Художник Анна Самарская: "В школе Катерина Билокур не училась, но много читала и имела феноменальную память"
Судьба Катерины Билокур потрясает. Художница-самоучка, ни дня не учившаяся в школе и всю жизнь прожившая в селе, своим творчеством поразила Пабло Пикассо. На проходившей в 1954 году в Париже международной художественной выставке он увидел ее работы «Царь-колос», «Березка», «Колхозное поле» и воскликнул: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!» Судьба отмерила Катерине Билокур 60 лет. Память о талантливой художнице берегут в мемориальном музее-усадьбе в селе Богдановка Яготинского района Киевской области, где она родилась в 1900 году (кстати, в день святой великомученицы Екатерины) и прожила всю жизнь. У нее не осталось потомков. Но «ФАКТАМ» удалось разыскать ученицу Катерины Васильевны — народного художника Украины Анну Самарскую, которая рассказала о том, какой запомнилась ей Катерина Билокур.
— Анна Николаевна, помните свою первую встречу с Катериной Билокур?
— Мне было лет одиннадцать, — говорит Анна Самарская (на фото). — Я очень любила рисовать. Наша родственница, которая жила с Катериной Билокур по соседству, сказала маме, чтобы я пошла к Катерине Васильевне — она хороший художник и берет способных детей на обучение. Услышав это, я собрала свои рисунки и отправилась к художнице. Сразу нашла ее дом, который, по словам родственницы, находился у старого вяза. Катерина Васильевна стояла во дворе, опираясь на палочку. Как сейчас помню: в будничной одежде, на лоб низко спущен платок.
Я подошла, поздоровалась, рассказала, что меня привело. Катерина Васильевна отнеслась ко мне очень тепло: внимательно выслушала, посмотрела рисунки и согласилась учить меня по воскресеньям. К ней на обучение ходили еще несколько девочек. Катерина Васильевна показалась мне тогда святой женщиной. И это ощущение никогда не покидало. Учиться у нее было очень интересно. Не забыть наших бесед. Катерина Васильевна говорила, что очень важно изучать натуру, присматриваться ко всему, что нас окружает, что сотворил на Земле Бог. И я это делала. Потом, когда выросла и уехала из дому, мы переписывались. В феврале 1961 года, незадолго до смерти, она мне написала: «Я хочу, дорога дитино, щоб ти була моєю послiдовницею»… И сейчас эти письма храню как драгоценную реликвию. Она вела меня всю жизнь. Я так же, как Катерина Васильевна, всегда старалась полностью отдаваться любимому делу.
— Какие черты характера ее отличали?
— Доброта, заботливость. Хотя ходить ей было тяжело, после занятий она провожала меня домой. А дорога была не близкая. Хутор, где я жила, и село Богдановку разделяла речушка. Мы шли берегом километра два, наверное. Катерина Васильевна рассказывала о своей жизни, об увлечении живописью… Хотя в школе не училась, но много читала и имела феноменальную память. Дважды пыталась поступать в техникум — сначала в художественный в Миргороде, затем в театральный в Киеве, но ее не приняли, так как не было документа об окончании семилетки. Катерина Васильевна любила рассказывать об известных художниках. Вспоминала, какое неизгладимое впечатление на нее произвели шедевры в Третьяковской галерее и Пушкинском музее в Москве. Особенно впечатлили работы художников-передвижников и импрессионистов. А еще в Катерине Васильевне меня поражала сила ее характера. Она хотела стать художником и стала им вопреки всем испытаниям, которые ей выпали. И меня учила никогда не отступать от мечты.
— Читала, что первые свои зарисовки Катерина Билокур делала угольком на белом полотне. Рисовала цветы, диковинных птиц. Увы, родители не поощряли стремление дочери к рисованию. Считали, что прежде всего сельская девушка должна быть хорошей хозяйкой. Но у Катерины Васильевны душа лежала совсем к иному. «Куди я не йду, що я не роблю, а те, що надумала малювати, — слідом за мною…» — вспоминала художница.
— Непонимание близких было для нее трагедией. Но тогда в селе люди основным считали работу на земле, хозяйство. Время-то было тяжелое. А рисование казалось многим занятием праздным. Не расценивали это как настоящий труд. Со временем, конечно, многое изменилось. Когда уже я росла, было по-другому. Мой отец погиб на войне. Меня воспитывали мама и тетя. Они ценили красоту. В доме у нас были вышитые рушники, картинки. А когда я что-то нарисую, мама и тетя обязательно посмотрят, похвалят. И это для меня было таким поощрением, что я рисовала и рисовала.
— Читала, что родители смирились с занятием дочери лишь после того, как Катерина решила утопиться…
— Да, мать тогда очень испугалась и сказала, чтобы она делала, что хочет, лишь бы жила. Об этом и я читала. К слову, я видела мать Катерины Васильевны. Она была уже очень старенькой. Всегда молчала. Мы, дети, приходили на занятие, и Катерина Билокур усаживала нас за стол. А ее мама шла либо в другую комнату, либо на огород. В доме с ними жил и брат Григорий. Как-то Катерина Васильевна, закончив картину, показывала ему свою работу. А я как раз пришла на занятие. Помню, как Григорий Васильевич сказал мне тогда: «Смотри, чтоб и ты так, как Катерина, рисовала».
