Киевлянам, на которых банк "навесил" несуществующую задолженность, удалось добиться справедливости
Эта история началась с того, что киевляне Сергей и Владимир решили взять кредиты в одном из известных украинских банков. Заем ни одному из них так и не дали, денег им не выплачивали, ни в каких документах подписей они не ставили и карточек не получали. Однако через девять месяцев им пришли письма из банка с требованием… немедленно погасить задолженность в размере 19 тысяч 400 гривен. На то, чтобы доказать, что кредитов они не брали, у Сергея и Владимира ушло несколько лет.
«Судья проигнорировал ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы»
Впервые «ФАКТЫ» рассказали эту историю в мае 2013 года, когда Сергей и Владимир обратились в редакцию, не зная, что им делать.
— В ноябре 2006 года (а в докризисные годы получить кредит не было большой проблемой) я решил сделать в доме хороший ремонт, — рассказал киевлянин Сергей Иванюк. — Кредит хотел взять и мой приятель Владимир. Поэтому в отделение одного из достаточно известных в стране банков мы пришли вдвоем.
Там нас встретили приветливые клерки и предложили заполнить соответствующие анкеты, к которым каждый из нас приложил копии паспорта, идентификационного кода и оригинал справки о доходах. «Теперь ждите, — сказали клерки. — Вам перезвонят, как только кредитный комитет вынесет резолюцию». Но никто не звонил. В отделении говорили, что решение еще не принято. Когда и через месяц ответ из банка не пришел, мы решили, что нам отказали.
А через девять месяцев, в августе 2007 года, Сергей Иванюк получил письмо, в котором было сказано, что его банковская задолженность составляет… 19 тысяч 400 гривен.
— Письмо было именно из того банка, в котором мы с приятелем заполняли анкеты, — рассказывает Сергей. — Оказалось, что Владимир получил точно такое же письмо. Но ведь нам не выдавали никаких кредитов! Мы немедленно отправились в банк. Посмотрев на письма, клерки переглянулись и вышли. Через несколько минут вернулись. «Здесь явно какая-то ошибка, — сказали они извиняющимся тоном. — Вам действительно денег не выдавали. Не волнуйтесь, мы все исправим. Идите домой и не переживайте».
Больше писем из банка не было. Мы с Владимиром решили, что действительно произошла ошибка. И меньше всего ожидали, что нам начнут звонить… коллекторы. Впервые это произошло в 2011 году. За четыре года мы и думать забыли о том банке! И тут звонит неизвестный, представляется коллектором и заявляет: «Ваш долг составляет 58 (!) тысяч гривен. Начинайте выплачивать, иначе у вас будут проблемы». Я долго добивался от них вразумительного ответа. И наконец выяснил, что речь идет о кредите, который мне якобы дали в 2006 году.
Чуть позже я узнал, что банк подал иск в суд, и решение было вынесено не в мою пользу. Оказалось, повестки из суда присылали по адресу, где я прописан, но давно не живу. Поэтому суд вынес заочное решение, в котором было сказано, что я, Сергей Иванюк, взял кредит на 19 тысяч гривен, но не платил по нему, и за эти годы моя задолженность перед банком выросла до 58 тысяч гривен. Судья ссылался на кредитный договор, который я заключил с банком.
Мы с адвокатом подали апелляцию и добились, чтобы решение суда было пересмотрено. Я заявил ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы, которая показала бы, расписывался ли я в договоре. С тех пор представитель банка… перестал являться на судебные заседания.
После двух его неявок суд перестал рассматривать дело. Однако вскоре банк… опять подал иск.
— Причем идентичный предыдущему, — уточняет Сергей. — Дело попало к небезызвестному судье Печерского райсуда столицы Сергею Вовку. Мы опять заявили ходатайство о проведении почерковедческой экспертизы. Но судья Вовк его проигнорировал. И… удовлетворил иск банка.
В решении суда написано: «Суд установил, что гражданин Иванюк брал кредит и систематически его не выплачивал». И никаких экспертиз или подтверждающих мою вину документов. Самое удивительное, что в апелляционном суде нас тоже не поддержали.
«Банковская служащая взяла кредиты от имени клиентов, расписавшись вместо них в договорах»
— Оказалось, что мошенники придумали весьма хитроумную схему, — объясняет адвокат Сергея Иванюка Илья Гершойн. — Взяв кредит вместо Сергея, они сделали якобы от его имени несколько платежей, которые должны были показать, что кредит погашается. После чего перестали выплачивать долг. Но как это можно считать доказательством вины Сергея, если он вообще не брал в банке кредит? Почерковедческой экспертизы нам удалось добиться только после того, как мы подали встречный иск в Оболонский райсуд Киева. Как и следовало ожидать, экспертиза подтвердила, что Сергей в договоре не расписывался, на основании чего суд признал договор с банком недействительным.
Я неоднократно писал заявления в милицию, требуя возбудить дело по факту мошенничества, ведь и Сергей, и Владимир (он вскоре тоже выиграл суд, и его договор признали недействительным) явно стали жертвами аферистов. Но регулярно получал отказы в возбуждении уголовного дела. Чтобы выяснить, кто взял кредит от имени Сергея и сделал первые несколько платежей, я опять пришел в банк. Там узнал интересные подробности. «Работала у нас тут некая Татьяна, — рассказал клерк в неофициальном разговоре. — На нее постоянно кто-то жаловался, она здесь провернула не одну аферу. Когда вам пришло первое письмо от банка о задолженности, вы поверили, что произошла ошибка. А были люди, которые не верили и начинали разбираться. В таких случаях Татьяна быстренько шла на попятную. Тех, кто никуда не жаловался, она называла лохами. Похоже, вы попали в их число».
Таким образом, аферистка взяла кредиты от имени Сергея и его приятеля Владимира, расписавшись вместо них в договорах. А деньги перечислила на имя киевлянина Андрея Бородинского (имя и фамилия изменены). Как выяснилось, у Бородинского есть своя фирма по продаже мебели. И он действительно знаком с работавшей в банке Татьяной. Но утверждает, что никакого отношения к аферам не имеет — дескать, у Татьяны просто был доступ к его расчетному счету.
Когда Сергей и Владимир обратились в редакцию, на руках у обоих уже были решения суда о признании оформленных на них кредитных договоров недействительными. Ведь было доказано, что в документах они не расписывались. Казалось бы, на этом их мытарства должны были закончиться.
— Но не тут то было, — говорит Илья Гершойн. — Владимир работает на госпредприятии. В один из дней его вызвали в бухгалтерию и поставили перед фактом: дескать, из вашей зарплаты ежемесячно будет списываться 500 гривен в пользу банка — в счет погашения задолженности, которая достигла 70 тысяч гривен. Мы ничего не понимали. Оказалось, еще в 2009 году Шевченковский райсуд вынес судебный приказ, которым обязал Владимира выплатить задолженность. При этом в суд его никто не пригласил, почерковедческой экспертизы, понятное дело, не проводили. Кстати, приказ вынес небезызвестный судья Сергей Зубков, убитый в 2011 году (за это убийство были осуждены киевляне Дмитрий и Сергей Павличенко, которые после победы Майдана вышли на свободу. — Авт.).
Самое интересное, что в течение четырех лет о приказе никто не вспоминал. За это время исполнители давно могли начать взыскивать с Владимира деньги, но банк не настаивал.
Документ всплыл уже после того, как Владимир доказал в суде, что не имеет отношения к кредитному договору!
В банке комментировать «ФАКТАМ» ситуацию отказались, заявив, что «данный вопрос находится в компетенции прокуратуры». В прокуратуре заверили, что идет следствие и виновные будут наказаны. Тем временем деньги из зарплаты Владимира продолжали вычитать.
«В уголовном деле об афере до сих пор нет ни одного подозреваемого»
Вскоре после нашей публикации банк напомнил о себе и Сергею Иванюку.
— Сергею пришло письмо с требованием погасить задолженность, — показывает документ адвокат Илья Гершойн. — Мы, конечно, не надеялись, что после статьи в газете банк принесет нам свои извинения. Но такой реакции не ожидали. Не знаю, кто и на что рассчитывал, отправляя Сергею это письмо. Мы извещение проигнорировали, и с тех пор от банка больше ничего не приходило. А из зарплаты Владимира продолжали вычитать деньги (адвокат показывает выписки с его места работы. — Авт.): июль, август, сентябрь, октябрь — уже две тысячи гривен! Объяснять что-либо бухгалтеру на работе было бесполезно — он обязан выполнять требования исполнительной службы.
Звонки на горячую линию банка ничего не дали. Мол, что же вы хотите, если есть судебный приказ? Пришлось опять обращаться в суд — на этот раз с требованием признать судебный приказ недействительным. В иске мы указали, что, во-первых, уже есть решение суда, в соответствии с которым сам кредитный договор признан недействительным. Во-вторых, о существовании этого судебного приказа Владимир даже не знал, его никто должным образом не известил, и поэтому он не мог вовремя его оспорить. К счастью, Шевченковский районный суд принял эти доводы и вынес решение в нашу пользу. Уверен, далеко не последнюю роль в этом сыграла публикация в «ФАКТАХ». Если бы не ваша газета, мы бы, наверное, до сих пор сражались.
— Удалось вернуть деньги, которые к тому времени уже вычли из зарплаты Владимира?
— Это стало еще одной нашей победой. Имея на руках решение суда, мы несколько раз обращались в исполнительную службу с заявлением об отмене исполнительного производства, по которому у Владимира изымали деньги. Но исполнители нас игнорировали. И только когда я обратился в суд, вдруг проснулись: дескать, не надо суда, мы и так все вернем. Тут же выяснилось, что две тысячи гривен, которые вычли из зарплаты Владимира, еще находятся на счете исполнительной службы. Владимиру их вернули. Трудно поверить, но это случилось. После стольких лет мытарств и судебных тяжб, на которые, кстати, тоже были потрачены деньги. Например, Сергей Иванюк потерял 580 гривен. И опять вынужден был судиться, чтобы эти деньги вернуть. Владимир потерял еще больше. Он, кстати, до сих пор не верит, что весь этот кошмар закончился. «Не удивлюсь, если, проверяя почту, найду письмо из банка с требованием погасить еще какой-нибудь долг, — говорит. — В нашей стране банкам закон не писан».
— С большим трудом вы добились открытия уголовного дела. За все это время в нем хотя бы появились подозреваемые? Например, банковский клерк Татьяна, о которой рассказывали ее коллеги?
— Увы, — Илья Гершойн показывает целую стопку бумаг. — Вот отписки, которые я получаю от правоохранительных органов: «Ведется следствие». За все эти годы Владимира и Сергея вызвали на допрос один раз. На этом, похоже, следственные действия закончились. Ни Татьяне, ни человеку, на счет которого она перечисляла деньги, даже не предъявили подозрение. В уголовном деле об афере до сих пор нет ни одного фигуранта. Не удивлюсь, если дело вскоре закроют по сроку давности. Сейчас делаю все, чтобы этого не допустить. Иначе подобные вещи будут продолжаться. Кстати, в 2010 году служащий этого банка получил пять лет лишения свободы за мошенничество. Схема была точно такой же: аферист брал у людей копии документов, сообщал, что в выдаче займа им отказано, а сам оформлял кредиты от их имени. В том случае пострадавшим удалось добиться справедливости. Но удастся ли в нашем?
2788Читайте нас в Facebook