ПОИСК
Происшествия

«однажды воспитательница заставила юру положить руки на парту и со всей силы ударила его деревянной палкой. Глядя, как ребенок кричит и плачет, она хладнокровно продолжала избивать»

0:00 27 августа 2009
«однажды воспитательница заставила юру положить руки на парту и со всей силы ударила его деревянной палкой. Глядя, как ребенок кричит и плачет, она хладнокровно продолжала избивать»
В Запорожье арестована воспитательница детского дома-интерната, которая на протяжении десяти(!) лет использовала труд детей-инвалидов, а за отказ выполнять ее поручения придумывала жестокие наказания для воспитанников

С тремя подростками, пробывшими несколько лет в рабстве у собственной воспитательницы, мы встретились в просторном кабинете Запорожского дома-интерната. Леня, Саша и Вадим более двух часов наперебой рассказывали о том, что им пришлось пережить. Ребята долгое время терпели издевательства и унижения, и им хотелось подробнее поведать о своих злоключениях.

«Когда Владислава Семеновна попросила вскопать ей огород, все с радостью согласились. Не знали, что она не имела права забирать нас из интерната»

Житель Запорожья 19-летний Саша попал в дом-интернат для умственно отсталых детей в возрасте десяти лет. Не зная, что такое материнская забота и ласка, он надеялся, что воспитатели смогут заменить ему родителей. Стараясь подружиться со сверстниками и педагогами, он поначалу не заметил ничего необычного в поведении воспитательницы своей группы Владиславы Семеновны (имя изменено.  — Авт. ). Вроде бы нормальная учительница, такая же, как все. Только голос на своих воспитанников очень уж часто повышала. Могла ни с того ни с сего начать срывать зло на детях — обзывала их, давала подзатыльники и пощечины.

- Мы почему-то были уверены, что все это в порядке вещей, — начинает рассказ Саша.  — Думали, что у нее просто такой метод воспитания, поэтому никому и не жаловались. Как к педагогу мы к ней претензий не имели. Но в то же время все знали, что, если Владислава Семеновна в плохом настроении, проблем не оберешься.

Парень излагает свои мысли четко и ясно. Как и остальные мои собеседники, он производит впечатление достаточно развитого человека.

РЕКЛАМА

- Между тем у нее было несколько любимчиков, им, в отличие от остальных, она разрешала все, — перебивает товарища Леня.  — Однажды один из этих любимчиков нахамил няне. Страшно подумать, что бы она нам сделала за такое поведение! А его мало того что не наругала, так еще и в цирк повела.

Спустя несколько лет, когда ребята повзрослели и окрепли, Владислава Семеновна обратилась к ним с просьбой помочь ей вскопать огород. При этом учительница убедила воспитанников, что физический труд пойдет им на пользу: «Те навыки, которые вы приобретете, работая у меня дома, вам пригодятся в жизни. Да и воспитательнице своей поможете. Знаете, как мне одной тяжело!»

РЕКЛАМА

- Мы согласились выполнить ее просьбу, — вспоминает Вадим.  — Так надоело безвылазно сидеть в стенах интерната! Владислава Семеновна повела нас на огород. Он показался нам огромным, мы подумали, что не успеем за день выкопать всю картошку. Но воспитательница нас успокоила: мол, не надо спешить, мы теперь будем приходить сюда каждый день и все успеем сделать. Мы ничего не имели против — вскапывая огород, чувствовали себя взрослыми людьми, было приятно осознавать, что можем выполнять тяжелую мужскую работу.

- С каждым днем Владислава Семеновна ставила перед нами все более сложные задачи: помимо огорода, мы должны были убирать территорию вокруг дома, помогать строить гараж, — говорит Саша.  — Сильно уставали, хотелось отдохнуть. Представьте, на улице стоит жара, солнце вовсю печет, а ты, не разгибаясь, роешь траншею. Но Владислава Семеновна еще в первый день приказала нам работать без перерыва, поэтому мы боялись даже заикнуться об отдыхе. Она ведь человек вспыльчивый, а нам ее криков и на уроках хватало. Если кто-то чувствовал, что силы на исходе, он тихонько уходил в сторону и садился под дерево. Один раз она увидела, как мы отдыхаем, и такой скандал закатила! Кричала, что, если сейчас же не пойдем работать, забудем, как еда выглядит.

РЕКЛАМА

- Удивительно, но с тех пор, как начали у нее работать, она стала обращаться с нами еще хуже, чем раньше, — рассказывает Леня.  — Мы с нетерпением ждали начала учебного года. Думали, что, как только начнутся занятия, воспитательница оставит нас в покое. Но уже в первых числах сентября поняли, что надеялись зря. Как только заканчивались уроки, Владислава Семеновна просила нас остаться в классе, и уже через час мы были у нее на стройке. Часто не успевали даже пообедать — тоном, не терпящим возражений, воспитательница заявляла, что гараж нужно построить как можно быстрее, а поесть мы всегда успеем. Однажды я набрался наглости и сказал ей, что устал. Она так презрительно на меня посмотрела: «Достроите гараж — тогда и отдохнете. А сейчас нечего жаловаться. Совсем негодные стали».

Работали ребята не только в теплое время года. Владислава Семеновна и зимой находила занятия воспитанникам — подростки расчищали от снега асфальт возле ее дома. Как только погода становилась лучше, возвращались на стройку.

«После нашего неудачного побега воспитательница совсем озверела и целый день не давала есть»

- Казалось, мы попали в рабство, — признается Вадим.  — Но рассказать об этом кому-нибудь в интернате боялись. Тем временем к нам стали поступать предложения от различных строительных компаний. Мало того что это был шанс наконец уйти от Владиславы Семеновны, так еще заработали бы деньги. Сказать об этом воспитательнице не могли — она убила бы нас на месте! Поэтому стали под разными предлогами увиливать от ее поручений, а сами бегали к новым работодателям. А как только Владислава Семеновна обо всем узнала, раскричалась: мол, будете работать только у меня! С тех пор ни на секунду не упускала нас из виду.

- После этого она не раз упрекала нас, что мы ее предали и будем за это наказаны, — вспоминает Саша.  — И если раньше приносила нам на стройку хоть какую-то еду, то с тех пор не давала ничего. Есть разрешала только в интернате. А иногда могла и на обед не пустить. Помню, однажды мы еле доползли до интерната. За целый день во рту не было ни крошки. Увидев, что мы изнемогаем от голода, нянечки дали остатки хлеба. Мы работали сутками. Однажды, перегревшись на солнце, я упал на камни и поломал руку.

- Более мягкой она становилась, только когда интернат проверяла какая-то комиссия, — добавляет Леня.  — Во время проверки отзывала нас в сторону: «Если вас будут о чем-то спрашивать, отвечайте, что вы не голодны и у меня не работаете. Говорите, что после занятий ходите на прогулку».

Но, как только проверки заканчивались, воспитательница опять чувствовала вседозволенность и всячески эксплуатировала своих несовершеннолетних рабов-инвалидов. У многих ребят силы были уже на пределе. Однако стоило кому-нибудь из них заикнуться об отдыхе, как Владислава Семеновна лишала детей еды. Свои действия она комментировала коротко: «Провинились!» За «непослушание» воспитательница могла на целый день поставить ребенка в холле на колени. Дети становились посмешищем всего интерната. Удивительно, но никто из руководства учебного заведения даже не попытался пресечь эти вопиющие меры воспитания.

- В какой-то момент мы поняли, что больше не можем терпеть издевательства, — говорит Леня.  — И написали письмо на имя директора интерната (тогда эту должность занимал другой человек.  — Авт. ), в котором просили разрешить нам перейти в какую-нибудь группу. Истинную причину нашей просьбы написать не осмелились. Просто указали, что Владислава Семеновна выставляет нас перед всеми на посмешище, лишает по закону положенной нам пенсии и новогодних подарков, которые приносят спонсоры. Но ответа на письмо мы так и не получили.

- Убедившись, что директора не интересуют наши проблемы, мы решили сбежать, — добавляет Саша.  — Но, оказавшись на улице, поняли, что идти некуда. В тот же день нас нашли сотрудники милиции и привели обратно. А Владислава Семеновна после этого случая совсем озверела и лишила нас еды на целый день.

- Однажды она не могла найти свои деньги и почему-то подумала, что их взял Юра, — вспоминает Леня.  — Заставила его положить руки на парту и начала со всей силы бить по кистям деревянной палкой. Он так кричал, так плакал! А она продолжала хладнокровно его избивать — словно делать больно доставляло ей удовольствие. Потом она нашла деньги в другом шкафчике. Оказалось, просто не туда их положила.

«Воспитывая» подростков, Владислава Семеновна постоянно напоминала им, что они «не того ума дети», «ни на что не способные инвалиды». Однажды ребята попросили своего товарища снять на камеру, как они работают и как жестокая воспитательница при всех угрожает воспитаннику побрить его налысо за «плохое поведение». Но, даже имея неоспоримые доказательства ее вины, ребята боялись идти в милицию.

- Нас спасло то, что в интернате между детьми произошла драка, — вспоминает Леня.  — Приехала милиция по делам несовершеннолетних, и Владислава Семеновна занервничала. А потом кто-то сообщил ей, якобы наш одноклассник Денис рассказал сотрудникам милиции, как она заставляет нас работать. Надо было видеть, какой она закатила концерт! Налетела на Дениса в коридоре, схватила его за руку и начала трясти: «Признавайся, что обо мне милиции рассказал!» В тот же день Денис убежал из интерната. Спустя несколько часов его, заплаканного и дрожащего, нашли сотрудники милиции. Денис рассказал, что его избила воспитательница. В тот же день правоохранители приехали в интернат. Тогда мы уже отдали свои видеозаписи и рассказали, что нам пришлось пережить за последние годы.

«Теперь мы уже ни один обед не пропускаем. И так чуть язву желудка на стройке не заработали»

Руководство Запорожского дома-интерната неохотно комментирует эту вопиющую ситуацию.

- На данный момент рано делать какие-либо выводы, ведь Ленинская райпрокуратура только начала проводить проверку, — сказал «ФАКТАМ» директор учебного заведения Константин Нечипоренко.  — А меня пока даже не знакомят с материалами дела. Посмотрим, какой вывод сделает прокуратура.

- Возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса Украины «Эксплуатация несовершеннолетних», — прокомментировала ситуацию старший помощник прокурора Ленинского района Запорожья Наталья Остапенко.  — Потерпевшими признаны восемь воспитанников интерната. После того как из интерната сбежал мальчик и рассказал о жестоком поведении воспитательницы, ленинская районная милиция начала проводить проверку, в ходе которой всплыли вопиющие факты насилия и эксплуатации детей.

Во время доследственной проверки Владислава Шалапова заявила, что она, воспитатель со стажем и председатель профкома, никогда не стала бы водить детей на стройку, и на следующий день организовала экстренную пресс-конференцию. Там гражданка Шалапова обзывала детей ни на что не способными инвалидами и дебилами, говорила, что ребятам нельзя верить, так как они недееспособны. Хотя на самом деле они таковыми не являются. Воспитанники интерната нетрудоспособны, то есть не могут работать, но прекрасно понимают, что говорят, и дают отчет своим действиям. Поэтому у нас нет оснований им не доверять. К тому же есть видеозаписи, которые подтверждают слова воспитанников. А в прокуратуре горе-воспитательница наконец призналась, что заставляла детей работать. Правда, сказала, что не видит в этом криминала, так как ребята помогали ей добровольно. И добавила, что заставлять детей на себя работать — обычная практика в интернате, это, мол, делают все сотрудники учебного заведения. Однако на данный момент у нас есть доказательства только ее вины. В отношении других работников интерната проводится проверка.

По словам Натальи Остапенко, на днях решением Ленинского райсуда Запорожья гражданка Шалапова взята под стражу. Сейчас она находится в следственном изоляторе и продолжает утверждать, что ее действия не выходили за рамки закона.

… Когда наш с ребятами разговор уже подходил к концу, в кабинет постучалась сотрудница интерната: «Мальчики, вы же не забыли, что в 13. 20 у нас обед? Не опаздывайте!»

«Извините, но нам пора, — смущенно сказал Вадик.  — В интернате все строго по расписанию, не можем нарушать график». А Леня с улыбкой добавил: «Теперь мы уже ни один обед не пропускаем. И так чуть язву желудка на этой стройке не заработали. При одной только мысли о тех голодных ночах мурашки бегут по коже. Как хорошо, что этот кошмар закончился… »

Написать отзыв о статье 

581

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров