Павел Тука: "Преимущество семьи атошников в том, что мы друг в друге уверены"
Когда в поисках подарка я обнаружила в Интернете серию футболок с оригинальными рисунками, обрадовалась. Здесь был выбор на любой вкус: и патриотические, и с любимыми мопсами для друзей, и с котиками для девушек, и с графическими замысловатыми узорами для людей требовательных, и с кексами для тех, у кого хорошее чувство юмора. Каким же было мое удивление, когда пакет с заказом доставил сам создатель компании. Его лицо я знала по снимкам, которые время от времени публиковал его отец — известный волонтер, бывший глава Луганской области, а теперь заместитель министра по вопросам переселенцев Георгий Тука. Павел — его сын. Отслужив в зоне АТО, он придумал, чем заняться в мирной жизни. Как оказалось, без любви здесь не обошлось.
— Не раз заказчики меня спрашивали: «А Георгий Тука в курсе, что вы используете его фамилию?» — улыбается Павел. — На такие вопросы я спокойно отвечаю: «В курсе». Но не объясняю, что это и моя фамилия. Несмотря на то что TUKA Design Store начал свою работу в апреле этого года, через три месяца мы поняли, что идея оправдала минимальные надежды и может нас кормить. Но есть и куда расти. Мы постоянно изучаем аудиторию, интересующуюся нашей продукцией, экспериментируем с рисунками.
Павел все время употребляет местоимение «мы», потому что бизнес создавал вместе с супругой-художницей. А познакомились они благодаря волонтерству еще в то время, когда Павел воевал.
— У нас с Пашей были общие знакомые, но мы никогда не встречались, — рассказывает Анастасия. — Я тогда рисовала принты для организации «Офисная сотня помощи Украинской армии». Мы их переносили на футболки, на средства от продажи которых закупали кровоостанавливающий препарат целокс. Павел, приехав в отпуск, увидел в Интернете один из моих новых рисунков с БТРом и написал мне сообщение, что хотел бы купить такую футболку. К сожалению, этот принт еще не печатался. В тот день я безуспешно звонила всем знакомым, чтобы найти военную форму, которая нам нужна была на следующее утро для съемки ролика, и решила спросить об этом еще и у Паши. Он согласился помочь, написал свой номер и попросил утром напомнить. Первая фраза, которую я сказала, позвонив, была «Слава Украине!», на что Паша ответил: «Героям слава!»
— Позже, когда мы уже решили пожениться, Настя сделала мне такую футболку в единственном экземпляре, — добавляет Павел. — Под БТРом есть надпись: «Коханий, я з тобою!» Я храню эту футболку.
— Две недели после нашего знакомства Паша не звонил и не писал, — продолжает Настя. — И вдруг неожиданно раздался звонок: «Давай встретимся». А перед отъездом на войну Павел ошарашил меня: «Давай поженимся! Назначай дату свадьбы».
— У меня характер такой: принимаю решения моментально, — говорит Павел. — Это касается и бизнеса, и личной жизни.
*"Я встретил Настю и сразу решил: женюсь, а она мое предложение сначала восприняла как шутку", — говорит Павел Тука. Свадьба пары состоялась 27 декабря 2014 года в Киеве
— Настя, как ваши родители отнеслись к такому скоропалительному решению?
— Были удивлены, — улыбается девушка. — Но к тому времени о Георгии Борисовиче уже многие знали, поэтому мои мама с папой решили: сын такого отца не может быть плохим.
— Когда я, вернувшись из отпуска, сказал побратимам, что женюсь, надо мной стали посмеиваться: «Стоило только отпустить хлопца домой, он тут же нашел себе невесту», — вспоминает Павел. — Они тоже не ожидали, что я приеду из Киева с такими новостями.
Пара сыграла свадьбу 27 декабря 2014 года. В то время батальон, в котором служил Павел, был на ротации. После Нового года его отправили в район Донецкого аэропорта.
— Я не был в самих терминалах, — говорит боец. — Мы выполняли разные задачи в районе Опытного и Водяного. А в конце января, когда наше подразделение было взорвано в аэропорту и многие ребята попали в плен, я находился в больнице. До сих пор виню себя за то, что меня не было с ними в трудную минуту. В те дни погибло много настоящих воинов, двое из которых были для меня очень близкими людьми. Это Евгений Яцина и Игорь Брановицкий.
*Год Павел отслужил в 90-м штурмовом батальоне
Павел демобилизовался в сентябре 2015 года. И сразу задумался: чем заняться?
— По образованию я международный экономист, — говорит Павел. — Но никогда не работал по специальности. Еще во время учебы полгода был заместителем директора ночного клуба, а затем мне предложили курировать две небольшие кухни, где готовили обеды для офисов. До Майдана они работали успешно. Мне интересно было этим заниматься. Но когда начались события в центре Киева, бизнес пришлось закрыть. Еще во время моей службы мы с Настей мечтали, что можно было бы делать футболки с ее оригинальными рисунками. Именно эта идея в итоге победила. Но мы не ограничились только одеждой, предложили покупателям также чехлы для мобильных телефонов и сумки. Решили делать одежки для совсем маленьких деток — так называемые бодики. Нашли украинских производителей, которые шьют качественную продукцию. Не хотелось, чтобы после первой же стирки футболки растягивались, теряли форму. Выбирая, с кем сотрудничать, примерял все на себя: а я бы такое купил?
— Как разрабатывали рисунки?
— У Насти уже были наработки с патриотическими рисунками, которые и стали первыми в нашей коллекции, — отвечает Павел. — Позже, после изучения рынка и спроса аудитории, решили использовать и другие иллюстрации.
— Пару месяцев назад мы с Пашей подобрали на улице потерявшегося мопса, — добавляет Настя. — Нам удалось найти его хозяев, так что пес вернулся домой. А я решила сделать футболку с изображением мопса. Ко Дню независимости создала новый принт, олицетворяющий дух нации. Гнездо, внутри которого находится герб Украины, окружают аисты — повзрослевшие дети страны, готовые защищать свой дом.
— Если сначала футболки заказывали наши друзья и друзья друзей, пытаясь таким образом нас поддержать, то теперь аудитория покупателей расширилась, есть клиенты и за рубежом, — продолжает Павел. — Мы отправляли продукцию в Грузию, Швейцарию, Финляндию. Естественно, заказчики — патриоты Украины. В августе семья из Австрии заказала футболки с аистами для мамы, папы и сына. И в них все вместе вышли гулять по своему городу в День независимости Украины. Семья прислала нам свои снимки. Это было очень приятно. Мы с Настей поняли, что наше дело стало успешным, когда на киевском концерте группы «Океан Эльзы» увидели свои футболки на шести зрителях. Они не были нашими знакомыми.
— Теперь появилась идея наносить наши рисунки на блокноты, посуду, полотенца, постельное белье, скатерти, — добавляет Настя.— Причем готовы разрабатывать вензеля, фамильные гербы, чтобы белье можно было дарить на юбилеи и свадьбы, передавать детям по наследству.
— Скажу больше: мы уже задумались над тем, чтобы создать собственное производство, — говорит Павел. — Сейчас существует множество грантов, которые иностранные компании предлагают под социально направленный бизнес. Деньги дают на покупку оборудования. Одно из требований компаний, предоставляющих гранты: существование дела не менее полугода, привлечение к производству инвалидов или ветеранов. Мы готовы строить производство со своими побратимами. Я дружу с сослуживцами, мы вместе посещали семинары по экофермерству. Очень интересно было узнать о путях создания нового бизнеса. Честно говоря, подумываю возродить и свой бизнес по доставке обедов в офисы. Я знаю, что в АТО служили повара, которые могли бы этим заняться, другие ребята могут стать курьерами. Так что вакансии мы заполним быстро. Знаете, в чем преимущество семьи атошников? В том, что мы все друг в друге уверены. У одного есть деньги, у другого — идеи. Объединив усилия, можно создать общее дело.
*Снимок сделан во время концерта. Сейчас, когда похолодало, Настя и Павел могут предложить своим клиентам не только футболки, но и свитшоты
— Павел, ваши демобилизовавшиеся побратимы устроились в мирной жизни?
— Да. Но некоторые из них хотят вернуться на фронт. Когда мы встречаемся, обязательно обсуждаем этот вопрос. Не секрет, что не все, кто прошел АТО, находят свое место в мирной жизни. Поэтому и подписывают контракты, служат дальше. Те же, кто вернулся к семьям, в любой момент готовы снова идти на передовую. Когда началась война, я подумал: не прощу себе, если на фронте погибнет кто-то из ребят, с которыми я служил «срочку». Поэтому и пошел в военкомат, попросился на фронт. А в итоге выяснилось, что из двадцати человек, которые были у нас в роте, воевать пошли всего двое — я и еще один парень.
— Война подарила вам и супругу, и новое дело…
— Я всегда верил в баланс, — улыбается Павел. — Отдавая что-то, обязательно что-то приобретаешь. У меня так и получилось. Я пошел на войну и нашел любимую женщину, создал с ней семью, успешное дело. К сожалению, война забрала многих моих друзей…
Павел часто дарит свои футболки тем, кто находится на фронте. На днях передал такую с котиками Галине Алмазовой — известной гонщице, которая организовала несколько машин скорой помощи для вывоза раненых с линии огня.
— Вы продолжаете лично доставлять свою продукцию?
— Первое время, пока не взяли курьера, которому можно доверять, я привозил заказы сам, — улыбается Павел. — Мне было интересно видеть наших заказчиков. Не все меня узнавали, и я сразу слышал, что люди думают о нашей одежде, нравится ли им качество. Мне это очень важно. Правда, были и деликатные моменты. Как-то мне даже дали десять гривен на чай. А я заметил купюру позже. Неловко было.
Мы знаем уже несколько примеров, когда ребята, отслужившие в зоне АТО, создали успешный бизнес. Например, Леонид Остальцев из 30-й бригады открыл пиццерию, Валерий Липинский оборудовал кофейню на колесах. Все эти примеры говорят о том, что жизнь не только продолжается, но и может быть успешной.
4904Читайте нас в Facebook