"И как только с моим ростом 132 сантиметра я смогла выносить такого большого ребенка!"
Невероятную историю Люды Сомар из села Замостье Вижницкого района Черновицкой области «ФАКТЫ» рассказывали почти три года назад, когда Люда родила здоровую девочку. Малышка весила чуть больше двух с половиной килограммов. Рост Люды при этом составлял всего 132 сантиметра, вес — 27 килограммов. Людмила Сомар стала третьей в мире миниатюрной мамой: после американки, рост которой 71 сантиметр, и другой нашей соотечественницы — жительницы Львова Марии Украинец, рост которой 91 сантиметр.
Приезду корреспондента «ФАКТОВ» Люда и ее муж обрадовались. Показывая нам маленькую Оленьку, Дюймовочка (Люда, кстати, абсолютно не обижается, когда ее так называют) и ее супруг в шутку сказали, что теперь им не хватает мальчика. «Не знаю, как к моим словам отнесутся врачи, — улыбнулась Люда. — Ведь с моей комплекцией беременность и роды — это очень большой риск. Но, как говорится, поживем — увидим».
Мечты сбываются. В этот раз мы позвонили Люде, чтобы поздравить ее с рождением сына.
«Появиться на свет моему сыну помогали те же врачи, что и доченьке», — говорит Люда
По словам мамы Люды Сомар Ольги Васильевны, чудом было уже то, что ее дочка выжила при рождении.
— На шестом месяце беременности у меня едва не отказали обе почки, — вспоминает Ольга Васильевна. — Врачам пришлось срочно вызывать роды. Дочка появилась на свет весом 840 граммов. Даже сейчас такой вес считается критическим, а 24 года назад о таких детках и вовсе говорили: не жилец. Но дочка начала стремительно набирать вес. Врачи сами не ожидали, что за три месяца, проведенные в больнице, Людочка сможет набрать почти два килограмма. Мы были уверены, что нас выписали уже здоровыми. Тогда о редком заболевании, связанном с задержкой роста, никто не знал. Я видела, что и в садике, и в школе Люда самая маленькая, но была уверена, что дочка еще вырастет. Тем не менее во втором классе она совсем перестала расти. Как была метр десять, так и осталась. Мы с мужем забили тревогу.
Результат многочисленных обследований был неутешителен: болезнь Люды не лечится. «Надеяться не на что, — сразу сказали нам врачи. — Радуйтесь, что она у вас без увечий, развитый и умный ребенок. А с ростом вы уже ничего не сделаете». Дочке поставили диагноз «гипофизарный нанизм». Иными словами, карликовость. Но мы с мужем не теряли надежды и продолжали возить дочку по разным клиникам. Улучшений удалось добиться, когда Люде исполнилось 18 лет.
Она к тому времени уже закончила школу. Всем одноклассницам дочка была по пояс. Но Люда никогда не унывала. Несмотря на свою миниатюрность, она обожала фотографироваться и наряжаться. Правда, все платья приходилось шить — ведь из того, что продавалось, на нее подходили только вещи из «Детского мира». А когда Люде исполнилось восемнадцать, в одной из клиник нам предложили новую методику лечения. Даже врачи особо не верили в результат, но произошло чудо — дочка подросла на целых двадцать сантиметров. С тех пор ее рост уже метр тридцать два.
— И на том спасибо, — улыбается Люда. — Я старалась жить полноценной жизнью. Закончила школу, поступила в колледж в Черновцах, поселилась в общежитии. Я очень общительная, поэтому сразу обзавелась подругами. А вот о личной жизни, честно говоря, даже не думала.
Люда тогда еще не знала, что в нее влюбился молодой человек из Николаевской области, который приезжал к тете на Буковину. Однажды Игорь ехал в маршрутке и увидел сидевшего впереди, как ему показалось, ребенка с роскошными длинными волосами.
— Решил, что это какая-то первоклассница, — вспоминает Игорь. — Когда она повернулась ко мне лицом, у меня екнуло сердце. «Какая красивая, — подумал. — И какая… взрослая». «Это наша Дюймовочка, — улыбаясь, объяснила моя тетя. — Ей уже 24 года, она просто очень миниатюрная». Я понял, что должен с этой девушкой познакомиться. Что-то подсказывало: «Вот она — та, которую так долго искал». Сам не мог понять, что со мной происходит, это было как наваждение. Но как познакомиться? Подойти и взять номер телефона? Сесть рядом и спросить, который час? Так промучился до тех пор, пока она не вышла из маршрутки. Потом всеми правдами и неправдами пытался узнать ее телефон.
— И узнал! — улыбается Люда. — Я тем временем даже не подозревала, что кто-то отчаянно меня разыскивает. Оказывается, после того, как Игорь узнал мой номер, он еще месяц не решался позвонить. Позвонил 7 марта, накануне Женского дня. Сказал, что видел меня на остановке и хочет встретиться. По логике вещей я должна была бы ему отказать. Сами посудите, звонит незнакомец, сразу назначает свидание. Но я сказала: «Давай встретимся». Может, меня покорил его голос — Игорь явно сильно волновался.
И вот прихожу в назначенное место, он дарит мне цветы… Так все это было непривычно, даже странно. Неудобство было еще в том, что я… не видела его лица. Во-первых, на улице уже темнело, а во-вторых, Игорь оказался таким высоким! Все время задирать голову было ужасно неудобно. Помню, мы идем, а меня мучает мысль: «О чем с ним разговаривать?» Игорь спас ситуацию — начал говорить первым. И уже через двадцать минут я с удивлением обнаружила, как с ним легко.
— После нашего первого свидания только убедился, что не зря приехал на Буковину и так долго искал телефон этой девушки, — улыбается Игорь. — Уже через месяц мы сыграли свадьбу.
— Мы с мужем, конечно, сильно удивились, — говорит Ольга Васильевна. — Я почему-то тоже думала, что Люда вряд ли кого-то себе найдет. И тут приводит в дом кавалера! Игорь нам понравился, а особенно понравилось то, как он относится к дочке. Чувствовалось, что он бережет ее, как сокровище.
Свадьбу Люды и Игоря гуляли всем селом. Невесте пошили роскошное белое платье, а ее дружками были… первоклассницы — чтобы гостям не бросался в глаза маленький рост невесты.
— Вспоминаю слова гадалки, у которой мы с подружками были за год до встречи с Игорем, — продолжает Люда Сомар. — «Ты будешь счастлива в браке, — сказала ворожка. — Человек, за которого выйдешь замуж, уже рядом. Жди». Я тогда не восприняла предсказание всерьез. А оказалось, в тот момент Игорь как раз приехал на Буковину.
— Многие меня спрашивали, мол, понимал ли я, что Люда вряд ли сможет иметь детей, — говорит Игорь. — Да я вообще об этом не думал! Когда искренне любишь и хочешь быть с человеком, ты будешь с ним, несмотря ни на что. Хотя, конечно, нам обоим очень хотелось детей. Жена чуть ли не каждый день делала тест на беременность.
— Через три месяца я записалась на обследование к врачу, — рассказывает Люда. — Мне еще раньше говорили, что вряд ли смогу забеременеть, но я все же надеялась. А накануне обследования приснился сон: будто ко мне подошла женщина в белом и дала в руки младенца. Утром я опять сделала тест. И увидела заветные две полоски. «Как такое возможно?» — только и спрашивал гинеколог, глядя на результаты анализов. Мы с Игорем расплакались от счастья.
В октябре 2012 года путем кесарева сечения на свет появилась маленькая Оля. Обследовав малышку, врачи сказали, что ребенок полностью здоров.
*"С мужем мне спокойно, он меня все время опекает", — признается Людочка (фото автора)
— Интересно получилось: я при рождении весила 840 граммов, а дочка — ровно на два килограмма больше меня, — улыбается Люда. — И как в таком маленьком животике мог поместиться такой большой ребенок?
Заведующая кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии Буковинского государственного медуниверситета Елена Кравченко тогда назвала этот случай уникальным. «Новорожденная фактически составляет одну десятую веса матери. Чудом можно назвать даже то, что Людмила забеременела и смогла выносить ребенка», — сказала Елена Кравченко.
Узнав, что опять в положении, Люда обратилась к тем же врачам, которые помогли появиться на свет ее Оленьке.
— Вторую беременность мы, честно говоря, не планировали, — говорит Люда. — Если первый раз я постоянно делала тесты, то тут узнала о своем положении совершенно случайно. Это было в сентябре прошлого года. Я в тот момент еще кормила Оленьку грудью. Врачи даже немного меня поругали: мол, о чем вы думали, это такой риск. Тем более что после кесарева сечения прошло всего два года. Но вопрос о том, нужно ли рожать, даже не обсуждался. Мало кто верил, что я вообще смогу когда-либо забеременеть. И тут Бог дает нам второго малыша!
— Как вы переносили беременность?
— Даже лучше, чем в прошлый раз. Токсикоз длился не дольше месяца, я нормально себя чувствовала. Правда, уже перед родами было тяжеловато ходить. Но Игорь все время меня опекал. В прямом смысле носил на руках. Муж не позволял мне даже посуду помыть, чтобы я, не дай бог, не устала. Мы не раз делали УЗИ и уже знали, что ждем мальчика.
— Оленька, кстати, тоже знала, что у нее появится братик, — продолжает Люда. — Я боялась, что дочурка будет ревновать. Но она, наоборот, очень обрадовалась. Гладила меня по животу, а теперь, когда Ваня родился, помогает его нянчить.
— Почему Иван?
— Сынок родился 12 июня. А 15 июня — день великомученика Иоанна. К тому же нам с мужем всегда нравилось это имя. Кстати, вопреки опасениям врачей, я и операцию перенесла лучше, чем в прошлый раз, быстрее восстанавливаюсь. Наш Ванечка очень похож на мужа. Его нос, его глаза… Маленькая копия папы.
Я, конечно, не ожидала, что сынок будет таким крупным — три килограмма! И как только смогла его выносить?
— Если можно, поблагодарите от нас в газете всех врачей, которые помогли Ванечке появиться на свет, — попросил Игорь.
— Перерыв между беременностями Людмилы составил всего два года, — рассказала местным журналистам заведующая кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии Буковинского государственного медуниверситета Елена Кравченко. — Ее организм не успел как следует обновиться. Когда Людмила узнала, что снова станет мамой, она еще кормила грудью своего первого ребенка. А это очень изнурительно для женского организма. Так что рисков было еще больше, чем в первый раз. Главной нашей задачей было избежать обильного кровотечения, ведь для женщины с таким маленьким весом потеря даже 500 миллилитров крови могла стать большой угрозой. Учитывая риски, которые были при первых родах, мы рекомендовали супругам Сомар ограничиться одним ребенком. Но случилось по-другому.
К счастью, роды прошли успешно. Как и в прошлый раз, врачам пришлось использовать специальный набор медицинских инструментов. Маленькой пациентке пришлось вводить детскую дозу наркоза.
— Теперь главное, чтобы родителям хватило сил поставить на ноги обоих детей, — говорит Елена Кравченко. — Мы регулярно интересуемся, как развивается дочка Людмилы. Сейчас ей почти три года, рост девочки составляет 84 сантиметра. Это говорит о том, что ребенок развивается абсолютно нормально и быстро перерастет маму.
— Думаю, это произойдет уже совсем скоро, — улыбается Люда. — Мне помогают с детьми муж и родители. Сейчас вспоминаю, как во время учебы в колледже обреченно думала, что никогда не выйду замуж. Оказалось, зря. О такой замечательной семье я не могла и мечтать.
6682Читайте нас в Facebook