Сергей и Ольга Новиковы: "Вот уже шестьдесят лет мы дарим друг другу любовь. Каждый день"
60 лет в браке — это много или мало? Полтавчане Сергей Иванович и Ольга Николаевна Новиковы, отпраздновавшие 31 января «бриллиантовую» свадьбу, говорят, что не чувствуют прожитых лет. А рецепт своей счастливой жизни объясняют просто: «Мы испытывали друг к другу взаимное уважение с молодости, никогда не выясняли отношений». Вот только любовных признаний не припоминают. Хотя их брак — это история настоящей любви.
Юбиляры — люди энергичные и вполне современные. Активно пользуются планшетом. На машине ездят на дачу. Не представляют своей жизни без работы на огороде. Говорят, крестьянская закалка сказывается. Такие урожаи овощей и фруктов выращивают, что излишки даже продают. Вина, кстати, пьют только домашние. Не только традиционные (из винограда) делают, но и из клубники, земляники, ежевики. Ежевичное вино, должна сказать, понравилось больше всего — гостеприимные хозяева устроили для меня дегустацию ароматных напитков. Для этого был серьезный повод. 25 января Сергею Ивановичу исполнилось 84 года.
Пока мы разговаривали, родные и близкие именинника, живущие в других городах, то и дело вызывали его по мобильному телефону и скайпу, чтобы поздравить.
— Это Настя, наша внучка, — объясняет 83-летняя Ольга Николаевна после очередного поздравления. — Учится в медицинском университете, будущий педиатр. Год назад подарила нам правнучку Софию (теперь у нас уже двое правнуков), взяла на год академотпуск, а теперь приходится наверстывать учебную программу. Мы с ней по скайпу занимаемся — объясняю ей физиологию. Я долгие годы была старшим преподавателем на кафедре нормальной физиологии Полтавского медицинского стоматологического института (сейчас Украинская медицинская стоматологическая академия), вела семинарские занятия со студентами по этому предмету. Объясняла студентам, что в первую очередь необходимо представлять физиологические процессы, которые постоянно меняются в нашем организме, тогда их можно понять.
— В нашей большой семье пять кандидатов наук, — с гордостью говорит 84-летний Сергей Иванович. — Ученую медицинскую степень имеют наш младший сын, супруга старшего сына, двое их детей — Евгений и Наталья. Жена у меня кандидат биологических наук. Только я летчик.
Династия врачей Новиковых известна в Полтаве.
*Через всю долгую жизнь супруги Новиковы пронесли любовь и уважение друг к другу. Фото автора
— Нас с Сережей лечат лучшие специалисты своего дела, — улыбается Ольга Николаевна. — Нашими зубами занимается младший сын Володя — стоматолог, а общее состояние здоровья поддерживает старший — Миша. У него редкая специальность — остеопат. Его руки пациенты называют золотыми. Миша умеет «вынимать» боль из организма.
Младшие Новиковы никогда не слышали, чтобы Ольга Николаевна и Сергей Иванович громко спорили между собой или выказывали недовольство друг другом.
— Мы так срослись за эти шестьдесят лет, что если приходится расставаться хоть ненадолго, места себе не находим, — говорит Ольга Николаевна. — Жить друг без друга не можем.
Судьба свела будущих супругов в Кишиневе. Девочки из села Винницкой области Оля и Наташа Глазовы учились там в государственном университете.
А Сергей Новиков — рязанский парень из многодетной крестьянской семьи — после окончания Балашовского военного летного училища получил направление на стажировку в столицу Молдавии. В двадцать лет он уже имел специальность бомбардировщика дальней авиации. В качестве второго пилота в составе молдавского отряда летал на «Дугласе» (в Советском Союзе его называли Ми-2), учился поражать цели с воображаемым врагом. Его старшие братья не вернулись с войны, поэтому Сергей и выбрал себе специальность военного летчика, чтобы защищать Родину. Летному мастерству его обучала Герой Социалистического Труда Надежда Сметанина.
Свободное от полетов время молодой пилот проводил на стадионе государственного университета, занимаясь бегом. Сдружился с ребятами, которые тоже уважали спорт. Не порывал с ними контактов даже после перевода в Одессу. На ноябрьские праздники в 1956 году Сергей Новиков приехал их навестить. У одного из его товарищей была невеста, и парни зашли к ней в общежитие. Друг ушел со своей девушкой гулять, а Сергею ничего не оставалось, как пригласить ее соседку по комнате Олю в кино.
*Сергей Новиков в 20 лет уже был летчиком-бомбардировщиком
— Смотрели двухсерийный фильм о шахтерской семье, — рассказывает, будто это было вчера, Сергей Иванович. — Выйдя из кинотеатра, мы с Олей стали обсуждать картину, и оказалось, что наши мысли о жизни полностью совпадают. У меня появился интерес к этой умной симпатичной студентке, между нами завязалась переписка. В одном из писем я написал девушке, что не могу без нее жить. На Новый год приехал в Кишинев специально к ней. Правда, до самой свадьбы мы ни разу не поцеловались.
Жениться через два месяца после знакомства военный летчик Сергей Новиков и пятикурсница биологического факультета Ольга Глазова не собирались. Событие это ускорила свадьба Олиной сестры, назначенная на 29 января 1957 года. Сергей получил на нее аж два приглашения — от молодоженов и от своей невесты. По дороге в Бершадь Оля заехала в Одессу, чтобы отправиться в путь вместе с Сергеем.
— Настоящее глубокое чувство, которое осталось с нами на всю жизнь, как раз тогда и зародилось, — улыбается Сергей Иванович. — На маленькой пересадочной станции мы, полусонные, сидели в холодном зале вокзала. Я прислонился к Олечке, и меня такой теплой волной пронизало, что уже не сомневался: с этой девушкой останусь на всю жизнь.
В первый день они гуляли на свадьбе Олиной сестры в селе Пилипоновка Бершадского района Винницкой области, а на второй день сами решили пожениться. Пошли на третий день и расписались.
*Оля Глазова из Винницкой области училась в университете в Кишиневе
— Как только я появилась в родительском доме, приехав из Кишинева, отец объявил, что нашел мне жениха, — вспоминает Ольга Николаевна. — Это был демобилизованный солдат, служивший в Германии, из уважаемой в селе семьи. Не откладывая в долгий ящик, он в тот же вечер заслал ко мне сватов. Но мое сердце уже не было свободно, поэтому сваты ушли «с гарбузом». «Я выйду замуж за Сережу», — представила я отцу одного из парней, гулявших на Наташиной свадьбе.
Решение молодых людей пожениться категорически не понравилось отцу Ольги, придерживавшегося строгих традиций: «Как я могу выдать тебя замуж за человека, о котором ничего не знаю? Какой такой летчик? Улетит он от тебя и забудет…» Отец не хотел и слушать дочку. Рассердившись на нее, даже со свадьбы ушел на хутор к родственникам. А его несостоявшийся зять, обиженный таким нерадушным приемом, собрался уезжать в Одессу. Начала готовиться в обратный путь и Ольга.
— И вот идем мы 31 января по селу с вещами, без настроения, — рассказывает о событиях 60-летней давности Ольга Новикова. — Навстречу нам отец. За ночь его недовольство, к счастью, улетучилось. Он не только прощения у нас попросил, но тут же, в хате моей тети, благословил. На радостях мы побежали в сельсовет и расписались. В тот же день сыграли свадьбу. Мой жених был при деньгах — докупил еще еды и выпивки. Так что Наташина свадьба плавно перетекла в нашу с Сережей.
Я прошу «молодоженов» показать свадебные фотографии.
