Андрей Боечко: "Серебро для изготовления орденов нам присылают со всего мира"
Несколько месяцев назад в «Фейсбуке» появилось обращение Андрея Боечко к тем, кто общается с бойцами, с медиками, работающими в зоне АТО, ко всем, кто помогает фронту. Он просил составить списки людей, достойных звания «Народный герой Украины», и выложил фотографию изготовленной в одном экземпляре награды.
Серебряный трезубец крепится к колодке, которая выполнена в двух вариантах: красно-черная — для воинов, желто-голубая — для волонтеров, врачей, священников и журналистов, работающих в зоне АТО.
*Новый орден невозможно перепутать ни с каким другим: на герб Украины нанесен римский клинок, который означает борьбу нашего народа с оккупантами
— Награды выполнены из серебра. Где вы взяли столько металла?
— Это самое интересное, — Андрей Боечко достает из шкафа настоящий клад: серебряные ложки, рюмки, кольца, браслеты, цепочки, крестики. — Все это нам присылают люди со всего мира. Один из самых ценных предметов — серебряная медаль чемпиона Европы боксера Вячеслава Узелкова.
Я не хотел брать. Говорил: «Слава, ты можешь ее продать на аукционе. И на эти деньги мы купим больше серебра». На что он мне ответил: «Хочу знать, что в каждой награде, которую получат бойцы и волонтеры, есть частичка моей медали, а значит, моей силы и любви к Украине. Для меня это важнее тех денег, которые можно выручить за медаль». Этот аргумент меня убедил. Так что в каждой награде будет частица присланного конкретным человеком серебра. Есть у нас спайки от разборки ракет и самолетов. Их отдали рабочие заводов имени Антонова и «Южмаша». Сребренник Владимира — древняя монета, переданная потомком гетмана Разумовского.
*"Из медали Вячеслава Узелкова и других присланных нам предметов будут сделаны награды — по-настоящему народные", — говорит Андрей Боечко (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
Много намоленых ладанок. Ордена и медали, монеты, значки… Из всего этого и будут сделаны ордена. Поэтому они станут по-настоящему народными.
Кроме награды каждый получит памятную монету и именную банковскую карточку, на которую один из банков собирается положить сто долларов. Все номера карт будут публиковаться, чтобы люди могли выбрать, кому из героев хотят помогать. У каждого из этих воинов появится возможность отдохнуть в одном из санаториев Украины, пройти реабилитацию. Сейчас мы договариваемся об этом. Журналисты и писатели уже работают над книгой о героях. До 1 сентября важно передать такую книгу во все школы страны, чтобы урок мужества начался с рассказа о героях. Многие бойцы смогут прийти к школьникам лично. Надеюсь, Сергей Квит, министр образования, мой сокурсник, поддержит эту идею. Мы должны воспитывать детей на примерах сегодняшних дней. Тогда они вырастут настоящими патриотами. И никакая телевизионная пропаганда врагов Украины на них подействовать не сможет.
— Почему вы считаете, что нужны новые награды? Есть же официально утвержденные…
— Наградная система, которая существовала в Украине до сих пор, на мой взгляд, изжила себя. Большая часть наград и офицерских чинов покупались. Это ни для кого не секрет. Многие спрятали награды, которые им вручал Янукович, сняли со стен фотографии, где он им жмет руку. Я, например, не ношу свой знак заслуженного журналиста. И даже не потому, что мне его вручал Азаров. Просто я знаю, кто вместе со мной получал такую же, кому и сколько за нее платили. Сейчас нужно разрабатывать и создавать новые награды, которые не будут копировать советские. Насколько мне известно, сотрудники наградного отдела Администрации президента еще в декабре 2013 года самораспустились, самоизолировались. Сейчас в качестве наград раздают те ордена и медали, запасы которых остались на складах. А их немного. Задайтесь вопросом: почему вручается так мало наград? Их просто нет. А вот подарочные часы с гравировкой «Президент Украины Янукович» еще есть. Насколько я знаю, осталось штук семьсот. Считаю, их нужно отложить и закупить для вручения бойцам новые.
Нужно заново создавать наградную систему страны. И делать это прямо сейчас. Ведь до сих пор не получили награды отличившиеся в боях бойцы, о которых рассказывают волонтеры, врачи и журналисты. Так не должно быть. Солдату всегда важно знать, что он не пушечное мясо там, на линии фронта, а ценный для страны защитник.
Сначала я отправлял воюющим на фронт часы. Почти 70 штук. Первые попросил передать семье одного из героев Небесной сотни. В подразделение Юлия Мамчура журналисты отвезли пять часов для него и его бойцов. Знаю, что он вручил их перед строем как подарки от народа. Вспомните: во всех армиях мира есть традиция отмечать отличившихся хронометром. Император Николай II очень любил награждать солдат карманными часами. Каждый год царский двор закупал десять тысяч часов у знаменитой компании «Павел Буре». Стальные, золотые и серебряные. Солдат видел, что государство ценит его подвиг, его службу.
