ПОИСК
Культура и искусство

Татьяна устинова: «все мы хотим заполучить в мужья антонио бандераса, который мыл бы нам посуду»

0:00 10 сентября 2009
Татьяна устинова: «все мы хотим заполучить в мужья антонио бандераса, который мыл бы нам посуду»
Людмила КОВАЛЬСКАЯ специально для «ФАКТОВ»
Впервые популярная писательница издала книгу рассказов, в которой нет детективной интриги, а только истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной

Татьяна Устинова никогда не писала детективы чистой воды. Все ее книги были немного женскими романами. Подчас трудно сказать, какой жанр женскому сердцу милее. Но теперь нам не придется разрываться между первым и вторым, поскольку Устинова издала сборник рассказов, в которых совсем нет детективной интриги — только человеческие взаимоотношения. А о них писательница, кажется, знает все.

«Книжные герои иногда не слушаются меня и выходят из-под контроля»

- Татьяна, истории, которые вы описываете, никогда потом не повторяются в реальной жизни?

- Нет. С помощью текста можно управлять только собственной жизнью, чужой — нельзя. Мне часто задают подобные вопросы на встречах с читателями, и я всегда отвечаю: «Девушки, хотите хорошего мужа? Напишите про него историю! Чем подробнее изложите события, тем больше шансов, что все сбудется». Уверена в этом стопроцентно! Хотя я — человек неверующий, противница ханжества и мракобесия. У меня хорошее образование, я происхожу из инженерно-технической среды, где никто никогда не ходил в церковь или к бабке-знахарке. Тем не менее точно знаю: все, написанное на бумаге, сбывается. При этом вовсе не обязательно, чтобы назавтра ваше творение напечатали тиражом в 500 тысяч экземпляров, тут же продали, а вам вручили Букеровскую премию. Ваша задача не в этом. Просто напишите историю про себя: как вас должны любить, как вы хотели бы любить, какой, по вашему представлению, должна быть семья и воскресный вечер на лужайке. Но нужно писать честно. Только то, чего вы действительно хотите.

- Герои всегда вас слушаются или иногда поступают по-своему?

РЕКЛАМА

- Я всегда думала, что самовольное поведение героев — отличительная черта серьезной литературы, которую создают гении. Но, оказывается, простых писателей герои тоже не слушаются и выходят из-под контроля. Бывает, придумаешь историю с убийством, а в один прекрасный день герой говорит тебе: «Послушай, матушка, что ж ты такое пишешь?! Самое большее, на что я способен, — это украсть галоши. А чтобы вот эти трупы да я содеял?!» И мне спешно приходится выискивать другого злодея, придумывать для него новые убийства, переделывать любовные линии. Или у девушки, по моему плану, намечается роман, но вдруг выясняется, что возлюбленный ей совсем не нравится. И получается история с абсолютно другим человеком. Как, например, произошло у Леры — героини «Пяти шагов по облакам». Я очень хотела, чтобы она закрутила роман с главным редактором журнала. Но Лера, увидев, как он чавкает, когда ест, сказала: «Боже, ужас!» И получилась у нее любовная интрига с олигархом, которого она встретила случайно. Причем все произошло в первый же день знакомства, потому что олигарх ее просто потряс. Лера, совсем не легкомысленная, подумала: «Сейчас или никогда!» и поехала к нему на Рублево-Успенское шоссе.

- В ваших романах очень интересные мужские образы, а ведь часто приходится слышать, что в наше время мужчины перевелись, исчезли как класс.

РЕКЛАМА

- Если девушка считает, что мужчины перевелись, значит, ей с этими самыми мужчинами просто не повезло. Но обобщать и говорить, что настоящих мужчин нет совсем, по меньшей мере глупо! Тогда можно сказать, что и женщины перевелись, очень уж они какие-то в последнее время странные. Могу заверить, мы с ними вполне друг друга стоим. На самом деле и мужчины есть настоящие, и женщины.

«Талантливые мужчины не удобны в семейной жизни»

- Почему же эти мужчины и женщины так редко встречаются?

РЕКЛАМА

- Так они же друг друга не видят! Это стопроцентная заслуга гламура и глянца, благодаря которому мы все хотим заполучить в мужья Антонио Бандераса, который мыл бы нам посуду. В результате получаем либо не Бандераса, либо он не моет посуду. Потому что Антонио Бандерас, как я его себе представляю, очень плохой муж. Во-первых, он звезда. Во-вторых, трудоголик, работает 360 дней в году по 20 часов в сутки. А оставшееся время лежит на пляже в Малибу, читая сценарий очередной картины. Вокруг него резвятся малютки, которых произвела на свет его жена Мелани Гриффит.

Но глянцевые журналы упорно преподносят нам его в качестве кандидата в мужья! Никто не призывает подвергнуть глянцевые журналы остракизму. Нравится? Читайте на здоровье! Но когда речь идет о реальной жизни, строить ее нужно совсем по другим правилам. Что касается мужчин, тут, видимо, на мое мнение можно положиться, мне их лучше видно. Мой мир — это мужчины: издатели, торговцы, директора крупных книжных объединений, продюсеры, режиссеры, операторы, звуковики. Это люди, пребывающие не под забором в состоянии алкогольного опьянения, а на престижной должности. С ними интересно не только работать, но и говорить. Получается, мужчины не перевелись, они здесь, рядом с нами — умные, деловые, состоявшиеся. Другое дело, что такие мужчины, возможно, не очень удобны в семейной жизни.

- Почему?

