три мушкетера». По комплекции я на роль Портоса явно не тянул, поэтому прямо сказал Юнгвальду-Хилькевичу: «Хочу играть или Атоса, или Арамиса». Сейчас даже не вспомню, как он меня переубедил. Надели на меня какие-то штуки, чтобы я стал толще, — и вперед!

- В этом году на экраны вышел очередной фильм о мушкетерах — «Возвращение мушкетеров, или Сокровище кардинала Мазарини». А на будущее чувствуете в себе силы еще раз тряхнуть стариной?

- Ни в каких продолжениях я больше сниматься не стану. Точка! Последний фильм меня ужасно разочаровал, это была последняя капля.

Если откровенно, то еще «Мушкетеры двадцать лет спустя» плохенькими вышли. Но это воспринялось как-то спокойно — мол, понятно, трудно допрыгнуть до той вершины, которая была в первых частях. Мы с Мишей (Боярским.  — Авт. ) еще в 1990-х затевали новую сагу о мушкетерах, даже написали сценарий, сильно отличавшийся от того, что вы видели недавно. Но фильм не сняли — грянул дефолт. Теперь, когда Хилькевич собрал нас всех на продолжении «мушкетеров», особого желания соглашаться не было. Не понравился сценарий, да и вообще…

- Боярский в одном из интервью говорил, что согласился сниматься в фильме исключительно потому, что в нем будете играть вы, Старыгин и Смехов.

- (Смеется. ) А я согласился, потому что Миша Боярский согласился! Да и продюсер фильма категорически отказывался спонсировать ленту, если в ней будет отсутствовать кто-либо из нашей четверки. Однако мы все равно чувствовали: фильм не получится! Ну не было того куража, что тридцать лет назад! И, как показало время, мы не ошиблись.

- Все равно, многим фильм понравился…

- Может, кто-то и пришел от этой ленты в восторг, но не я. Я же радовался другому — тому, что мы снова встретились на съемках, снова ощутили себя молодыми. Вспомнили, как это здорово — быть мушкетерами, скакать на коне! Тот же Боярский блестяще держался в седле, будто и не было этих тридцати лет. А Смехов как боялся лошади, так и боится. Мы по-прежнему дружески подтрунивали друг над другом. А однажды в споре с Боярским так вошли в раж, что не заметили, как перешли на крик. Дело в том, что Миша, как и я, очень азартен. Сидевший рядом Равикович даже побежал к Хилькевичу докладывать, мол, идемте скорей, там Миша с Валиком сейчас драться будут. На что Хилькевич невозмутимо ответил: «Успокойся, драки не будет, просто они так разговаривают».

А еще я, как и Боярский, не люблю, когда лезут в мою жизнь. Расскажу недавний случай. Сидим мы с Мишей в перерыве между съемками фильма «Сокровище кардинала… » возле моря. Крым, жарко, и тут Боярский предлагает: «А давай-ка искупаемся». Замечу, располагались мы на закрытой и охраняемой территории. Поэтому, никого не опасаясь, спокойно зашли в костюмерную за плавками, переоделись и пошли к морю. И вдруг замечаем в кустах папарацци — затаился и втихаря щелкает наши немолодые оголенные натуры! Миша не раздумывая бросился в его сторону. Тот понял, что быть беде, и рванул куда глаза глядят. Боярский с криком: «Стой! Мужик ты или нет?!» — за ним! Охрана быстро поймала горе-фотографа и стала мутузить. Пришлось уже нам за него заступаться. Самое интересное, что те фото каким-то образом все же попали в интернет. Как папарацци договорился с охраной о возврате пленки, ума не приложу! (Смеется. )

«Однажды в Германии так хорошо посидели с Боярским в баре, что решили… брать Рейхстаг»

- Сына Портоса играл Дмитрий Нагиев — актер, как говорят многие, с весьма специфическим характером. Он еще как-то сказал, что похож на вас только… шпагой. Как вам работалось с вашим киношным сыном?

- Нормально. Мне о Диме тоже много чего рассказывали. Я даже немного опасался играть с ним. Однако проблем в общении у нас не возникало. Да, он держался особняком, никого к себе близко не подпускал. Но, в конце концов, это его право. А на съемочной площадке к нему претензий не было. И режим он не нарушал, в отличие от нас тридцатилетней давности. Сколько тогда эмоций выплескивалось — и режиссерских, и наших! Чего только в процессе съемок не происходило! Помню, Мише даже случайно шпагой в рот попали — он просто перепутал, в какую сторону нужно от шпаги увернуться. Слава Богу, только зуба лишился. Кстати, и в этот раз Миша пострадал — сломал руку. Так с гипсом почти все съемки и проходил.

- Я так понимаю, из «мушкетеров» вы близко общаетесь только с Боярским?

- Просто Смехов все по заграницам разъезжает. И живет, в общем-то, в Америке. Старыгин не всегда настроен на общение. А вот с Мишей мы общаемся без проблем. Он часто бывает в Москве. Как-то раз даже в Германии с ним встретились и так хорошо посидели в баре, что решили… брать Рейхстаг! Пришлось барменам милицию вызывать. Но ничего, обошлось.

К моему юбилею один из телеканалов снял обо мне документальный фильм, в котором задействованы все «мушкетеры». Приятно. Жду показа с нетерпением.

- С кем будете смотреть фильм?

- С женой, наверное (четвертая супруга Смирнитского Лида младше мужа на 17 лет.  — Авт. ). Она у меня умница. Правда, иногда обижается, что терпеть не могу всех этих вечеринок, тусовок, от которых она в восторге. Ну не люблю я этого, что поделаешь. Другое дело — в компании посидеть, на природе. Или просто книгу почитать.

- И непременно с трубкой во рту?

- Да, трубок у меня великое множество. Курю специальные табаки — ирландские, английские. Правда, сейчас дымлю менее тяжелыми. Курение трубки — это ведь целый ритуал. Знаете, сколько нужно всяких атрибутов, чтобы правильно ухаживать за трубкой? Щеточки, ножички, ершики, специальные зажигалки… Трубку нельзя переутомлять. Покурили — отложите на недельку-другую. И никогда сразу не курите необкуренную трубку. Сначала намажьте чубук тонким слоем меда. Пускай посохнет некоторое время. При курении мед будет давать неповторимый вкус, а заодно пропитает трубку ароматом.

А курить трубку я начал лет тридцать назад. До этого дымил только сигаретами, от которых садился голос. Пришлось бросить. Перешел на трубку. И не жалею. Это большое удовольствие!

745

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров