Ровно 85 лет назад в США авиаконструктор Игорь Сикорский, уроженец Киева, получил патент на изобретение вертолета
28 июня 1996 г. Верховная Рада Украины приняла новую Конституцию.
29 июня 1916 г. Состоялся первый полет самолета компании «Боинг».
30 июня 1936 г. Вышел в свет роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
30 июня 1966 г. Родился известный американский боксер, двукратный чемпион мира в супертяжелом весе Майк Тайсон.
1 июля 1911 г. Польский биохимик Казимир Функ впервые использовал слово «витамин» при описании определенных химических ингредиентов для оздоровительной диеты.
1 июля 1946 г. На атолле Бикини состоялось первое послевоенное испытание атомной бомбы.
1 июля 1961 г. Родилась принцесса Уэльская Диана, супруга принца Чарльза.
1 июля 1966 г. В Советском Союзе в колхозах впервые введена ежемесячная зарплата.
2 июля 1951 г. В газете «Правда» вышла статья, раскритиковавшая стихотворение Владимира Сосюры «Любіть Україну».
«Если вы попали в беду в труднодоступном месте, самолет может скинуть вам цветы, а вертолет зависнет в воздухе и спасет вас», — говорил Игорь Сикорский. Свой первый вертолет уроженец Киева создал в возрасте 12 лет. Это был небольшой геликоптер с резиновым моторчиком, взлетавший вверх. А настоящий вертолет он начал строить, будучи двадцатилетним студентом. С первой моделью потерпел неудачу. Игорь Сикорский понял, что при тогдашнем уровне техники, двигателей, материалов, а тем более при нехватке денежных средств и недостатке опыта ему не создать успешного геликоптера (так тогда называли вертолеты). И он принял решение заняться аэропланами с жестко закрепленным крылом.
С 1912 по 1917 год Игорь Сикорский занимал должность главного конструктора Русско-Балтийского завода в Петербурге, поставлявшего аэропланы для русской армии. Под его руководством были построены многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Среди других самолетов, созданных Сикорским, были разведчики-монопланы, истребители, ряд модификаций «Ильи Муромца». В числе его конструкторских новинок, принятых всюду лишь в середине 1920-х, была полностью закрытая кабина для пилота и пассажиров.
Со временем Игорь Сикорский стал весьма состоятельным человеком, но лишился всего, бежав из России после революции 1917 года. В Америке ему пришлось начинать все с нуля. В марте 1919 года он прибыл в Нью-Йорк в качестве эмигранта. Сикорский с несколькими партнерами, среди которых были и бывшие российские офицеры, основал собственную компанию «Сикорски аэро инжиниринг». Они устроили мастерскую в старом амбаре на Лонг-Айленде. В 1928 году получил американское гражданство. К 1929 году его фирма стала отделением компании «Юнайтед эркрафт», а сам Сикорский — ее менеджером по конструкторским разработкам.
Идея создать более совершенный вертолет не покидала авиаконструктора. Он продолжал активно работать в этом направлении и 27 июня 1931 года получил патент на изобретение вертолета. В небо вертолет VS-300 поднялся в 1939 году и управлял им его создатель. На протяжении всей своей карьеры Игорь Сикорский всегда стоял на том, чтобы первый полет на каждом новом аппарате выполнять самому. Сикорский постоянно совершенствовал свое изобретение.
В то же время были созданы вертолеты с двумя большими несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, чем обеспечивалось уравновешение реактивного момента. Но Игорь Сикорский применил в VS-300 более простую схему — с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом. И в наши дни 90 процентов вертолетов во всем мире выполнены именно по такой схеме.
Активно эксплуатироваться машины начали уже ближе к концу Второй мировой войны, было построено свыше 400 таких летательных аппаратов. Это стало началом новой эпохи. Фамилия Сикорский стала синонимом современного вертолета, так же, как фамилия Форд — синонимом качественного автомобиля. Винтокрылые летательные аппараты Сикорского заполнили воздушное пространство над США, благодаря чему конструктор получил прозвище Мистер Геликоптер. Сикорский разработал около пятидесяти моделей вертолетов, в том числе двухэтажный вертолет, вертолет-амфибию, летающий кран, вертолет из прорезиненной ткани. Росло и количество премий и наград Сикорского: всего его чествовали восемьдесят девять раз, причем треть наград конструктору вручали американские президенты. Игорь Сикорский вряд ли мог в полной мере представлять себе масштабы развития техники вертикального взлета. Он смотрел на вертолет как на транспортное средство, полезное для промышленности и коммерции, но в первую очередь необходимое для спасения людей и оказания помощи тем, кто оказался застигнутым стихийным бедствием — пожаром или наводнением. Подсчитано, что благодаря вертолетам Сикорского было спасено более 50 тысяч человеческих жизней.
Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»
1683Читайте нас в Facebook