ПОИСК
Культура и искусство

Кинорежиссер николай досталь: «пугачева благословила галкина на съемки в моей ленте «штрафбат» со словами: «снимайся, максим. А еще спроси досталя, может, я медсестру смогу сыграть? »

0:00 16 июля 2009
Кинорежиссер николай досталь: «пугачева благословила галкина на съемки в моей ленте «штрафбат» со словами: «снимайся, максим. А еще спроси досталя, может, я медсестру смогу сыграть? »
Сергей ИВАНИЦКИЙ «ФАКТЫ»
На 31-м Московском кинофестивале Николай Досталь, давний оппонент Никиты Михалкова, произвел настоящую сенсацию, развеяв убеждение, что все награды этого фестиваля достаются только ставленникам главы Союза кинематографистов России

Из досье «ФАКТОВ»

Николай Досталь родился 21 мая 1946 года в Москве. В 1970 году окончил журналистский факультет МГУ, а два года спустя — Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Георгия Данелия). Как режиссер дебютировал в 1982 году картиной «Ожидается похолодание и снег». Наиболее известные фильмы — «Человек с аккордеоном» (1985), «Облако-рай» (1991), «Маленький гигант большого секса» (1992), «Мелкий бес» (1995), «Полицейские и воры» (1997), телесериалы «Гражданин начальник» (2001), «Штрафбат» (2004), «Завещание Ленина» (2007).

Женат, имеет двух сыновей.

Одной из неожиданностей недавнего Московского международного кинофестиваля (ММКФ) стало присуждение Гран-при картине «Петя по дороге в Царствие Небесное» режиссера Николая Досталя. Ведь Досталь уже который год является ярым противником главы Союза кинематографистов России и президента ММКФ Никиты Михалкова.

РЕКЛАМА

«После награды мое отношение к Михалкову не изменилось»

- Николай Николаевич, вы получили столь престижную премию вопреки расхожему мнению о том, что наград Московского кинофестиваля удостаиваются только близкие друзья Михалкова…

- Есть такое выражение: «Мухи — отдельно, котлеты — отдельно». Полагаю, жюри в этой ситуации просто проявило свою независимость. За что честь ему и хвала. Мое отношение к Михалкову как к руководителю Союза кинематографистов России не изменилось после этой премии.

РЕКЛАМА

- Когда вы вышли из концертного зала «Пушкинский», Никита Сергеевич чуть не задушил вас в объятиях. Вы удивились такой его реакции?

- Было немного… Впрочем, не исключаю искренности Михалкова в данной ситуации. На вручении приза он мне сказал: «Видел твой фильм, мне очень понравился!» Хотя знаю, что Никита Сергеевич — большой актер, который отлично играет как в кино, так и в жизни!

РЕКЛАМА

- Нынешний год для вас богат на награды. В марте вы были удостоены звания народного артиста России. Во время вручения награды в Кремле в своей благодарственной речи вы вдруг вспомнили, что именно в этот день 56 лет назад умер Сталин. Это отступление было неслучайным?

- Сегодня, к моему глубокому огорчению, к Сталину в России стали относиться неоднозначно. По российскому телевидению недавно шла программа «Имя России», где выбирали самого великого человека за всю историю нашей державы. Так вот Сталин чуть не победил! Тиран, который повинен в смерти тысяч людей, едва не стал самым великим человеком за всю историю России! У меня к Сталину однозначное отношение, поэтому я, в связи с тем что вручение происходило 5 марта (день смерти Сталина.  — Авт. ), решил выразить свое мнение по поводу этой фигуры — мнение отличное от мнения людей, которые или не знают прошлого нашей страны, или умышленно вновь создают очередной миф.

- Кстати, о мифах. Признайтесь, история вашего Пети, который «по дороге в Царствие Небесное», — выдуманная?

- Вполне реальная! Произошла она с неким Петей Макаровым в поселке Кандалакша Мурманской области в 1952-1953 годах. Этот не очень адекватный парень вообразил себя… инспектором ГАИ. Останавливал автомобили и представлялся инспектором Петей. Водители видели, что парень не совсем нормальный, и подыгрывали ему. Фильм о том, что из этого получилось.

- Вы сняли ряд картин, которые были очень неоднозначно приняты как публикой, так и критиками. Например, «Штрафбат», которому в этом году исполнилось пять лет…

- Конечно, по поводу «Штрафбата» были критические замечания. Но они касались в основном некоторых неточностей. К примеру, нас критиковали за то, что штрафным батальоном в картине командует разжалованный офицер. На самом деле офицеры и рядовые служили в разных подразделениях, а не в одном, как у нас в фильме. Но я вам вот что скажу. После премьеры фильма со мной встретился один бывший штрафник. И он сказал: «Ребята, вы исказили в мелочах, но не соврали в главном». А вот генерал Варенников (советский и российский военачальник, участник государственного переворота в августе 1991 года, депутат Госдумы РФ. Умер 6 мая этого года.  — Авт. ), помню, негодовал: «Что же это получается? Войну штрафники выиграли, что ли?»

«Перед самыми съемками Галкин отказался от роли, заявив: «Я — лицо Первого канала, и мне негоже играть какого-то еврея-штрафника»

- Правда, что генеральный директор Первого канала Константин Эрнст запретил Максиму Галкину сниматься в «Штрафбате»?

- У меня действительно была авантюрная идея снять Галкина в роли молодого штрафника, еврея по фамилии Цукерман. Максим обрадовался приглашению и сразу согласился, правда, предварительно посоветовавшись с мамой. Та вспомнила мою ленту «Маленький гигант большого секса» и сказала сыну: «Конечно, снимайся. Помнишь, как Досталь хорошо Хазанова снял!» Даже Алла Пугачева дала ему благословение на съемки в моей ленте: «Снимайся, Максим. А еще спроси Досталя, может, я медсестру смогу сыграть?»… Галкин перенес все свои концерты, программы. Все специально под «Штрафбат». Но! Практически перед самими съемками звонит мне: «Простите, я должен отказаться от этой роли. Константин Эрнст сказал, что я — лицо Первого канала и мне негоже играть какого-то еврея-штрафника». Потом была статья по этому поводу в газете «Известия» с заголовком «Лучше быть миллионером у Эрнста, чем евреем-штрафником — у Досталя».

- Кстати, раз уж вы упомянули «Маленького гиганта большого секса», не могу не спросить: что это за история с автографом, который Геннадий Хазанов оставил… голым задом?

- Мы снимали в Сухуми один смешной эпизод. По сценарию, у Марата (герой Хазанова.  — Авт. ) родные отобрали одежду, таким образом лишив его возможности проводить свою очередную возлюбленную на вокзал. Он гоняет по дому неглиже, ищет, что бы надеть, но все не может ничего подходящего найти… Так вот, когда мы раздели Хазанова, выяснилось, что на пятую точку придется накладывать грим, чтобы скрыть на загорелом теле след от современных плавок. Гример у нас была очень стеснительная женщина. Она, зажмурившись и отвернувшись, просто тыкала губкой Хазанову в ягодицы. А потом случился тот самый эпизод, когда Хазанов врезался попой в дверь. След окружностей был таким симпатичным, что мы решили не стирать «печать», а сделать под ней подпись: «Жителям города Сухуми от Хазанова на память».

- Говорят, профессия кинорежиссера на втором месте по вредности после профессии летчика-испытателя. Согласны с этим мнением?

- То, что работа режиссера здоровья не прибавляет, — факт! Но отсутствие работы для меня еще больший стресс. Это, как говорится, палка о двух концах…

402

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров