Жена бойца АТО Алексея Грищенко: "Мы даже не мечтали, что кто-нибудь что-то даст просто так"
О воинской доблести солдата-стрелка 72-й отдельной механизированной бригады Алексея Грищенко из села Константиновка Мелитопольского района Запорожской области «ФАКТЫ» рассказывали чуть более года назад. Тогда Алексей, из-за ранения лишенный возможности передвигаться самостоятельно, вместе с женой и сыном-подростком жил в негазифицированном доме без удобств, который ранее приобрел в пригороде Мелитополя на деньги, вырученные от продажи добротного родительского дома. Со временем Алексей, строитель по специальности, сделал бы из этой «хатынки» приличное жилье, но в стране произошли Майдан, оккупация Крыма, захват соседней страной восточных территорий, боевые действия на Донбассе. Сначала Грищенко отправился в столицу добиваться преобразований в Украине, потом чуть не три месяца осаждал военкомат с требованием призвать его на службу. А через год, летом 2015-го, был тяжело ранен в бою.
*Алексей Грищенко служил в 72-й отдельной механизированной бригаде и летом 2015 года был тяжело ранен в бою. Фото из семейного альбома
— Из лесопосадки напротив танк стрелял по нашим позициям, — вспоминает участник АТО Алексей Грищенко. — У нас тоже был танк, мы начали стрелять в ответ. Чем светлее становилось, тем плотнее был обстрел. И тут из лесополосы выехали две БМП без опознавательных знаков, с ящиками боекомплектов. Увидев вражескую технику, наши ребята, даже гранатометчик, оцепенели, растерялись. И командир тоже — молодой лейтенант, без боевого опыта. Когда бронемашины оказались на расстоянии 50—60 метров, я достал ручные гранатометы и выстрелил в одну из них дважды. Попал под башню и в ящик с боекомплектом, он взорвался. БМП остановилась. Следовавшая за ней машина стала разворачивать башню на нас. Я снова выстрелил — под башню и в боекомплект, ящики взорвались и загорелись. Хотел достать еще один гранатомет, как вдруг почувствовал жжение в плече. А потом меня будто ударило током — и отказали ноги.
Когда раненого Алексея Грищенко доставили в Днепропетровскую областную клиническую больницу имени Мечникова, главврач Сергей Рыженко разместил в «Фейсбуке» пост: «Алексею под Старогнатовкой пуля снайпера разбила грудную клетку, раздробив третий грудной позвонок. Он выжил, осталось поставить на ноги. Руки у бойца сильные, но у него параплегия (паралич ног. — Авт.). Все сделаем, чтобы из больницы Мечникова он ушел на своих ногах».
Жене Алексея Надежде кто-то из медиков сочувственно сказал: «Вы должны смириться, что это даже не знак вопроса, а точка». Но Надежда верила: «Вместе мы все преодолеем и поставим его на ноги! Мой муж очень сильный духом, он не сдастся без боя». Прямо в больничной палате они с Алексеем обвенчались.
*Надежда и Алексей Грищенко вместе уже 17 лет, но обвенчались они только после его ранения, прямо в больничной палате. Фото автора
Помочь семье бойца АТО с ремонтом дома поначалу пытались волонтеры: что-то чинили, достраивали. Вскоре стало понятно, что отремонтировать старый дом выйдет дороже, чем приобрести новый.
И вот накануне Нового года жена Алексея Надежда Грищенко радостно сообщила:
— Приезжал губернатор, вручил нам ордер на новое жилье! Дом очень хороший, я только пол покрашу: мужу хочется, чтобы перед новосельем пахло свежей краской. Здесь газ, топить дровами не надо. Уже фактически сидим «на чемоданах»!
В середине января семья отпраздновала новоселье.
*Дом для семьи Грищенко подыскали на той же улице, где они жили прежде. Недавно им заменили старые деревянные окна на новые, металлопластиковые. Фото пресс-службы Запорожской облгосадминистрации
Помнится, перед нашей первой встречей Надежда объяснила: «Наш дом вы узнаете по украинскому флагу на фронтоне». Переезжать им пришлось недалеко — на ту же улицу, нынче носящую имя украинского авиаконструктора Константина Калинина.
В этот раз Надежда Грищенко встретила журналиста «ФАКТОВ» возле старого дома и повела к новому, попутно объясняя причины некоторого беспорядка:
— Погода стоит хорошая, и я занялась обрезкой фруктовых деревьев на подворье, а ветки еще не успела убрать. И сегодня нам меняли старые деревянные рамы на металлопластиковые, поэтому в доме натоптано. Сейчас сын Богдан придет из школы, попрошу, чтобы прибрал.
В словах Нади не было ни капли досады, словно не на ее женские плечи свалились уход за мужем, его лечение, работа, бытовые заботы.
— Вот, смотрите, — сказала хозяйка у калитки. — Новый дом с виду небольшой, но внутри — просторный и почти без порогов, так что муж на инвалидной коляске может легко ездить по комнатам. Когда ордер вручили, девчата-волонтеры переживали, что домик скромный, а потом даже удивились: «Ого!»
Надя объясняет, что по распоряжению областного руководства им к лету благоустроят спуск с проезжей части ко двору и построят пандус. Обзорную экскурсию по дому хозяйка начинает с застекленной веранды, откуда попадаем в просторную прихожую.
— Чувствуете, как тепло? — говорит Надежда. — Здесь паровое отопление. Новые окна меньше пропускают холод. А эту люстру нам подарили на новоселье. Сегодня привезли шведскую стенку для физических упражнений, установят ее здесь, возле входа. Муж будет заниматься, и сын, конечно, тоже. А еще нам мелитопольская фирма изготовит необходимый для восстановления Алексея тренажер — вертикализатор (устройство, позволяющее приводить тело пациента в вертикальное положение в период реабилитации. — Авт.). Харьковский институт выделял нам тренажер на полгода. Муж садился на него, потом поднимался и имитировал ходьбу… Купить такой нам не под силу, он стоит несколько тысяч долларов. Но мелитопольские умельцы пообещали сделать аналог. Я шутя называю эту комнату «зал экзекуций».
Из мебели в комнате площадью 20 квадратных метров только старый диванчик, на котором спит Надя. В небольшой спальне поместились инвалидная коляска, комод и огромная многофункциональная кровать с электроприводом, которой бойца обеспечили отец Петр (Креницкий) и Надежда Дребот из парафии Рождества Святой Богородицы Украинской грекокатолической церкви.
— Это секретная американская разработка с выходом на адронный коллайдер, — шутит Алексей, намекая на возможность с помощью пульта управления поднимать или опускать секции медицинской кровати. Ради снимка он садится на кровати. Видно, что дается ему это с трудом.
Мечта любой хозяйки — большая кухня. Надежда рассказывает, что кухонный уголок и шкафчики перевезли из старого дома, газовую плиту купили. В решении бытовых вопросов семье большую помощь оказывает мелитопольская райадминистрация: «Звоните, когда что-то нужно». Например, новую плиту газовщики установили бесплатно.
Из кухни одна дверь ведет в большой отапливаемый санузел с ванной, другая (через коридорчик с выходом во двор) — в летнюю кухню. К ней примыкает «холодная» кладовка, где можно будет хранить консервацию и овощи. Надежда не преминула похвалиться гаражом, подвалом, парой крепких хозпостроек и, конечно же, большим участком земли с плодовыми деревьями.
— Мы с Алексеем вместе уже 17 лет, — продолжает Надежда. — Привыкли рассчитывать только на себя, даже не мечтали, что кто-нибудь что-то даст просто так. Но в обладминистрации подсчитали, во сколько обойдется ремонт старого дома, и сказали, что нам будет лучше переехать в благоустроенное жилье, с газом. Мы же раньше дровами топили. Я сама их пилила, рубила целый год, когда Алексей пошел на войну… Документы на новый дом оформят на мужа, ему только надо будет прописаться. Но это уже мелочи…
— Наверное, Алексею предстоит еще лечение в госпиталях?
— Ой, да! — спохватывается Надя. — Алексей, тут звонили из военкомата, предложили путевку на февраль на двоих. Но как быть: и мужа одного не отправишь, и сына дома самого не оставишь, у нас ведь живность. Нам надо путевку на троих плюс на собак и кроликов (смеется) — и все поедем в Хмельник!
— Какую награду вручили вашему мужу за подвиг? Помнится, сразу после его ранения вам звонил замполит части, узнавал данные для представления Алексея Грищенко к государственной награде.
— А никакую не дали, — говорит Надежда. — Какое-то движение началось после запросов в Министерство обороны, когда к мужу тележурналисты приезжали. Ведь если человек на всю страну рассказывает, при каких обстоятельствах получил ранения, и тому есть свидетели, то возникает резонный вопрос про награду. Если честно, мы по этому поводу не переживаем. Бывает, раненые бойцы ордена имеют, но их заслуг никто не признает и сами они никому не нужны. А нам вот дом дали…
— На новом доме украинский флаг появится? — спрашиваю на прощание. — Новый вывесите или прежний заберете?
— Новый, конечно! — заверяет Надежда. И мечтательно говорит, глядя на палисадник: — Эх, какой у меня тут весной куст сирени расцветет!
— Мы изыскали возможность приобрести для Грищенко дом в том же селе, где они жили. Из госбюджета было выделено 735 тысяч гривен, из которых 573 тысячи пошло на дом, остальное — на землю.
Руководитель области сообщил, что на 2017 год запланировано несколько проектов по обеспечению жильем участников АТО. Среди них — строительство дома для ветеранов в областном центре и общежития для контрактников Нацгвардии рядом с воинской частью № 3029. Одной из главных задач остается восстановление Центра реабилитации для участников боевых действий.
6243Читайте нас в Facebook