— Каким вам запомнился быт художницы?
— В комнате, где она нас обучала, были стол, лавки, печь, на стенах висели рушники. Картин Катерины Васильевны в доме не было. Точнее, я видела лишь одну. У нее была мастерская, но Катерина Васильевна не любила, чтобы туда заходили посторонние. Только однажды я побывала там, когда она просила зайти. Села напротив и слушала, что она мне говорила. А увидеть практически ничего не успела — как-то неудобно было смотреть по сторонам.
— Известность к Катерине Билокур пришла неожиданно, почти в 40 лет.
— Это интересная история. Как-то, будучи в гостях у сестры, по радио Катерина Васильевна услышала в исполнении Оксаны Петрусенко песню «Чи я в лузі не калина була». Там такие слова:
«Чи я в лузі не калина була?
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!»
Песня так потрясла художницу, что она всю ночь не могла уснуть и решила отправить певице письмо, где поведала о своей судьбе и мечте. Адреса, конечно, не знала, потому написала на конверте: «Киев. Академический театр. Оксане Петрусенко». И вложила в него свой рисунок. На кусочке холста красовалась калина. Письмо дошло. Получив его, Оксана Петрусенко была поражена художественным талантом Катерины Билокур. Посоветовавшись с Павлом Тычиной, попросила в Центре народного творчества, чтобы на талантливую художницу обратили внимание. К Катерине Билокур приехали искусствоведы, а вскоре в Полтаве была организована первая ее выставка. Экспозиция имела такой успех, что художницу премировали поездкой в Москву. Там она посетила Третьяковскую галерею и Пушкинский музей. А спустя время выставки художницы прошли в Киеве, Москве, Париже, она была удостоена звания народного художника Украины.
— В Париж на международную художественную выставку Катерина Васильевна ездила лично?
— Нет. К сожалению, за границей побывать ей не удалось ни разу. Только в перечисленных городах да в Одессе, где поправляла здоровье, и в Каневе — на могиле Тараса Шевченко, перед талантом которого преклонялась.
— Катерина Васильевна была польщена тем, как высоко оценил ее творчество Пабло Пикассо? Говорят, он нечасто коллегам раздавал похвалы.
— О том, что ее картинами восхищался Пикассо, Катерина Билокур никогда не говорила. Она была очень скромная.
*Картина Катерины Билокур «Колхозное поле» в числе других ее работ поразила Пабло Пикассо
— Говорят, что три картины с парижской выставки почему-то так и не вернулись.
— Я тоже читала об этом, но подробностей не знаю.
— Слышала, что, получив признание, художница мечтала переехать в Киев, чтобы иметь возможность общаться с людьми искусства, посещать выставки, театры.
— Квартиру в столице ей не дали. До конца дней своих она жила в обычной сельской хате. Причем очень скромно. Хозяйства не держала. Не хватало здоровья и сил. Да и некогда было. За картины же ей платили немного. Порой Катерина Васильевна обходилась одной картошкой. Но мы, ученики, всегда старались ее угостить чем-то вкусненьким. Бывало, моя тетя напечет пирожков, и я несу Катерине Васильевне. Но она всегда просила, чтобы больше я ничего не приносила.
— Чем увлекалась Катерина Билокур кроме рисования?
— В юности она посещала драмкружок, организованный супружеской четой односельчан-педагогов, рисовала декорации для постановок, играла в спектаклях. У учителей брала книги. Катерина Васильевна и сама обладала литературным даром — писала повести.
— Катерина Билокур не была замужем. Она страдала от одиночества?
— Как-то у нас состоялся разговор о личном. Катерина Васильевна сказала мне: «В этом не бери с меня пример. Если случится достойный мужчина, выходи замуж. Одной очень тяжело». И рассказала, что она любила одного молодого человека, они должны были пожениться, но, спросив, будет ли он помогать ей в ее деле, в ответ услышала: «Да ты что! Над нами же люди будут смеяться». И она поставила в отношениях точку. Парень уехал из села на военную службу. Их жизненные пути разошлись. К слову, когда она уже стала известной, он написал ей письмо, предлагал стать его женой, но она ответила: «Поздно». Говорят, любил ее всю жизнь, приезжал на могилу.
— Какие цветы были у Катерины Билокур любимыми?
— Наверное, мальвы. Она очень любила полевые цветы. Рисовала все: ромашки, ландыши, маки… Причем никогда не срывала цветы. Сорванный цветок cравнивала с утраченной женской судьбой. Любуясь, писала те, что росли у дома, на лугу, в лесу. И у нее это прекрасно получалось.
— От чего умерла Катерина Васильевна?
— У нее было слабое здоровье. Болели ноги, желудок. О том, что ее не стало, я узнала из письма знакомых, которое пришло мне в Петриковку. Прочла и так плакала… Катерина Васильевна была гениальным человеком.
— Что бы вы сказали Катерине Васильевне сегодня, если бы она вас могла услышать?
— За все спасибо. Ведь наше знакомство определило мою судьбу.
2216Читайте нас в Facebook