— У фотографа, которого мы пригласили на свадьбу, не оказалось пленки в аппарате, — разводит руками Сергей Иванович. — Но, поверьте, мы были молоды и красивы. Нарядов, конечно, пошить не успели. На Оле была кофточка и блузка, на мне — повседневная военная форма. Зато всем запомнилось, что жених пригласил аккордеониста. Он играл чардаш, полонез… И погода тогда была замечательная: шел снежок, делая все вокруг белым. Гости говорили: «Это хорошая примета — семья будет счастливой и богатой». У нас с Олей голова шла кругом.
— Так я стала женой офицера, — говорит Ольга Николаевна. — И это потом сыграло со мной злую шутку. Меня, обладательницу красного диплома, нигде не хотели брать на работу, мотивируя тем, что муж хорошо зарабатывает. Такое отношение тогда было ко всем женам военных. Правду сказать, в первый месяц супружеской жизни я даже не знала, куда девать такие большие деньги. Представьте, мы с Наташей пять лет жили на стипендию, родители-колхозники не могли нам помогать материально. Сестра получала 28 рублей, а я как отличница — повышенную стипендию 32 рубля. Этих денег хватало на жизнь впроголодь. Уходя на занятия, мы не завтракали, в обед покупали по пирожку с повидлом, а ужинали кусочком черного хлеба со сладким кипятком (сахар привозили из дому). У нас был один на двух полушерстяной костюм, по одной шерстяной кофточке и по паре ситцевых платьев. Одежду носили по неделе, потом менялись. Мы впервые с сестрой за долгие годы наелись и приоделись, когда Сережа прислал мне после свадьбы денежный перевод в размере около двух тысяч рублей (почти всю свою зарплату). На выпускной мы с Наташей щеголяли в платьях из крепдешина и креп-жоржета.
Впрочем, сытая жизнь у молодой семьи длилась недолго. Помотавшись несколько лет по авиаполкам, Новиковы с маленьким ребенком на руках осели в Полтаве. Здесь тогда на военном аэродроме базировались тяжелые бомбардировщики.
— На момент, когда меня комиссовали по состоянию здоровья, мой налет составлял 1702 часа, — рассказывает Сергей Иванович. — Сейчас столько не летают. Бывало, по десять часов экипаж находился в воздухе, преодолевая по 7—8 тысяч километров — отрабатывали технику ведения боевых действий. Летали на «Тушках». Бомбардировщик Ту-4 поднимался на высоту свыше 10 тысяч метров, приходилось дышать в кислородных масках. А в тяжелом ракетоносце Ту-16 была другая проблема — во время полета экипаж находился в привязанном состоянии, нельзя было встать, размяться. Возможно, оттуда мои проблемы с тазобедренными суставами.
Хотя в двадцать семь лет меня комиссовали из-за обычного вывиха руки. Неловко нырнул — и пожалуйста. Некоторое время это удавалось скрывать от медицинской комиссии. Мог и сам вправить плечевой сустав, и сослуживцев научил делать это. А в 1960 году, когда я как раз проходил обследование в штабе армии, вышел указ Хрущева о существенном сокращении дальней и фронтовой авиации. Под сокращение попадали 1 миллион 200 тысяч человек. «Нам не нужна авиация, у нас есть ракеты», — заявил Никита Сергеевич. В общем, больше я не вернулся к самолетам. Поступив на стационар Полтавского сельхозинститута и получив профессию экономиста, занял должность сначала экономиста, затем начальника планового отдела Полтавского аэропорта. До самой пенсии все же был ближе к небу.
Супруги Новиковы давно поменялись ролями в части материального обеспечения семьи. Научная пенсия Ольги Николаевны намного больше пенсии Сергея Ивановича. Но они никогда не делили денег на «мои» и «твои», всегда были общие.
— Ни на дни рождения, ни на другие памятные даты не покупали особых подарков, — делится Ольга Николаевна. — Все приобретаем по мере необходимости. И бриллиантов на свою свадьбу друг другу не преподносили. Все это неважно. Мы всегда дарим друг другу любовь. Вот уже шестьдесят лет. Каждый день. Только не говорим об этом вслух…
3275Читайте нас в Facebook