- Они все время заняты! Один из самых блестящих мужчин, которых я знаю, доктор наук, профессор, великий врач. Он делает операции, за которые никто в России не берется. Лечит как за деньги, так и без них. Он сделал себе имя и в нашей стране, и за границей. Носит костюмы от Лагерфельда и ездит на «БМВ». При этом ему всего 39 лет! Но насколько же это тяжелый человек для своей семьи! Бывает, разговаривая с его женой, я спрашиваю: «А где Игорь?» И она рассказывает: «С утра он сделал четыре операции, потом немного поруководил кафедрой, затем ему позвонили из больницы, он уехал туда и пока не возвращался». А на часах 11 вечера. Это значит, что он приедет домой около полуночи, упадет в постель, а в 6 утра уедет опять.

- Ваш муж такой же?

- Конечно! Женя — талантливый человек, поэтому не может быть легким мужем, отцом или сыном. Не далее как вчера мы должны были ехать всей семьей на детский день рождения к друзьям. Долго собирались, готовили подарки. И вдруг утром Женя мне говорит, что обязательно должен быть на встрече, совершенно не имеющей к нашему походу в гости никакого отношения. Я ему говорю: «Жень, мы так редко бываем вместе, мало времени проводим с детьми! Неужели даже в выходной, когда нет ни съемок, ни интервью, не можем куда-то поехать?! Хочется же!» Он совершенно спокойно, как говорится, не дрогнув лицом, выслушал меня, надел пиджак и сказал: «Ну я пошел!» «Ты и кофе со мной не попьешь воскресным утром, любимый?!» — только и спросила я. На что он ответил: «Я бы с удовольствием, да некогда». И все!

Спрашивается, что мне дальше делать?! Конечно, можно поссориться и не любить друг друга. Но мы же взрослые люди, у нас присутствует понимание, что жаль терять время на нелюбовь и глупые ссоры! В пьесе одного американского драматурга есть замечательная фраза:

«Я люблю тебя, даже когда ты мне не нравишься!» Мы с мужем говорим ее друг другу постоянно. Да, иногда мне не нравится его работа, но я люблю его всегда! Все мужчины в моих романах так или иначе похожи на него. Повторяю, он сложный человек, и это его качество в жизненных ситуациях проявляется по-разному. Иногда ловлю себя на мысли, что совсем не знаю мужа. Хотя… Можно подумать, что хоть одна жена знает своего мужа! И чем лучше я его узнаю, тем больше им восхищаюсь. Да, Женя не красавец и не богач, но он замечательный мужик, и как показала жизнь, у нас получаются очень хорошие дети.

- Несколько лет назад газеты дружно написали о том, что Татьяна Устинова разводится с мужем. На поверку все оказалось газетной уткой. А вам никогда не хотелось действительно развестись?

- Могу ответить цитатой из бородатого анекдота: «Мне очень часто хочется убить своего мужа, но развестись — никогда!»

«Принцу нужна не Золушка, а принцесса»

- Как вы относитесь к социальному неравенству героев ваших романов?

- Скорее отрицательно. В этом смысле я не очень люблю сказку про Золушку. Мне кажется, что девушка, виртуозно перебирающая чечевицу, не может быть интересна принцу. Хотя, наверное, мужчину способна заинтересовать любая женщина, особенно, если он находится в стадии сексуального голодания и охоты. Тогда он погонится за первой попавшейся добычей и… завоюет ее. Но в нормальном состоянии принцу интереснее принцесса. А девушка с чечевицей больше придется по душе землепашцу, который эту самую чечевицу вырастил. Когда он в большой корзине принесет зернышки домой, высыплет их на стол и будет смотреть, как в ней копаются нежные пальчики Золушки, это, наверное, приведет его в восторг. Но принц тут решительно ни при чем! Он не сможет быть достойным собеседником для Золушки. Им очень быстро надоест рассказывать, как они любят друг друга, а в тонкостях дворцового этикета и управления державой Золушка ничего не смыслит. Принц же с этим родился.

- И в жизни для такой сказки места нет?

- Есть, но только в том случае, если девушка с чечевицей, обретя принца, всей душой начинает стремиться к тому, чтобы достичь его уровня. Учиться, отдавать себе отчет в том, что он — принц, стало быть, очень занятой человек и принадлежит не только ей. На первом месте у него всегда будут государственные дела. Вот тогда у нее все получится. Кстати, прекрасный пример принца и Золушки — это Андрон Кончаловский и Юля Высоцкая. Они — прекрасная пара, и в этом прежде всего заслуга Золушки, которая старается изо всех сил, каждый день работает не покладая рук, чтобы оставаться рядом с принцем. Эта ситуация справедлива и в обратную сторону. Принцесса очень быстро разведется со свинопасом, если он будет рассуждать только о том, что у них — пропасть свиней.

- Ваши героини находят счастье в любом возрасте — даже когда им, мягко говоря, за сорок.

- Конечно, когда тебе за сорок, твоя молодость уже более… пожилая, чем была в двадцать пять. Но при этом она ничем не хуже. Мне нравится, как говорит о своем ближайшем будущем моя сестра Инна: «Хочу, чтобы выросла моя дочь и со своим бойфрендом стала приезжать ко мне на дачу. И мы с ней были бы подругами. А со своим бойфрендом по вечерам я хотела бы ходить в ресторан, и чтобы опавшие листья шуршали под колесами его «Мерседеса». Потому что собственный «Мерседес» появляется именно в этой, пятой, молодости. У дочкиного бойфренда тоже может быть «Мерседес», но он куплен его папой, а это не интересно». Понимаете, в чем прелесть? Несмотря на то, что ваша дочь взрослая, вы по-прежнему красивы, потому что вам ведь еще не восемьдесят восемь. Впрочем, Лиля Брик до последнего дня была женщиной, от которой мужчины лишались чувств и сходили с ума. Почему бы и нам не попробовать?

453

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров