ПОИСК
Украина

Максим Соколюк: "Возможно, первый паспорт граждане будут получать не в 16, а в 14 лет"

7:00 12 января 2016
пластиковый паспорт Украины
Роберт ВАСИЛЬ, «ФАКТЫ»
С 11 января подразделения Государственной миграционной службы по всей Украине начали прием документов для оформления новых пластиковых удостоверений личности, однако пока законодательно не урегулирована ситуация с оплатой их изготовления

Привычный еще с советских времен главный документ гражданина — паспорт-книжка — скоро исчезнет из нашей жизни. С 11 января офисы Государственной миграционной службы по всей Украине начали прием документов для выдачи новых удостоверений личности. У нас появятся пластиковые карточки, совершенно такие же, как во всех развитых странах мира.

Паспорт будет содержать встроенный электронный чип, способный хранить большое количество информации, что сделает возможным получение многих современных государственных услуг.

Со старым документом пластиковую карточку роднит только название — паспорт гражданина Украины. Тогда как в большинстве других стран она называется идентификационной картой (ID-card).

О новом паспорте и о порядке его выдачи «ФАКТАМ» рассказал председатель Государственной миграционной службы Украины Максим Соколюк.

РЕКЛАМА

— Зачем понадобилось менять привычный бумажный паспорт?

— На самом деле речь идет не только о замене документа, удостоверяющего личность. Происходит полная смена системы идентификации граждан Украины.

РЕКЛАМА

Сегодня информация о гражданах страны существует в бумажном виде. Это картонная карточка формата А5, так называемая форма № 1, на которой имеются все необходимые данные. Хранятся карточки по месту выдачи паспорта — в подразделениях миграционной службы, в специальных режимных помещениях. Таким образом, идентификационные сведения о человеке можно получить, только обратившись в миграционную службу по месту его жительства.

В связи с этим у нас возникают проблемы с идентификацией граждан. В частности, тех, которые проживают в оккупированном Крыму и на не контролируемых украинской властью территориях Донецкой и Луганской областей. Ведь исходная информация осталась на местах, а паспорт, к сожалению, при современном развитии печатных технологий уже не способен в полной мере удостоверить личность.

РЕКЛАМА

Поэтому мы идентифицируем граждан по другим базам, где содержатся их данные. У кого-то есть водительские права, у кого-то заграничный паспорт, у кого-то военный билет или диплом. Существует также реестр избирателей, в котором собрана почти вся нужная нам информация: имя, год рождения, адрес. Нет только главного — фотографии. Как мы можем быть уверены, что обратившийся к нам человек без документов — тот, кем он представился?

Паспорт, который мы имеем сегодня, настолько морально устарел, что сама Государственная миграционная служба, выдающая документ, уже ему не доверяет. Поэтому когда мы оформляем украинцу загранпаспорт, то обращаемся к первоисточнику — форме № 1 — и берем информацию оттуда. Это долго и неудобно.

Сейчас же речь идет о создании единого электронного реестра граждан Украины и о внедрении нового паспорта, который благодаря помещенному в него чипу будет содержать всю необходимую для идентификации личности информацию. А каждое обращение к реестру будет фиксироваться.

— Это прекрасно, что доступ к данным реестра будет контролироваться. Но ведь существует угроза со стороны хакеров, специализирующихся на взломе разнообразных защищенных систем.

— Именно поэтому реестр изолирован от Интернета. Он ни в одной точке не контактирует с мировой сетью и имеет отдельные защищенные каналы связи. Так что хакеры не смогут в него проникнуть.

— Информацию на чипе сможет прочитать каждый?

— Она поделена на два блока — открытый и закрытый. Чтение открытых данных будет доступно каждому, кто обладает соответствующим устройством. Закрытая же информация защищена, и прочесть ее можно только при помощи специального оборудования.

— Какие же сведения содержатся в открытой и закрытой зонах паспорта?

— Открытая информация — это имя, дата рождения, дата и место выдачи паспорта и срок его действия. Кроме того, там имеются данные о месте проживания, семейном положении, а также цифровая цветная фотография и оцифрованный образец собственноручной подписи.

В закрытой части чипа могут быть оцифрованные отпечатки пальцев гражданина, электронная цифровая подпись, а также другая конфиденциальная информация.

— Если на чипе записана цветная фотография, то почему на поверхности карточки она черно-белая?

— Это связано в первую очередь с технологией производства. Лазерная гравировка снимка позволяет наносить только черно-белое изображение. Кроме того, цвет лица человека может меняться. Кто-то загорел, кто-то, наоборот, смыл загар… И чтобы эти вещи не вызывали вопросов, фотографию на поверхности делают черно-белой, а уже внутри, на чипе, сохраняют цветную.

— На карточке напечатано довольно мало сведений: фотография, имя, дата рождения, дата и место выдачи паспорта. Собственно, и все. Нынешний бумажный паспорт содержит больше данных: штамп о заключении брака, о месте жительства…

— Обратимся к собственному опыту: когда мы удостоверяем при помощи паспорта свою личность, то демонстрируем первую-вторую страницы, где имеется та же информация. Для идентификации личности больше и не нужно.

А штамп о браке на самом деле никогда не имел смысла. Потому что единственным документом, удостоверяющим брак, и в Советском Союзе, и в Украине всегда было свидетельство о браке. Штамп в паспорте носил чисто символическую функцию. Поэтому в новом паспорте эта информация будет записана только на чип. На пластиковом документе штамп поставить нельзя.

Что же касается места проживания, то весь мир сейчас отказывается от открытого размещения таких сведений на видимой поверхности документа. Зачем, удостоверяя свою личность, сообщать каждому домашний адрес?

Кроме того, есть технологическая сторона вопроса. Если нанести информацию о месте жительства на поверхность карточки, то получается, что при смене адреса нужно обязательно менять документ. А эта услуга стоит денег. Так что данные о месте проживания указываются в реестре и на чипе, и Миграционная служба в случае надобности сможет просто изменить соответствующую запись.

— Новый паспорт будет бессрочным, как нынешний, или его придется менять?

— Срок действия карточки — десять лет.

— Кому будут выдавать новые паспорта с начала года?

— Сегодня не урегулирована ситуация с оплатой изготовления карточки. Действующий закон говорит лишь о том, что бесплатно предоставляется только первый паспорт по достижении соответствующего возраста. Поэтому пока мы можем выдавать паспорта тем гражданам, кому исполняется 16 лет и кто получает свой первый документ.

В Верховной Раде находится правительственный законопроект № 3224, призванный разрешить эту проблему. Он регулирует вопросы оплаты изготовления паспортов. После принятия закона мы сможем выдавать ID-карты всем гражданам Украины.

Более того, законопроект вносит целый ряд существенных новаций, которые позволят усовершенствовать систему идентификации и сделать паспорт более функциональным. В частности, предлагается выдавать гражданам первый паспорт не в 16, а в 14 лет, поскольку именно в этом возрасте, согласно законам Украины, наступает частичная дееспособность. Например, в четырнадцать человек получает право самостоятельно выбирать себе место проживания.

— Куда должны обращаться граждане для получения паспорта?

— В подразделение Миграционной службы по месту проживания, а после принятия законопроекта № 3224 и установки соответствующего оборудования — в центр административных услуг.

Следует отметить, что в тех подразделениях миграционной службы, где еще не установлено оборудование, а таких чуть меньше половины, мы будем выдавать паспорта старого образца, то есть книжечки. Но в ближайшие месяцы рассчитываем полностью перейти на оформление пластиковых карт.

— Есть какие-то особенности оформления новых паспортов по сравнению с тем, что было до сих пор?

— Нет, все точно так же. Единственное отличие: больше не нужно предоставлять снимок. Граждан будут фотографировать прямо на месте.

— Паспорта тоже делаются на местах?

— Нет. Единственный изготовитель — полиграфкомбинат «Украина». Туда будут направлять все данные в электронном виде. И на специальном оборудовании, которым располагает это предприятие, информация будет наноситься на поверхность карточки-бланка и записываться на внутренний чип. После этого паспорта развозятся по всей Украине для выдачи их по месту жительства граждан.

Собственно, такая технология уже работает при производстве и выдаче заграничных паспортов, так что ничего нового в ней нет.

— Обмен старого паспорта на новый будет обязательным?

— Нет. Это вообще не предполагается. Те граждане, которые не хотят получать новые паспорта, могут продолжать жить со старыми неопределенно долгое время.

Другое дело, что паспорта старого образца в ближайшее время перестанут выдавать. Поэтому при утере документа, порче или необходимости внесения каких-то изменений человек уже получит новый документ. Также Миграционная служба не будет вклеивать фотографии в паспорт гражданам, достигшим 25 и 45 лет. Им также просто выдадут пластиковое удостоверение.

В ближайшем будущем услугу оформления ID-карты предложат наши подразделения, которые занимаются заграничными паспортами. Для получения обоих документов требуются одни и те же данные. Так зачем человеку два раза ходить? Но это, конечно, добровольно. Кто не захочет менять паспорт, может этого не делать.

Кроме того, мы не сомневаемся, что существует огромное количество людей, преимущественно молодежи, которые захотят избавиться от старомодного бумажного паспорта и заменить его современным.

Спрос на пластиковые документы будет стимулировать также внедрение новых технологий, способных заметно повысить функциональность карточек. Тот же законопроект № 3224 предусматривает, что при выдаче паспорта каждому гражданину будет бесплатно предоставляться электронная цифровая подпись. Таким образом, возможности использования карточки увеличатся многократно, поскольку цифровая подпись позволяет, не отходя от компьютера, заключать договоры и получать самые разнообразные услуги не только от государства, но и от юридических лиц.

— Как скоро предполагается обеспечить всех граждан Украины новыми карточками?

— На основании опыта европейских стран мы рассчитываем, что основная масса населения оформит новые документы в течение четырех-пяти лет.

— Хватит ли производственных мощностей для того, чтобы обеспечить всех желающих такими паспортами?

— Мы уверены, что полиграфкомбинат «Украина» способен выпускать достаточное количество карточек. По нашим предположениям, уже в 2016 году можно будет выдать больше двух миллионов пластиковых удостоверений.

— А если кто-то захочет продолжать пользоваться старым паспортом?

— Имеет полное право. Никаких крайних сроков, до которых обмен должен быть завершен, не установлено, и никто не собирается их вводить.

Такая позиция вполне соответствует иностранному опыту. Например, в Бельгии, где выдача новых ID-карточек началась еще в 2004 году, до сих пор есть люди, которые их не получили.

— Выходит, информация о таких гражданах никогда в электронный реестр не попадет?

— Попадет. Законопроект предполагает, что со временем все «формы № 1» будут отсканированы и эти данные перенесут в реестр.

— Для того чтобы считать информацию с чипа, нужна какая-то специальная аппаратура?

— Ничего уникального. Это довольно недорогие и по нынешним временам не очень сложные устройства. В частности, считывать информацию с ID-карт могут некоторые модели телефонов с операционной системой Android и модулем NFC.

— То есть поскольку карточка бесконтактная, то, возможно, данные будут считаны без ведома и согласия владельца паспорта?

— Нет. Такой возможности не существует. На оборотной стороне карты имеется несколько строк текста, состоящего из разных знаков. Это машинно-считываемый код. Обязательным условием для доступа к информации с чипа является сканирование этого кода.

Следовательно, получить данные с карточки, лежащей у вас в кармане, невозможно. Считать ее можно только в том случае, если гражданин сам предоставил паспорт для того, чтобы прибор мог «увидеть» код.

3370

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров