ПОИСК
Культура и искусство

"После того как Маргариту Назарову вызвали в КГБ, у нее начала развиваться мания преследования"

8:45 6 октября 2015
Маргарита Назарова
София ДЕВИР, специально для «ФАКТОВ»
Десять лет назад ушла из жизни знаменитая дрессировщица

Трудно найти человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы фильм Владимира Фетина «Полосатый рейс», главную роль в котором сыграла укротительница тигров Маргарита Назарова. В жизни актрисы были большая любовь, слава, забвение и роковая тайна, разоблачение которой привело к серьезным последствиям. Сегодня о Назаровой пишут статьи и снимают фильмы, забывая о том, что артистка, которой не было равных на арене, ушла из жизни в нищете и забвении.

Дрессировщик Михаил Багдасаров долгое время работал вместе с Маргаритой Петровной. «Назарова была удивительной женщиной, — вспоминает Михаил Ашотович, — светлой, солнечной, очень женственной. Я ни с кем не могу ее сравнить, даже со знаменитой Бугримовой, которая, при всем моем к ней уважении, была мужиковатой. Маргарита Петровна — настоящая женщина, до кончиков ногтей. Жаль, судьба ей такая подлая попалась. Мне кажется, было бы справедливым, если бы цирк в Нижнем Новгороде, в котором она так долго работала, носил ее имя».

«Назарова спасла будущего мужа от медведя»

— Маргариту Назарову можно назвать вашей наставницей в профессии дрессировщика?

— Кем только я поначалу у нее с мужем — дрессировщиком Константином Константиновским — не работал! Помогал репетировать трюки, входил вместе с Маргаритой Петровной в клетку. Но мастерству дрессировщика меня все-таки учила не она, а Константиновский — он и ее всему научил, сделав настоящей звездой.

РЕКЛАМА

О Константине Александровиче могу сказать одно — это уникальная личность. Двухметровый красавец-силач, в молодости работавший актером, был дружен с самим Николаем Черкасовым — знаменитым исполнителем роли Ивана Грозного в фильме Сергея Эйзенштейна. Константиновский был прирожденным дрессировщиком и немножко авантюристом. Во время войны он работал с собаками, которых обвязывали взрывчаткой и давали команду бросаться под немецкие танки. Одна из его подопечных — самая любимая — вернулась и взорвалась рядом с ним, Константину Александровичу оторвало кисть руки — всю последующую жизнь дрессировщик скрывал ее под рукавом пиджака. Носил его даже жарким летом. После такого ранения Константиновского комиссовали, но он не мог сидеть в тылу без дела. Начал перевозить золото, как и на фронте, каждую минуту рискуя жизнью.

*Михаил Багдасаров: «Маргарита Петровна была удивительной женщиной — красивой, очень женственной и в то же время отчаянной, смелой»

РЕКЛАМА

— Где он познакомился с Назаровой?

— Это случилось после войны — в цирке, где Маргарита Петровна бралась за любую работу: ездила на мотоцикле, была танцевальной акробаткой. Константиновский сделал из артистки второго эшелона известную на всю страну дрессировщицу. Не знаю, были бы они так знамениты, если бы не фильм «Полосатый рейс». Маргарита Петровна сыграла в нем главную роль, а Константиновский работал с тиграми. Кстати, во время работы над этой картиной Назарова еще не выходила на арену как дрессировщица, да и актерского образования не имела. Она была просто симпатичной девушкой с сильным характером, а тигры характер любят. В самом начале их с Константиновским отношений она спасла его от медведя, который напал на дрессировщика во время репетиции нового номера. Схватила банку со сгущенкой (медведи очень любят сладкое), поманила косолапого и увела за собой. А ведь он и на нее мог броситься. Но она об этом даже не подумала — такая отчаянная была.

РЕКЛАМА

— Когда же Маргарита Петровна стала выходить на арену со своим номером?

— После съемок знаменитого фильма «Укротительница тигров» — там она была дублершей Людмилы Касаткиной. Сама актриса с животными не контактировала, поскольку это было опасно. Если присмотреться повнимательнее, даже со спины видно, что на арене героиня картины выше и худее Касаткиной. Своей смелостью и трудолюбием Назарова так понравилась дрессировщику Борису Эдеру, что он попросил директора Госцирка дать возможность Назаровой сделать свой номер. Начальство подумало, посмотрело на красавицу-блондинку с голубыми глазами и, сделав вывод, что она будет очень хорошо смотреться на арене, дало согласие. Вскоре Назарова уже репетировала. За трюки из знаменитого фильма его назвали «Укротительница тигров на арене».

— Они с Константиновским дружно жили?

— Как и в любой семье, у них бывало всякое: то сюсюкают, а то ругаются так, что у окружающих уши закладывает. Во время одного из таких скандалов Маргарита Петровна вызвала «скорую помощь» и врачи увезли Константиновского в психиатрическую клинику. Воспользовалась своей узнаваемостью и сказала, что Константин Александрович — маньяк, который ее преследует. Он кричал: «Вы с ума сошли, я знаменитый дрессировщик!», но стоящая рядом Назарова только хохотала: «Неужели вы ему верите? Так он скоро Наполеоном себя назовет». Все закончилось тем, что дюжие санитары скрутили Константиновского и увезли. Потом, конечно, все выяснилось и его с извинениями отпустили, но пару неприятных часов ему — благодаря любимой жене — пережить довелось.

Несколько раз она его и на пятнадцать суток сдавала. Если бы не его дядя, который был генералом милиции, сидел бы он там от звонка до звонка. Интересно, что и в психиатрической клинике, и в милиции Константин Александрович умудрялся за короткое время очаровать всех вокруг. Больным он подыгрывал и за компанию с ними бегал по коридорам лечебницы, а врачам, медсестрам и сокамерникам в отделении милиции рассказывал анекдоты и театральные и цирковые байки — знал их огромное количество.

— Как говорится в одном знаменитом фильме, «высокие отношения»!

— Возможно, после рассказанных мною историй в это трудно поверить, но они не могли жить друг без друга. Несколько раз расходились — всерьез и навсегда, а потом бурно мирились и снова сходились. В цирке их семью называли итальянской — за кипевшие у них дома бурные страсти.

— У Маргариты Петровны были слабости?

— Она обожала шубы и покупала их при каждом удобном случае. Но не заботилась об их хранении, и меха съедала моль. Чтобы шубы не пропали окончательно, раздавала их девочкам из нашей труппы — жадностью Маргарита Петровна никогда не отличалась. А вот к драгоценностям была равнодушна. Какие-то украшения у нее, конечно, были, но очень мало. Тем не менее Назарова умела произвести впечатление. Когда она появлялась на светском приеме (в советское время цирковые артисты чаще всех ездили за границу, в этом смысле с ними могли сравниться только балерины) или встрече с журналистами, от нее невозможно было оторвать глаз: красивая, уверенная в себе, хорошо одетая. Она очень любила хорошую одежду и не жалела на нее денег. Платья, костюмы, туфли Назарова покупала за границей, они у нее были самого высокого качества.

«Во время войны Назарова выступала в кабаре, основными гостями которого были немецкие офицеры»

— Правда, что Назарова страдала от психического недуга?

— Разговор об этом нужно начинать издалека — с гастролей нашего цирка в Италии, во время которых Маргарита Петровна внезапно пропала. На арену вместо нее выходил Константиновский — номер не отменили, но в коллективе царила паника. Вы не представляете себе, какой это был скандал! Как правило, такие исчезновения заканчивались просьбой о политическом убежище. Неожиданно для всех через три дня Назарова вернулась, но была, как говорится, сама не своя.

