Марк Фейгин: «Кремль ведет кампанию по дискредитации Романа Сущенко в России, на Западе и... в Украине»
Известный российский адвокат Марк Фейгин, который по просьбе супруги Романа Сущенко и руководства «Укринформа» оказывает юридическую помощь корреспонденту информагентства, незаконно арестованному в Москве, считает, что ФСБ «шпионское дело» сфабриковало. «Никаких доказательств вины украинца у следствия нет», — сказал он, ознакомившись с материалами следствия. Именно поэтому, как полагает Марк Фейгин, ему долго не разрешали посещение задержанного в СИЗО. На Романа Сущенко психологически давили, предлагая подписать явку с повинной, но он отказался. Тем не менее, по словам Марка Фейгина, ситуация сложилась тревожная. «Сейчас совершенно очевидно видна антикампания Кремля против Романа Сущенко. Она идет в России, на Западе — это понятно, привычно. Хотя есть и некоторые скверные детали. Но особенно беспокоит ситуация с ней (антикампанией) в Украине», — цитирует адвоката «Укринформ».
По мнению Марка Фейгина, весьма быстро распространяется, в том числе и в Украине, кремлевский месседж о том, что, мол, дело Сущенко «темное, может, там все-таки что-то есть». «Упор делается на информационное поле. Но и это, к сожалению, приносит некоторые плоды, негативные для нас. Российские власти в данный момент поставили четкую задачу добиться от общественности в „деле Сущенко“ если и не поддержки, то, по крайне мере, нейтралитета. Мы же обязаны перевернуть ситуацию и не дать им выиграть в этом вопросе», — подытожил адвокат. Напомним, что Верховная Рада призвала парламенты ведущих стран мира консолидировать усилия по освобождению украинских журналистов, ставших заложниками Кремля. Соответствующее постановление не поддержали представители фракции «Оппозиционный блок», заявив, что сначала хотели бы получить более детальную информацию по делу Романа Сущенко.
Ранее в ФСБ РФ заявили, что корреспондент «Укринформа» — кадровый сотрудник Главного управления разведки Министерства обороны Украины полковник Сущенко Роман Владимирович собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности российских Вооруженных Сил. Украинская разведка, естественно, эти заявления опровергла. Тем не менее, сегодня Роману Сущенко будет предъявлено официальное обвинение в шпионаже.
Адвокат обжаловал содержание под стражей журналиста и ходатайствовал об избрании для него иной меры пресечения. «ФАКТАМ» удалось связаться по телефону с Марком Фейгиным и выяснить некоторые обстоятельства дела.
— Марк Захарович, как вы думаете, что стало причиной ареста журналиста: желание получить еще одного политического заложника для последующего обмена, продемонстрировать всем, что России глубоко безразлично мнение международного сообщества или в очередной раз обострить украинский вопрос?
— Искать причины — напрасный труд. Все версии справедливы, хотя, возможно, правду никто не узнает. Я считаю, что арест журналиста — полнейшая глупость. Российские власти должны были понимать последствия своих действий. Не могли же они рассчитывать на то, что вся эта история останется в тайне. У них не получилось бы по-тихому приговорить человека к двадцати пяти годам и… все. Реакция бы последовала незамедлительно. И именно такая, как сейчас. Может, что-то прояснится после того, как удастся попасть к самому Роману.
— Вам еще не намекали, что не следует лезть в это дело?
— Шутите? Я не в том положении, чтобы ко мне подходили с такими вещами!
— С чем вы связываете тот факт, что долго не могли попасть к подзащитному?
— Наверняка уговаривали пойти на сотрудничество со следствием. Поэтому так важно было попасть к Роману и понять, что происходит. Я направил в следственный орган ФСБ РФ несколько ходатайств о допуске в дело Сущенко и посещение его в СИЗО. Следователь должен был отреагировать соответствующим постановлением и передать его в следственный изолятор. А это всего сто метров — «Лефортово» и следственное управление ФСБ сидят в одном здании. Но сто метров преодолевали несколько дней. Понятно, что просто тянули время…
Но самое грубое нарушение, допущенное на данном этапе представителями российской власти, — это недопуск к Роману в течение нескольких дней украинского консула. Теоретически спецслужбы могли задержать иностранного гражданина, пригласив на оформление соответствующего протокола адвоката по назначению. Но не сообщить консулу… Ведь тот мог порекомендовать Сущенко другого адвоката, который сразу же начал бы оказывать профессиональную помощь. Вот это — нарушение прав подзащитного, лишенного юридической помощи. Роман — иностранный гражданин и какое вы право имеете навязывать ему своего адвоката?
— А присутствовал ли адвокат на суде, который избрал Роману Сущенко меру пресечения в виде двухмесячного содержания под стражей? Судебное заседание проходило на следующий же день после задержания.
— Без адвоката судебное заседание не могло проходить. Они не пошли бы на такое нарушение кодекса. А кто там был… Мне сейчас неизвестно.
— Ваш коллега Николай Полозов сказал, что помочь журналисту может только широкий международный резонанс. В случае с Надеждой Савченко на ее освобождение понадобилось два года…
— Для России — это очень быстро…
После посещения Романа Сущенко в СИЗО Марк Фейгин обратился к общественности за помощью в организации продуктовых передач украинцу, а также предложил тем, у кого есть возможность, перечислить деньги на счет задержанного в «Лефортово»:
Получатель: УФК по г. Москве (ФКУ СИЗО-2 ФСИН России, л/с 5 731 821 860) ИНН 7 722 565 193, КПП 772 201 001 Банк: отделение 1 Москва, г. Москва 705. Р/с 40 302 810 800 000 999 424. БИК 44 583 001. В назначении платежа указывать Сущенко Роман Владимирович.
204Читайте нас в Facebook