В Николаеве врачи вылечили от редкой смертельной болезни двух пациентов
Пожилую женщину, ее сына и невестку карета скорой помощи доставила в областную инфекционную больницу поздним вечером. В то время в области вовсю бушевал грипп.
— В данном случае грипп усугубил ситуацию, — рассказывает главный врач Николаевской областной инфекционной больницы Владимир Бут. — Ведь больница была переполнена на 150 процентов, дополнительно мы поставили 40 коек. Пациенты лежали везде — в сестринских, процедурных кабинетах… И тут в лютую стужу, преодолевая снежные заносы (а Николаевщину нынешней зимой замело как никогда), «скорая» привезла к нам троих крайне тяжелых больных, у которых диагностировали ботулизм.
Старшая по возрасту пациентка уже находилась в критическом состоянии, мы ее сразу отправили в реанимацию. И без того тяжелое отравление, вызванное бактериями ботулизма, усугубили общая слабость организма, тучность (при росте 150 сантиметров женщина весила около 110 килограммов), гипертония, ишемическая болезнь сердца, онкология… В тот же день перевели ее на искусственное дыхание, поскольку при ботулизме больной теряет возможность дышать самостоятельно. Мы понимали, что лечение пациентов будет долгим. И вели дополнительный дежурный пост, чтобы ухаживать за ними. Врачи работали на износ. У нас заканчивались баллоны с кислородом. Их нужно было срочно найти и в снежную непогоду доставить в реанимацию. К счастью, своими запасами поделились коллеги из Больницы скорой медицинской помощи и онкодиспансера. Кроме того, на нашу просьбу откликнулась дирекция предприятия «Зоря» — «Машпроект», также предоставившая баллоны с кислородом.
Врачи делали все возможное для спасения людей, но отсутствие главного компонента — сыворотки от ботулизма — могло свести эти усилия на нет. Ее не было не только в инфекционной больнице, но и в других лечебных учреждениях Николаева и области. Более того — сыворотки нет во всей стране. Вернее, в государственном секторе медицины. Врачи говорят, что на вопрос о том, что делать, если данный препарат все-таки понадобится, из Минздрава приходят туманные советы: мол, частным образом сыворотку приобрести можно, и даже подсказывают где. Вот только бюджетные деньги на это тратить нельзя. И если главный врач заплатит частнику из больничных средств, то с точки зрения закона он станет преступником.
— В одесской частной клинике сыворотку предлагали по 16 тысяч гривен за ампулу, — говорит Владимир Бут. — Каждому из пациентов необходимо было ввести по три ампулы. У нас вообще-то больница не для богатых людей. Эта сумма для наших больных была неподъемной. А счет шел на часы. К счастью, у пациентов нашелся родственник, который ведет бизнес в Москве. Он сумел достать нужный препарат и привезти в Николаев. Причем сыворотки он взял даже с запасом — для возможных других больных ботулизмом в нашей больнице. Каждая ампула обошлась всего в тысячу гривен.
Но затраты семья понесла все равно большие, потому что сыворотка — это только одна составляющая лечения. Нужны были и другие лекарства. Ведь после снятия симптомов ботулизма пациенту еще нужно лечить пневмонию, поддерживать работу других органов ослабленного организма.
Молодых людей выписали через три недели пребывания на стационаре. А вот у старшей пациентки улучшение состояния не наступало.
— Очень тяжело, когда спрашивают: доктор, а есть ли смысл лечить, тратить деньги дальше? — рассказывает заведующий реанимационным отделением инфекционной больницы Игорь Гаврилишин. — Но как врач я должен бороться за жизнь пациента до последнего. Что мы и делали. Увы, эту женщину спасти не удалось. После месяца лечения она умерла.
Иван и Светлана (имена изменены) — спасенные врачами пациенты — немногословны. Говорят, что все происшедшее с ними вспоминается как кошмарный сон. Ведь при ботулизме в кризисном состоянии человек парализован, лежит неподвижно, при этом все видит и понимает, но сказать ничего не может. Таких больных, во избежание пролежней, нужно периодически поворачивать.
— Как вышло, что заразились? — рассказывала в больнице Светлана. — Было обычное семейное застолье в выходной день. Решили немножко выпить. Кстати, по мнению врачей, именно то, что мы с мужем приняли спиртное, сыграло… благоприятную роль. Алкоголь убивает токсины и в таких случаях оказывается полезным. А вот мама Ивана — Антонина Петровна — почти не пила, но съела больше тушенки, купленной с рук. Тушенка и стала причиной заболевания.
Иван и Светлана и сейчас продолжают лечение от последствий ботулизма: пострадали сердце, легкие, печень и почки. Супруги до последнего надеялись на выздоровление Антонины Петровны, проведывали ее после того, как покинули стационар. Смерть близкого человека пережили тяжело. Но для их здоровья самое страшное позади. И они с благодарностью говорят о тех, кто участвовал в их спасении.
— Если бы не усилия врачей и не сыворотка, привезенная братом, нас бы уже не было в живых, — считает Иван. — Спасибо всем.
Справка «ФАКТОВ»
Ботулизм — острое инфекционное заболевание, возникающее в результате употребления продуктов, содержащих токсин, вырабатываемый анаэробными бактериями — клостридиями. Особенность этих бактерий в том, что они живут в среде, в которой отсутствует кислород. Клостридии выделяют яд, 0,3 микрограмма которого достаточно для смерти человека. Заражение происходит при употреблении пищевых продуктов животного или растительного происхождения, содержащих бактерии ботулизма. Обычно это консервы, колбасы, соленая, вяленая рыба — продукты длительного хранения, не прошедшие необходимую обработку.
Диагностируется ботулизм легко. У пациента появляется сухость во рту, мышечная слабость, нарушается зрение (все плывет перед глазами), изменяется тембр голоса, происходит спазм мышц (в первую очередь, жевательных) и их паралич.
Ботулизм — довольно редкое заболевание. По некоторым оценкам, на всей планете ежегодно фиксируется всего около тысячи случаев. Однако смертность при ботулизме достигает 80 процентов.
Фото в заголовке с сайта otravilsja.ru
3424Читайте нас в Facebook