Позже мы узнали, почему она исчезла. Во время войны Маргариту Петровну, как и многих молодых людей с оккупированной территории, забрали на работу в Германию. Сначала она была служанкой у кого-то из начальства, потом — до самого конца войны — выступала в кабаре, основными гостями которого были немецкие офицеры. Когда в городок, где она жила, вошли советские войска, Назаровой удалось не только бежать, но и каким-то образом утаить от всех эту историю. Она познакомилась с Константиновским, начала выступать в цирке и сниматься в кино, будучи уверенной, что ее прошлое надежно похоронено. Но, как оказалось, это не так — остались люди, помнившие о ее военном прошлом. Хозяин кабаре, в котором она танцевала во время войны, увидел Маргариту Петровну в Италии. Он позвал ее к себе, и она не посмела отказать.

— Вашу труппу наверняка сопровождали «искусствоведы в штатском», как в советское время называли сотрудников компетентных органов. Неужели они не обратили внимание на ее исчезновение?

— Конечно, обратили. Впоследствии оказалось, на гастролях в Италии ее повсюду сопровождали три сотрудника КГБ. За границей выяснять с ней отношения не стали, но в первом же городе, в котором мы выступали после зарубежных гастролей (это был Киев) ее вызвали в наводящую на всех ужас контору. Что ей там говорили, доподлинно не знает никто, но вернулась она оттуда в тяжелом состоянии. У Маргариты Петровны начала развиваться мания преследования, она стала во всех, даже в тех, кого давно и хорошо знала, видеть агентов КГБ, обвиняла своих коллег в том, что они подглядывают за ней и читают адресованные ей письма. Можно сказать, что она у нас на глазах сходила с ума, и мы, будучи не в силах хоть чем-то ей помочь, очень страдали.

Вообще, после итальянских гастролей на Назарову буквально посыпались несчастья. Сестра Вера, которая (после Константиновского, разумеется) была для нее самым близким человеком, вышла замуж и переехала жить в Грузию. Потом заболел Константиновский. Из-за одолевающего его склероза он путал тигров, показывая трюк совсем не с тем животным, с которым репетировал. Естественно, звери начали его рвать. Потом одна из его любимых тигриц Юла, играя с ним, поцарапала кожу на голове, началось воспаление, которое быстро перекинулось на мозг. Это случилось на гастролях, Константина Александровича увезли в Ленинград, сделали операцию, но спасти не смогли. Представьте себе, цирковое начальство не отпустило Назарову на похороны — ее некем было заменить на арене, и это стало для Маргариты Петровны страшным ударом. Его усугубила гибель тигров. Умер Пурш, которого она просто обожала и держала у себя дома, как кота, а другой тигр во время выступления упал с качелей и разбился. Больше Назарова на манеж не вышла…

— Что делала Маргарита Петровна после того, как перестала выступать?

— Она уехала в Горький (ныне Нижний Новгород), в котором когда-то начинала свою карьеру. Там ей дали хорошую квартиру, из которой она почти не выходила в течение двадцати лет. Мы с другом — директором местного цирка Марининым — писали письма в высшие инстанции, и Назаровой назначили персональную пенсию, но она от нее отказалась. Гордая была, хотя сама отчаянно нуждалась, можно даже сказать, голодала.

Помню нашу последнюю с ней встречу — в маленькой сгорбленной старушке трудно было узнать прежнюю красавицу-блондинку, которая всегда ходила с гордо поднятой головой и смело таскала грозных тигров за хвосты. Когда она обратилась ко мне: «Мишенька!», я вздрогнул. Голос ее совершенно не изменился. Вскоре Маргариты Петровны не стало…

— У них с Константиновским был сын. Чем он занимается?

— Леша пошел по стопам родителей — стал дрессировщиком. После смерти родителей уехал за границу. Сначала жил и выступал во Франции, потом в Болгарии. Женился на артистке цирка Ольге Страховой. Пока Лешу не порвали тигры, они выступали вместе. Свою дочь они назвали в честь бабушки — Маргаритой.

5232

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров