Забирая сына из роддома, боец АТО прикрепил к коляске шеврон своего батальона
Недаром именно над этим домом в селе Бузовая Киево-Святошинского района Киевской области аисты свили гнездо. Из него выглядывали птенцы, посматривая вниз на суету многодетной семьи, которая на днях стала еще больше. О том, что я не ошиблась адресом, свидетельствуют крохотные ползунки и «человечки», сохнущие во дворе на веревке. «Через пять дней после появления малыша на свет мы его окрестили — крестный папа Алексея, как и наш глава семейства, служит сейчас в украинской армии, — говорит мама мальчика Людмила. — Его отпустили домой всего на три дня. Вот мы и постарались все успеть, пока мужчины были дома».
Мы разговаривали с Людмилой, а новорожденный сладко посапывал в коляске тут же, в комнате, объединенной с кухней. Его старшие сестры по очереди заходили посмотреть на крохотного братика.
— Я даже немного стеснялась своей беременности, — признается 40-летняя Людмила. — Старшая дочь Маричка в конце августа вышла замуж, может, скоро сама станет мамой. Я была уверена, что уже, как говорится в фильме «Любовь и голуби», отрожалась. Мечтала о внуках. Когда мы с мужем начали строить дом, постоянно делала замечания: колодец нужно закрыть так, чтобы маленькие дети не могли до него добраться, полы на первом этаже должны быть теплыми — внуки будут босыми бегать. Кто же знал, что мы еще и сами станем родителями.
— Как сообщили дочкам о том, что ждете ребенка?
— Я им сделала подарок в День святого Николая, — смеется Людмила. — Утром пришла к ним в комнату с журналом для будущих мам и спросила: «Как думаете, чей он?» Девчонки переглянулись, а потом как завопят: «У нас будет братик или сестричка!» А вот муж не сразу привык к мысли, что у нас появится еще один малыш. «Ну куда нам еще ребенок? — спрашивал меня. — Дом не достроен, девчонок нужно доучить»… Но у меня даже сомнений не было — рожаем, и все.
При этом многодетная мама знала, что в любой момент мужа могут забрать в армию. Ведь повестку Александр получил еще прошлым летом.
— Она пришла 30 июля, в день годовщины нашей свадьбы, — рассказывает Людмила. — Несмотря на то что у мужа гастрит и сколиоз, он прошел медкомиссию. Нас предупредили: если позвонят из военкомата, в течение шести часов нужно собраться и быть готовым выехать. Мы подготовили сухой паек, лекарства, одежду, спальник, каремат. Звонок раздался 13 марта вечером. Я как раз возвращалась домой после второго УЗИ. Саша перезвонил и сказал, что через несколько часов уезжает. Зашла в ближайшую аптеку — мужу на всякий случай купила антибиотики, а себе — успокоительное…
— А я в тот день приехала из Бердянска, — подключается к беседе старшая дочка Маричка, студентка шестого курса филологического университета имени Бориса Гринченко. — Там проходил всеукраинский конкурс научно-исследовательских работ, на котором я заняла первое место. Сразу взяла такси и поехала в военкомат, где уже находился папа.
*Этот снимок сделан, когда Людмила и новорожденный малыш выписывались из роддома. Собралась вся большая семья Дудар, включая главу семейства (фото из семейного альбома)
Александра определили в 17-ю отдельную танковую бригаду. Он ремонтирует военную технику, состояние которой, как уже всем известно, более чем печальное. О службе мужчина говорит неохотно: «Что там рассказывать: служим, да и все. Делаем то, что командиры говорят. Не вовремя как-то эта война. Мне бы сына растить да дом достраивать. Люде одной тяжело. Но что делать — страну тоже нужно защищать»… Первым подарком, который Александр привез сыну, стал… шеврон батальона, теперь красующийся на коляске малыша.
— Еще один танкист, — смеется Маричка.
— Каждый раз, когда я была беременна, муж надеялся, что будет сын, который продлит его род, — продолжает Людмила. — Младшая дочь София года два назад даже сказала: «Папа, я, когда буду выходить замуж, фамилию не поменяю. Останусь Дудар». Теперь этот вопрос решен.
Мы разговаривали с этой многодетной семьей в их еще не оконченном доме. Глава семейства сделал стены, провел отопление, электричество и воду, но оштукатурить, положить плитку и обустроить свое «гнездо» не успел.
— Но мир не без добрых людей, — улыбается Людмила. — Они, зная, что Саша в армии, а я беременна, привели бригаду строителей, купили штукатурку, обои, клей, плитку и помогли все сделать на втором этаже. Так что детская у Алексея есть.
— Мама, надо было Лешу все-таки назвать Жорой-обжорой, — приносит проснувшегося малыша Маричка. — Просыпается — и сразу требует еду. Ждать не хочет.
— Как вы с сестрами восприняли беременность мамы?
— Замечательно, — отвечает старшая сестра. — Радовались, что у нас в семье будет малыш. И удивлялись тому, что мама стесняется. Она у нас еще такая молодая! Да и мы у нее есть — всегда готовы помочь. Вырастим Лешу все вместе.
— Но ты же вышла замуж, уезжаешь из родительского дома.
— В любой момент я готова приехать из Киева, да и мой Антон будет помогать маме. Он, как и я, гордится тем, что мой отец служит в армии, ремонтирует танки, в любой момент может оказаться на передовой. Среди наших знакомых многие защищают Украину. Алешин крестный служит врачом в Национальной гвардии. Его подразделение находится в Станице Луганской. Мамин родной брат в Славянске, в составе 95-ой аэромобильной бригады. Он записался добровольцем в январе этого года. Кстати, мы с Антоном познакомились, занимаясь волонтерской работой в общественной организации «Грiнченкiвська громада». Собирали все необходимое для моего однокурсника Виталия Кузьменко, который отправлялся на войну. Антон помогал купить надежный бронежилет, хорошую форму. Пообщавшись несколько дней, поняли, что нам интересно друг с другом. Начали встречаться. И вот решили пожениться.
*Маричка и Антон познакомились, собирая в армию общего друга
— Будущим зятем я очень довольна, — покормив сына, Людмила снова вернулась к беседе. — Он надежный, рассудительный. Я горжусь Антоном не меньше, чем мужем. Он же служит сейчас в киевской полиции.
— Когда Антон услышал о наборе в полицию, сказал: «Это шанс изменить милицейскую систему изнутри, нужно его использовать», — говорит Маричка. — Конечно, в этом новом деле много недочетов. Форма очень жаркая. Практически всем пришлось ее перешивать. Во время пешего наряда нельзя с собой носить даже небольшую сумочку с бутербродом. А чем подкрепиться ребятам? При патруле пешком они проходят десятки километров за смену! Надеюсь, со временем все замечания учтут.
— В те дни, когда Антон дежурит по городу, Маричка приезжает к нему с обедом, — улыбается Людмила. — Переживает за любимого.
— Антону уже приходилось бывать в каких-то сложных ситуациях?
— Однажды ночью он с напарником задержал бандита, который напал на парня и отобрал у него мобильный телефон, — отвечает Маричка. — Вернули родителям потерявшегося в парке трехлетнего малыша. Антон говорит, что неприятные стычки происходят с людьми, которые выпивают на детских площадках или курят в общественных местах. Знаете, я же тоже подумывала записаться в полицию. Даже анкету начала заполнять. Но потом мы с Антоном решили, что двое полицейских в одной семье — много.
Молодая пара настроена патриотично. Параллельно с учебой и службой ребята время от времени проходят различные тренинги по оказанию первой помощи, доставке раненых с поля боя, выживанию в экстремальных условиях.
— Антон мне сказал, что решил сделать Маричке предложение после того, как она во время одного из походов съела… лягушку, — говорит Людмила.
— Да я ее не съела, мама, — смеется девушка. — А всего лишь правильно разделала. Это был мастер-класс, как найти себе еду в полевых условиях. Тренер все рассказал, показал, после чего нужно было повторить его действия. Некоторые девчонки не смогли пересилить себя. А я… Не знаю как, но сделала это.
— Просто хотела произвести на Антона впечатление, — улыбается мама.
Семья, оставшаяся без мужского плеча, не жалуется. Девочки поддерживают друг друга, помогают маме.
— Мои дочери уже взрослые, — говорит Людмила. — Я давно отдала все детское приданое родным, подругам, знакомым. Не хранила ни ванночку, ни кроватку. Односельчане, узнав о моем интересном положении, кинули клич в социальных сетях. Откликнулось много людей. Организация «Раненько», которая шьет одежки и специальные приспособления для выхаживания детей, передала нам много полезного, включая подгузники. Это было очень приятно. А одежды сколько принесли! Некоторые вещи я отдала семьям переселенцев. Помогая друг другу, мы выстоим в самых тяжелых ситуациях.
— А я подумываю купить новый холодильник — наш совсем старенький, и электродуховку, которая была бы оснащена и конфорками, — говорит мне Маричка. — Еще переживаю, что скоро зима, а у мамы нет дров. Дом отапливаем не газовым котлом, а твердотопливным. Обычно все эти вопросы решал папа… Теперь об этом придется заботиться нам с Антоном. Мой маленький братик не должен мерзнуть.
— Это лето было настолько жарким, что вода в колодце еле-еле собирается, — добавляет Людмила. — Не хватает даже для питья и еды, не говоря уже о стирках. Приходится брать воду на соседних улицах. Из-за таких проблем мы не можем использовать автоматическую стиральную машину. Может, кто-то готов отдать старый полуавтомат? Я была бы очень признательна.
Во время беседы выяснилось, что в городке Кременная под Лисичанском у Людмилы живут родственники.
— Хорошо, что в окрестностях Киева все спокойно, — говорит женщина. — А там слышны залпы, ездит военная техника, на улицах солдаты. Людей, которые живут в тех краях, нужно защищать, землю освободить от террористов. И я горжусь тем, что мой муж готов это делать. Уважать его стала больше, а любить — крепче.
Готовясь к предстоящей свадьбе, Маричка, да и вся семья, мечтала о том, чтобы на торжество приехал отец.
— Это был бы лучший подарок, но не сложилось, — вздыхает девушка. — Отца со службы не отпустили.
Людмила, глядя на новорожденного сына, узнает черты мужа.
— У него Сашины глаза, мимика очень похожа, — говорит мама, качая на руках малыша. — Он уже улыбается, когда ему что-то нравится. С удовольствием прислушивается к голосам сестер. Побыстрее бы закончилась война, чтобы наш папа, как и тысячи других, вернулся домой и мог наблюдать за тем, как подрастает сын. Чтобы я каждый день не боялась за мужа…
5416Читайте нас в Facebook