Николай Бараш: "За три года картельного сговора супермаркеты получили дополнительный доход в 50-60 миллиардов гривен"
Глава Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Николай Бараш во время пресс-конференции рассказал о беспрецедентном расследовании, в результате которого стало известно, что крупные торговые сети страны негласно обменивались информацией с целью удерживать завышенные цены в супермаркетах. Получается, что последние пять лет все мы, ежедневно покупая в магазинах продукты первой необходимости, платили за каждый товар процентов на 30 больше.
Между тем торговые сети уже заявили о том, что будут судиться с Антимонопольным комитетом, вместо того, чтобы прекратить обманывать своих покупателей.
«Торговая наценка на товар составляла в среднем 45 процентов»
Обвинения в адрес торговых сетей Украины, прозвучавшие из уст главы Антимонопольного комитета Украины Николая Бараша, не касаются какого-то краткосрочного периода повышения стоимости товара, как было, например, в феврале этого года, когда из-за паники люди начали скупать продукты, а продавцы ловко этим воспользовались и накрутили цены до 60 процентов. Речь идет о картельном сговоре — неформальном соглашении владельцев торгового бизнеса продавать или покупать товары и услуги по определенной (чаще завышенной) цене. Причем эта тайная договоренность, по словам Николая Бараша, действует как минимум с 2010 года по сей день.
Глава АМКУ рассказал, что расследование началось еще в сентябре 2012 года. Было установлено, что 18 крупных торговых сетей создали картель, в центре которого находится украинское представительство иностранной консалтинговой компании «АСНильсен Юкрейн» (ACNielsen Ukraine), централизованно собиравшей информацию о стоимости товаров и сообщавшей ее продавцам (ритейлерам) с целью дальнейшего согласования цен и их роста во всех магазинах. В черный список тогда попали крупные торговые сети, работающие под брендами «Сильпо», «Фора», «Фуршет», «Велика Кишеня», «ЭКО маркет», «Караван», «Билла», «Новус», «Спар», «Бимаркет», «Метро» и другие, а также исследовательская компания «АСНильсен Юкрейн».
Основанием для расследования стало применение торговыми сетями похожих механизмов, которые могли привести к экономически необоснованному повышению цен на продукты питания. В частности, цены на молочную продукцию, макаронные изделия, подсолнечное масло, крупы, мясо и рыбу в 2011 году и в начале 2012 года повысились на 15—60 процентов. В то же время индекс потребительских цен в тот период вырос лишь на 13,5 процента.
За совершение подобных действий законодательством предусмотрены максимальные штрафные санкции в размере до 10 процентов дохода компаний-ответчиков, что составляет около 20 миллиардов гривен. Вместе с тем Николай Бараш заявил, что комитет отказался от намерения наложить такой крупный штраф, поскольку это «может негативно отразиться на деятельности обвиняемых компаний».
Тем не менее против выводов АМКУ выступили все торговые сети. По словам Николая Бараша, расследование стало пробуксовывать, и вернуться к нему удалось только после Революции достоинства, когда вопрос сговора торговых сетей начали обсуждать «в высоких кабинетах на Банковой».
В итоге 29 апреля 2015 года Антимонопольный комитет вынес свое решение по этому громкому делу и наконец-то огласил подробности расследования. Как удалось установить, торговые сети необоснованно и регулярно повышали цены с 2010 года. Глава ведомства подчеркнул, что необходимая для безубыточной деятельности крупного супермаркета наценка составляет около 15—20 процентов.
— А фактическая торговая наценка обвиняемых в сговоре сетей составляла 45 процентов, — уточнил Николай Бараш. — При этом цена закупок товаров в среднем 55 процентов от цены реализации.
Также в ходе расследования был выявлен факт обмена информацией между всеми торговыми сетями. Сбор, обработку и распространение сведений среди компаний, участвовавших в сговоре, осуществляли, по словам главы АМКУ, сотрудники компании «АСНильсен Юкрейн». Это позволяло участникам картеля согласовывать стоимость товара и политику отношений с поставщиками. Механизм был таков: продавцы передавали данные о продаже товаров на указанный интернет-сайт. Там их анализировали и возвращали в виде рекомендаций для синхронного изменения расценок.
— Ежедневно с каждого кассового аппарата в каждой торговой точке информация централизованно отправлялась на общий сервер, расположенный за рубежом, возможно, на Кипре или в Индии, — отметил Николай Бараш. — Где и каким образом эти сведения использовались в дальнейшем, к сожалению, сказать не можем. Но мы установили, что назад данные о ценах возвращались в виде анализа внутренних показателей доходов и объемов продаж. Разве конкуренты могут быть настолько открыты друг для друга? И почему эта информация была доступна только для продавцов, но не для покупателей? Вы попробуйте что-то сфотографировать в торговом зале любого магазина. У вас будут проблемы с охраной. А тут — полный доступ. Таким образом сетевики получали возможность знать все о своих конкурентах.
«Дошло до того, что объемы продаж в магазинах падали, а доходы… увеличивались»
По словам Николая Бараша, ни о какой реальной конкуренции между торговыми сетями речи быть не может. Особенно наглядно это видно в Киеве, где, казалось бы, супермаркеты-соперники строятся буквально стена к стене.
— Был случай, когда магазин в одностороннем порядке попытался снизить цену на муку, однако очень быстро картель заставил его вернуть стоимость назад, — пояснил Николай Бараш. — Существует негласная договоренность, что у каждой сети есть своя ниша. По остальным же товарам было четко решено: если и снижать цену, то не на один процент, а на копейку! Дошло до того, что по показателям объемы продаж у супермаркетов падали, а доходы… увеличивались. С 2010 года цены выросли на 66 процентов, в то время как доходы населения — всего на 33 процента.
Кроме того, по словам Николая Бараша, торговые сети навязывали поставщикам дополнительные услуги, плата за которые тоже была завышена — в отдельных случаях в шесть раз. Это, например, внесение товаров в базу данных, предпродажная подготовка, распространение рекламной информации, уборка автостоянки перед торговой точкой.
— Мы насчитали до 35 дополнительных услуг, навязываемых поставщикам, и все они автоматически закладывались в цену, следовательно, их оплата перекладывалась на плечи покупателя, — уточнил глава АМКУ. — Причем ни одна из торговых сетей не смогла обосновать необходимость предоставления подобных услуг. А отказаться от этого поставщикам, особенно небольшим компаниям, было очень сложно: поссориться с одной сетью — значит, поссориться со всеми. Фактически, это внутренний налог на поставщика. Мы выяснили, что рентабельность на дополнительные услуги для торговцев в некоторых случаях составляла 608 процентов!
Кроме того, торговые сети не рассчитываются с поставщиками вовремя, а практикуют так называемую отложенную оплату. Допустим, срок реализации продукта составляет от трех до десяти дней, деньги же за проданный товар поставщик получает через два месяца. Самые длительные сроки отложенных платежей — по алкогольной продукции — достигают 120 дней.
— 19 миллиардов гривен — дополнительные ресурсы, полученные торговыми сетями благодаря ограничению конкуренции в 2012 году, а это более одного процента ВВП Украины, — сообщил Николай Бараш. — За три года эта сумма составила 50—60 миллиардов гривен! При конкуренции цены должны снижаться, качество товаров возрастать, ассортимент расширяться, а производство расти. Между тем с 2010 по 2012 годы стоимость товаров выросла, особенно в Киеве. При этом доходы населения упали, а расходы увеличились. Вопросы Антимонопольного комитета — кто высчитал торговые надбавки и как они меняются — остались без ответа.
«Большинство торговых сетей вряд ли будут платить этот штраф»
По словам Николая Бараша, материалы дела насчитывают более 500 томов и 250 дисков в электронном виде. По итогам расследования Антимонопольный комитет принял решение оштрафовать 18 торговых сетей страны на общую сумму 203 миллиона 16 тысяч гривен в рамках дела о нарушении законодательства о защите конкуренции.
— Штраф — одна десятая процента от оборота за 2014 год — наложен на все компании, — уточнил Николай Бараш, пояснив, что АМКУ не ставил целью нанести финансовый урон торговым компаниям, а лишь хотел заставить их изменить свою политику продаж в Украине.
На это компании «АСНильсен Юкрейн» и торговым сетям отвели два месяца. По словам главы АМКУ, это аванс доверия торговым сетям в надежде на создание механизма саморегуляции. Изучив опыт Америки, Европы и проштудировав труды ведущих экономистов мира, в том числе и нобелевских лауреатов в области экономики, эксперты Антимонопольного комитета пришли к выводу, что Украине не подходит опыт США и Австралии, где в свое время картельные сговоры решили ограничивать жестким госрегулированием. В Великобритании и некоторых странах Европы в подобных случаях пошли по пути саморегуляции торговых сетей.
— Достигнута договоренность, что решение этой проблемы будет проходить под эгидой Евросоюза, — пояснил Николай Бараш. — Надеюсь, что в ходе очередной встречи с руководством сетей мы получим объяснения и аргументы, которые позволят уменьшить размер штрафа, если они согласятся подписать меморандум с поставщиками, где будут зафиксированы условия сотрудничества на год-два, вплоть до фиксации или снижения расценок на товар. Изменение политики сетей в отношениях с поставщиками предусматривает установление максимальных сроков расчетов (30—60 дней) и отмену дополнительных услуг.
Между тем торговые сети планируют оспаривать в судах штраф за картельный сговор, наложенный на них Антимонопольным комитетом Украины. Об этом сообщил директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, передает ГолосUA.
— 200 миллионов гривен — это «подъемный» штраф, — уверяет эксперт. — Если разделить его на 11 торговых сетей, получаем порядка 18 миллионов гривен с каждой. Но могу сразу сказать: большинство из них не станут платить этот штраф. Дело будет сначала рассматриваться в Хозяйственном суде Киева, потом — в Апелляционном хозяйственном суде. Все затянется из-за резонансности дела и сложности доказательств. У торговых сетей есть две недели на подготовку документов, два месяца на рассмотрение в Хозяйственном суде, где этот срок фактически может быть увеличен до трех-четырех месяцев. Затем — апелляция. Поэтому еще месяцев семь-восемь по данному вопросу не будет никакого решения.
По словам Алексея Дорошенко, штраф заплатят лишь крупные международные компании «Метро» и «Нильсен», чтобы не портить свою репутацию.
На что глава АМКУ заверил: «Если торговые сети не одумаются, то очень скоро столкнутся с лучшим конкурентом — нашим кошельком. Люди попросту перестанут покупать в супермаркетах».
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
1994Читайте нас в Facebook