— Как родилась идея учреждения награды «Народный герой Украины»?
— Откуда взялись трезубцы? Мой друг мастер-ювелир Дмитрий Щербаков еще в феврале 2014 года сделал фигурку майдановца для «Правого сектора», а затем разработал и трезубец-подвеску. Ее мы решили передавать тем, кто стоял на баррикадах, раненым, семьям погибших. Я давно коллекционирую серебряные изделия. Кубки, слитки, монеты отдал на переплавку. Получился своеобразный знак отличия. На данный момент их уже более двух тысяч. Мне рассказывали, что находили погибших, при которых не было никаких документов. Только по серебряному трезубцу и определяли, что это украинский солдат…
Я общаюсь с известным гонщиком и волотером Алексеем Мочановым, через него передаю трезубцы в подразделения. Также их возят на передовую своим подопечным ребята волонтерских организа-ций Георгия Туки, Марины Комаровой, Юлии Сегеды, Виктора Гладкого. Они есть у волонтеров за границей: отправляли их ребятам в Нью-Йорк, Париж, Лондон, Эмираты… В эти выходные подвеску передали и украинскому боксеру Александру Усику. На День святого Николая я привлек девушек, которые носили в госпитали пакеты с подарками и сладостями. В каждом была и подвеска. В один из дней мы забыли их положить. Так ребята, уже услышав от кого-то о кулоне, искали именно его: «Еды у нас много. А вот грамот, благодарностей нет. Подвеска — это же как награда»…
Разрабатывая эскиз ордена, я советовался со знакомыми людьми, которые всю жизнь занимаются наградами — руководителем творческого объединения «Бук-Арт» Павлом Цыганюком и известным геральдистом Игорем Мазепой.
— Сколько изготовлено орденов?
— В ближайшее время, надеюсь, вручим первые сто наград. Начнем в мае. После того как в социальной сети попросил назвать имена людей, заслуживающих звания «Народный герой Украины», мне прислали множество фамилий — более трех тысяч. Десять человек с наивысшим рейтингом вошли в комиссию. Практически обо всех рассказывала ваша газета. Это уже названный мною Алексей Мочанов и Георгий Тука, а также Амина Окуева, «киборг» Женя Маршал, командир второго батальона 95-й аэромобильной бригады Павел Медведь, военный инструктор Дмитрий Сироштан, боец батальона «Донбасс» Владимир Шумейко, другие известные люди. Мы продолжаем принимать кандидатуры к рассмотрению, ведь новые герои появляются каждый день.
— Можете кого-то уже назвать?
— Награды заслуживают как военные, так и гражданские люди. Решили, что 50 орденов получат те, кто держал оружие в руках. Остальные 50 вручим волонтерам, врачам, священникам, журналистам, политическим деятелям, музыкантам, которые помогали армии и боролись за Украину. Среди номинантов есть и представители иностранных государств. Это литовский президент и большой друг Украины Даля Грибаускайте, российский певец Андрей Макаревич, американский сенатор Джон Маккейн. Кстати, подвески-трезубцы у некоторых из них уже есть. Часто называют имена погибших героев Исы Мунаева и Темура Юлдашева…
«Народный герой Украины» — первый этап нашей работы. Есть и несколько других проектов. Уже в разработке медаль, которой предварительно дали название «За жертву крові". Такая существовала в Украине в 1924 году. Мы ее фактически возрождаем. Планируем вручать раненым бойцам. Но тут уже без поддержки государства не обойтись. Есть и третья идея. Медаль, которой никогда не было в СССР, — для военнопленных. Согласитесь, людей, которые прошли зверства, унижения, пытки, важно поддержать.
— Вы сами бывали в зоне АТО?
— Я занимаюсь своей работой в Киеве — покупаю форму, обувь, собираю продукты. Знаете, год назад, в марте, я пошел в военкомат вместе с другом — бывшим военным. Его взяли. Он сейчас тренирует ребят в учебном центре. А мне, командиру танка Т-72 (таких нет в украинской армии), отказали. Сказали: нужны связисты. Я тут же нашел, чем могу принести помощь стране в тылу. Но если призовут, пойду. А так, ехать из любопытства… В любой ситуации я должен быть полезен. И буду.
7517Желающие могут приобщиться к благородному делу и прислать ненужный лом серебра по адресу:
г. Киев, отделение «Новой почты» № 50, Владимиру Шипоше (помощник Андрея Боечко).
Все, что вы передадите, пойдет в переплавку на награды для украинских воинов.
Читайте нас в Facebook