Школьница из Стрыя спасла жизни нескольких детей, собрав для них деньги на операции за рубежом
Просыпаясь, 14-летняя Диана Татусько из Стрыя Львовской области тут же садится за компьютер. Час, который у нее остается до школы, девочка посвящает социальным сетям. Вечером занимается тем же. Долгое время родители Дианы были уверены, что в Интернете их дочь общается с одноклассниками. Почему для нее так важно не пропустить сообщения и все время быть на связи, дочка поначалу не рассказывала. Отшучивалась, что любит общаться с подружками…
В 2012 году, когда Диане было еще десять лет, она создала в Интернете группу помощи четырехлетней девочке, страдающей раком почки. Сначала школьница просто рассказывала о больной малышке своим знакомым, затем стала организовывать благотворительные ярмарки и продавать вещи через Интернет. Процесс сбора денег пошел. 50 тысяч долларов, необходимые для операции за границей, были собраны. Так Диана, еще сама будучи ребенком, спасла свою первую подопечную.
«Наша благодетельница постоянно что-то придумывала: то аукционы, то ярмарки»
— До четырех лет моя Томочка была абсолютно здорова, — рассказывает Ольга Диксан из Нового Роздола Львовской области. — Но когда нам исполнилось четыре с половиной, врачи поставили дочке страшный диагноз — рак почки четвертой стадии. Пошли метастазы, поразившие правое легкое. Мы были в отчаянии: Томочка — наш единственный долгожданный ребенок, а у нас даже не было денег на операцию! Нам удалось найти больницу в Варшаве, где пообещали взяться за операцию. Нам требовалось как минимум 50 тысяч долларов. Для нашей семьи эта сумма была неподъемной. Тем временем опухоль росла, и нужно было немедленно начинать лечение.
Не зная, где взять деньги, Ольга Диксан по совету родственницы рассказала о своей беде в соцсети «ВКонтакте». Это помогло — на счет Ольги стали приходить деньги. Но поступления были небольшими, и женщина поняла, что таким способом необходимую сумму не соберешь.
— Помню, как однажды мне позвонили, — продолжает Ольга Диксан. — «Это мама маленькой Томы? — спросила собеседница. По голосу я поняла, что она молодая. — Меня зовут Диана. У меня нет пятидесяти тысяч долларов, но очень хочу помочь вашей дочке. Можно я начну собирать для нее деньги?» Я была тронута до слез. «Конечно, — говорю. — Буду вам очень признательна. Для нас каждая копейка на вес золота». «Я поняла, — ответила Диана. — Завтра брошу клич в школе». Тогда не придала значения ее словам о школе. Мало ли, по какой причине она там будет? По голосу дала бы Диане лет шестнадцать. Но я думала, что она старше. Немногие в 16 лет занимаются волонтерством.
Получив от Ольги согласие, девочка принялась за дело. Рассказала о Томочке своим одноклассникам и друзьям по Интернету. Друзья Дианы в свою очередь передали информацию родным. На счет Ольги начали поступать деньги.
— Помощи стало гораздо больше, — вспоминает Ольга. — Деньги приходили из разных регионов Украины и даже из разных стран. До сих пор не понимаю, как только Диане это удавалось. Наша благодетельница, с которой мы даже никогда не виделись, постоянно что-то придумывала: то аукционы, то благотворительные ярмарки. Вырученные средства шли на лечение Томочки. По обеспокоенному голосу Дианы я чувствовала, что она переживает за нас как за родных. Об этом невозможно рассказывать без слез. Еще большим потрясением для меня стал ее возраст. О том, что Диане десять лет, я узнала, когда мы нашли странички друг друга в Интернете. Увидев ее фотографии, я не поверила своим глазам: моему ребенку помогал… ребенок. Диана подтвердила: «Да, мне десять лет. Но разве это имеет значение?»
50 тысяч долларов были собраны! Ольга с маленькой Томой улетели в Варшаву, где девочку успешно прооперировали.
— Уже во время операции выяснилось, что опухоль увеличилась, — говорит Ольга. — Вместе с пораженной почкой Томе удалили и надпочечники. Дочку успели спасти. Но этого не случилось бы, если бы Диана не помогла нам быстро собрать деньги. Сейчас Томочка чувствует себя хорошо. Выросла, поправилась, у нее отросли выпавшие после химиотерапии волосы. Мы периодически ездим в Варшаву на обследование. Результаты томографии, слава Богу, хорошие. Дианочку называю своей второй дочкой. Теперь мы действительно родные.
«Пока собирали деньги, нас даже попытались ограбить»
— Вы видели Томочку на фотографиях? — радостно спросила меня Диана. — Она такая красавица! Как принцесса. Первый раз мы с ней встретились всего несколько месяцев назад в эфире одной телепередачи. Предыдущие четыре года общались с ее мамой по телефону и по Интернету. Но теперь решили дружить семьями. Летом Ольга и Тома приедут ко мне в гости. Мы с родителями их пригласили. Теперь папа и мама уже знают, что Тома мне как сестричка. Они узнали эту историю недавно.
*"Томочка мне как сестричка", — говорит о своей первой подопечной Диана. Фото из семейного альбома
— Почему же ты не рассказывала им раньше?
— Не знаю. Почему-то не хотелось об этом говорить. Я узнала о Томе случайно — брат увидел ее фотографии в Интернете. Там же описывалась история болезни. Фотографий было несколько: до и после болезни. На первой у Томы длинные волосы, она улыбается. А на второй уже нет ни волос, ни ресниц… Мне стало так больно и грустно. Ну не должно быть так, чтобы дети умирали! Я не знала, как работают волонтеры и что они делают, чтобы собрать деньги. Но подумала, что, если рассказать о Томе, например, моим друзьям, они наверняка чем-то помогут. Еще они могут рассказать о девочке своим знакомым, и тех, кто помогает, станет больше. Поэтому я позвонила Томиной маме и сказала, что хочу собирать деньги для ее дочки.
Первым делом мы создали в Интернете группу помощи Томе. Я хорошо знаю, как работают соцсети, поэтому было несложно. Потом стала повсюду рассылать Томину фотографию вместе с копиями документов из больницы. Сначала все шло не так быстро, как хотелось бы. Многие мне не доверяли, — наверное, потому что заходили на мою страничку «ВКонтакте» и видели, что мне всего десять лет. Но я рассылала эти сообщения все активнее: вдруг хоть кто-то нибудь поможет? Потом подумала, что в Интернете можно организовать аукцион. Наверное, у каждого есть ненужные вещи — одежда, игрушки. А если эти вещи продать и вырученные деньги отдать Томочке, можно спасти ребенка. К счастью, этот призыв поддержали. Мои друзья по соцсетям тут же нашли вещи, которые хотели бы продать. И их покупали!
Потом были новые аукционы и даже благотворительные ярмарки. Когда 50 тысяч долларов были собраны, девочка и сама не могла поверить, что все получилось.
— Ведь помогали вроде бы по чуть-чуть, — говорит Диана. — Кто-то двадцать гривен, кто-то — сто. Потом стали приходить деньги даже из-за границы. А там суммы были большие: тысяча долларов, две, даже десять! Оказывается, в мире очень много добрых людей. Когда Томочку прооперировали, я была, наверное, самым счастливым человеком на свете. И подумала, что могла бы помочь и другим детям.
Так Диана начала собирать деньги для двухлетней Алинки Самборской из Львова, историю которой услышала из выпуска новостей. У малышки был рак, требовалась операция в Германии. Диана тут же позвонила маме Алины и предложила помощь.
— Что мы только не делали! — вспоминает Диана. — Аукционы, благотворительные ярмарки… Я обращалась ко всем своим знакомым, писала об Алинке на телеканалы, придумывала новые конкурсы и аукционы. Отклик был большим. Казалось, этой девочке помогала вся страна! Пока мы собирали деньги, нас даже попытались ограбить. Карточку мамы Алины взломали мошенники. К счастью, большую часть денег удалось вернуть. Получилось собрать больше ста тысяч долларов. Алинку прооперировали в Германии, как и собирались. Она пошла на поправку, и мы с ее мамой были так счастливы… Но потом что-то произошло, и ей стало хуже. Врачи назвали это рецидивом. Алинку опять повезли в Германию, но на этот раз там сказали, что ей уже нельзя помочь, — помолчав несколько минут, Диана сказала: — Я не люблю об этом вспоминать, это очень больно. В день, когда Алинка ушла, я ни с кем не могла разговаривать. Было очень тяжело.
— В тот день учительница, видя состояние Дианы, отпустила ее с уроков, — рассказывает мама Дианы Галина Татусько. — Дочка пришла домой заплаканная. Я попыталась выяснить, что случилось. Диана сначала не хотела говорить, но потом призналась, что умерла девочка, на лечение которой она собирала деньги.
— В тот же день я увидел у дочки в компьютере фотографии других маленьких детей, — вспоминает отец Дианы Ростислав Татусько. — Диана объяснила, что эти дети тоже болеют и им нужна помощь. Так мы узнали, что дочке каким-то образом уже дважды удалось собрать на лечение деток огромные суммы. Я был в шоке: «Почему ты нам об этом не рассказывала? Это же такое хорошее дело!» «Не знаю», — смутилась Диана.
— Мама с папой очень удивились, узнав, что я отдаю деткам и свои деньги тоже, — признается Диана. — Они не могли понять, откуда у меня деньги. А я откладывала из карманных. Например, дали мне родители 50 гривен на мороженое. Я покупала себе мороженое, а все остальное отдавала родителям больных деток. А когда мама спрашивала, куда делась сдача, я говорила, что… была очень голодной и съела несколько порций мороженого.
«Я пишу письма известным актерам и певцам. И некоторые помогают»
— Родители тоже стали мне помогать, — улыбается Диана. — Когда я, собирая деньги уже для другого ребенка, организовала очередную благотворительную ярмарку, мама испекла для нее много тортиков! Сразу после смерти Алинки мне ничего не хотелось. Но потом я подумала: ведь другие больные дети в этом не виноваты. И кого-то из них все-таки можно спасти. Как, например, Томочку Диксан.
Потом я узнала о мальчике Диме из Твери, у которого нашли редкую болезнь муковисцидоз. Это очень тяжелое заболевание кишечника. Ему нужна была операция, которую не могли сделать ни в России, ни в Украине. Мы собрали для него 65 тысяч евро. Дима уже вернулся из Израиля домой. Чувствует себя гораздо лучше, выздоравливает. Когда я стала ему помогать, многие говорили: «Но он же из России! Это другая страна». «Какая разница, откуда он? — говорю. — Это ребенок, и ему нужна помощь». Сейчас я помогаю деткам из разных стран. Ко мне обращаются из Польши, из Казахстана, Белоруссии. Для меня все дети одинаковые. И для людей, которые перечисляют деньги, — тоже. Средства перечисляют со всей Европы и даже из Америки.
За те четыре года, которые я помогаю детям, я нашла еще один хороший способ — пишу письма известным актерам и певцам. У каждого из них есть своя официальная страничка в «Фейсбуке». Я описываю им истории детей, прошу помочь. И некоторые помогают. Например, российская певица Кэти Топурия, получив мое письмо, перечислила на лечение ребенка 320 тысяч рублей. Еще отозвались певец Денис Клявер, актрисы Евгения Лоза и Екатерина Кузнецова и многие другие. Вот совсем недавно удалось собрать 90 тысяч долларов на лечение маленькой Маши, которая болеет лейкозом. Она уже проходит химиотерапию в Израиле.
— Долгое время мы даже не догадывалась, чему Дианка посвящает все свое свободное время, — говорит Галина Юркив, директор школы, в которой учится Диана. — Она девочка спокойная и очень ответственная. Не отличница, но учится хорошо. Узнав, что она помогает больным деткам, я была тронута до слез. Подойдя к ней в коридоре, сказала: «Диана, это правда? Почему ты не рассказывала?» «Галина Михайловна, разве об этом нужно говорить?» — пожала плечами Диана.
— Если честно, все это меня немножко смущает, — признается Диана. — Герой не я, а люди, которые передают детям такие большие деньги. А я всего лишь помогаю им узнать об этих детках. Первый раз я пообщалась с журналистами во время благотворительной ярмарки, которую мы проводили во Львове. Узнав, что я организатор, меня тут же начали снимать. Стало даже не по себе.
— У тебя остается хоть немножко времени для себя? — спрашиваю у Дианы. — Чтобы пойти с друзьями в кино или погулять?
— Редко. Я все время должна быть на связи, и желательно — возле компьютера. Это же не хобби, а большая ответственность. И это лучше, чем походы в кино. Особенно когда видишь результат.
— Учиться успеваешь?
— Конечно. Я уже в девятом классе, и через две недели у нас выпускные экзамены. Учиться я люблю. Особенно мне нравятся украинская и зарубежная литература, правоведение и немецкий язык. Я уже и с будущей профессией определилась. Хочу стать актрисой. Родители, когда это услышали, были в шоке. Но уже вроде бы смирились. Знают, что все равно я сделаю так, как захочу. И даже когда поступлю в университет или начну работать, помогать деткам не перестану. Без них не представляю своей жизни.
*Диана Татусько: «Герой не я, а люди, которые передают больным детям деньги»
Читайте нас в Facebook